Краснодарские известия

Маршрутки выросли в цене, а в качестве?

Откуда у частников взялся тариф в 30 рублей, из чего он складывается и как это отражается на качестве? Эти вопросы задали на слушаниях в городской Думе представителям перевозчиков. Послушали точку зрения антимонопольной и налоговой служб.

Одной из самых обсуждаемых тем в январе стало повышение стоимости проезда на ряде маршрутов у частных перевозчиков.

— Я считаю так: если подняли цену, то выше должно стать и качество обслуживания, — убеждена председатель окружной организации Всероссийского общества инвалидов Центрального округа Татьяна Великая. — Чтобы больше было таких случаев, когда так называемые маршрутки проезжают мимо тех остановок, не берут людей с проездными. Когда в час пик они набиваются до предела. Перевозчики всегда должны помнить, что они предоставляют горожанам услугу. Конечно, есть и добросовестные, и хорошие водители, но из-за недобросовестной части страдают и краснодарцы, и репутация всех перевозчиков.

— Тема активно обсуждается краснодарцами, и наша задача — в ней разобраться, — отметила ведущая депутатских слушаний Людмила Головченко, председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды, который организовал дискуссию.

Кто цену назначает?

Изменение цены на проезд в общественном транспорте происходит с определенной периодичностью. Обычно этому предшествует развернутая информационная кампания, дискуссии, приводятся аргументы за и против роста стоимости. Это если тарифы регулируемые и за них отвечает государство или муниципалитет. Но в городе сегодня большинство перевозчиков работают по нерегулируемым тарифам. Именно они и выросли в январе.

Регулируемые тарифы устанавливала городская власть для муниципальных предприятий, а для частников — РЭК. Так было еще совсем недавно. До 2016 года муниципальные маршруты разыгрывались на конкурсе, с победителями департамент транспорта заключал договор, работала контрактная система в рамках ФЗ №44. Сейчас транспорт регулирует ФЗ №220. Городской департамент транспорта и дорожного хозяйства всего лишь вручает свидетельства на маршруты. Отозвать их можно только через суд. Совершенно другие и контрольные полномочия департамента: расписание, санитарное состояние и контроль за безбилетниками.

Кто же устанавливает нерегулируемый тариф? Сами перевозчики, единственная их обязанность — не менее чем за 10 дней до их введения уведомить власть, департамент транспорта и городского хозяйства.

Что же стало причинами роста тарифов у частников с 28 до 30 рублей? Об этом подробно рассказал президент саморегулируемой организации «Союз транспортников Кубани» Иван Петров.

Стоимость автобуса, которая за последний год выросла на 9,5%. Автобусы перевозчики либо приобретают в кредит, либо берут в лизинг.

Следующий фактор, названный ключевым, — рост цены на топливо: ГСМ и метан. За последние полтора года после предыдущего пересмотра тарифа цена на ГСМ выросло в среднем на 4,5%, а на метан — на 25%.

Есть еще рост цен на запчасти и расходные материалы, он составляет от 9 до 26%.

К неизбежным расходам перевозчики относят и требования по транспортной безопасности, куда в этом году по понятным причинам добавились санитарные.

Еще, как выяснилось, два перевозчика приступили к строительству собственных баз. Правда, выросли тарифы не только у них, а почти у всех, причем одновременно и одинаково.

— Почему за строительство базы должен платить весь город? — выразил общее недоумение депутат Андрей Раззоренов.

А Алексей Бердников убежден, что можно было пойти другим путем: оптимизировать расходы, а не возлагать это бремя исключительно на пассажиров.

Где тайна за семью печатями

Перевозчикам напомнили, что они получали компенсацию за упущенную выгоду во время весеннего локдауна, когда общественный транспорт ходил по три часа утром и вечером. А ни на одном из слайдов презентации меры поддержки не отражены.

Также обсудили вопрос о том, почему в презентации нет ни слова о зарплате водителей, а это ведь тоже расходы компании. Вопрос задают журналисты, но ответ слышат, как правило, один: это большой секрет, у нас конкуренция, и раскрыть его мы не можем. Хорошо, а средняя? Иван Петров только назвал такую цифру: в удельном весе расходов зарплаты составляют 34%. А принудить перевозчиков раскрыть конкретные цифры он не вправе.

Депутатов доклад не удивил, но и не убедил.

— Другого выступления мы и не ожидали, — подчеркнула председатель городской Думы Вера Галушко.

