Не хуже диссертации
Я встречаю знакомую, которую давно не видела, и предлагаю ей выпить чашечку-другую чая где-нибудь в уютном местечке.
— Некогда, не поверишь! Бегу, мне еще нужно срочно распечатать и переплести Иришкин проект!
— А покажи, что за проект? Мы, конечно, тоже выполняем подобные задания, но чтобы с таким размахом… Круто, ничего не скажешь. Мой диплом журфака выглядел проще, чем ваш школьный проект во 2-м классе! Если понадобится написать рецензию, обращайся!
Кроме шуток. Если смотреть на вопрос так, как он выглядит на бумаге и в теории, то получится следующее: сегодня перед современной школой стоит задача подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, поэтому наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий все чаще используется проектная деятельность. Метод направляет школьников на решение конкретной учебной или воспитательной задачи. Формирует различные компетенции, то есть умения, связанные с опытом их применения на практике. Это теория. А вот что получается в жизни.
Мама и папа вроде бы настроились на отдых после трудового дня, как вдруг в 10 часов вечера появляется крошка-сын с большим ватманом и говорит, что нужно соорудить небольшую поделку. На завтра. И в доме начинается самый настоящий переполох: бабушка отправляется на поиски клея, дедушка что-то вырезает, родители нервно гуглят, «как быстро сделать макет школы будущего», довольный кот потягивается на окошке, а ученик смотрит и ждет. Потому что выполнить подобное задание в свои 7 лет сам он пока не в состоянии. А требования тем не менее растут: презентации в специальных программах, которые не все взрослые сумеют делать, сложные макеты, составление кроссвордов, создание поделок и инсталляций — фантазируй сколько хочешь. Некоторые особо креативные родители даже обращаются за помощью к дизайнерам и преподавателям риторики. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «выставку достижений учителей». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Такая тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут на-учиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы для достижения собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
— В школу сейчас приходят дети, у которых уже есть навык работы с интернетом и достаточно большой объем знаний, который они получают еще в дошкольном возрасте, — отмечает клинический психолог Екатерина Никифорова. — Но они не могут обрабатывать большие объемы информации в раннем возрасте. Если педагог сможет научить ребенка учиться, то тогда мы имеем право говорить о научно-проектной деятельности в начальной школе. Он должен быть не непреклонным авторитетом и носителем знаний, а именно помощником: развивать те способности, которые существуют у ребенка.
Проект не должен быть легким
Вернемся же к проектам. Здесь проблема стоит остро: родители недоумевают, почему они вынуждены выполнять задания за детей, а школа, со своей стороны, не видит в этом никаких сложностей и считает, что основная нагрузка по обучению и воспитанию должна лежать на родительских плечах. Не говорят ли