Заместитель председателя комитета по строительству, архитектурной и градостроительной деятельности Геннадий Уфимцев обратил внимание в то, что многие перевозчики новые тарифы установили одновременно.

Руководитель управления ФАС по Краснодарскому краю Олег Тихенький расставил акценты в части антимонопольного законодательства. У каждого предприятия — своя экономика. Узнав из СМИ об одновременном поднятии цены, ФАС запросила сведения у предприятий. Они поступят к 29 января. Затем их предстоит изучить. Есть такая мера ответственности — предостережение или предупреждение.

Есть еще достаточно популярный стереотип: что в этом секторе перевозок много незафиксированных денег. Иван Петров заверил, что как раз сегодня руководители компаний первые заинтересованы работать только по-белому. Обязательное требование проводить расчеты через кассовый аппарат даже выгодно: это более четкий сбор выручки.

У перевозчиков есть защита. А у пассажиров?

Наверное, можно было бы согласиться с аргументами организации, выступившей на слушаниях от имени всех частных перевозчиков.

Если бы не одно но: главным аргументом во всех расчетах, приведенных ими, выступает тот, что живут они только за счет платы за проезд. Раз так, и их жизнь во всем зависит от пассажиров, то и качество услуги должно расти. Новые автобусы, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, чистые и аккуратные водители, получающие за свой труд достойную оплату, — это то, к чему сегодня должен стремиться общественный транспорт.

— Что вы сделали для потребителей? Чтобы жителям было комфортнее ездить? — поинтересовался вице-спикер городской Думы Зорик Садоян.

Если в составляющей тарифа есть стоимость автобуса, то где новая техника? По данным департамента транспорта и городского хозяйства, в 2020 году частниками приобретено 23 автобуса, из них 8 предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья, в этом году планируется приобрести еще 32 автобуса.

Если задача саморегулируемой организации —
защищать работодателей-перевозчиков, что следует из ее названия, стоит создать профсоюз пассажиров.

На самом деле, пассажир хочет вовремя доехать, не испытывая при этом неудобств, и чтобы, если уж цена выросла, то и качество тоже. И на муниципальном транспорте, и у других перевозчиков.

Кассы есть теперь у всех

Начальник отдела оперативного контроля управления ФНС по Краснодарскому краю Евгений Щербаков рассказал, что контрольно-кассовую технику сегодня разрешено использовать удаленно.

Еще мнение

«КИ» после слушаний обратились к Дмитрию Филиновичу, члену Общественной палаты Краснодара:

— Считаю, что до повышения цены перевозчикам хорошо было бы обратиться в СМИ и разъяснить, с чем это связано. Рассказать и о ценовых факторах, которые заставили пойти на такой шаг. И о том, какие есть и еще планируются улучшения в секторе коммерческих перевозок. Все предприятия установили контрольно-кассовые аппараты, в каждом автобусе обязательно есть валидатор, чтобы у пассажиров была возможность оплатить проезд по безналичному расчету. Идет постепенное обновление техники. С тем, что было еще 5-7 лет назад, не сравнить. Появились, например, автобусы на газомоторном топливе большой и средней вместимости. Что касается идеи снова перейти на контрактную систему, то, с моей точки зрения, это будет выгодно и перевозчикам, и городу. Потому что это работа по понятным правилам, у города появятся функции контроля, что уже хорошо для пассажиров.

А если вернуться на старые рельсы?

Можно ли вернуться к старой системе организации общественного транспорта: тендер, договор и регулируемый тариф? Для МУП КТТУ, рассказала и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина, город регулирует тариф в качестве учредителя. Перевод отношений со всеми перевозчиками в рамки тендера потребует около 13 млрд рублей в бюджете. Но тогда транспорт будет больше под контролем местной власти. Депутаты предложили представить все расчеты, чтобы взвесить, что городу выгоднее.

Андрей Погуляйко, председатель профильной комиссии Общественной палаты Краснодара:

— Не было бы столько вопросов о причинах повышения стоимости проезда, если бы при этом повышалось и качество обслуживания.

Что гласит закон?

По Федеральному закону №220, который был принят
13 июля 2015 года, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. Решение принимают самостоятельно руководители
предприятий.

Цифры

116 маршрутов включает сеть общественного транспорта Краснодара: 16 — трамвайных, 12 — троллейбусных, 88 — автобусных, 56 городских
и 32 пригородных. 23 перевозчика: 1 муниципальный, 2 — ИП, 19 — ООО и 1 — простое товарищество.

Exit mobile version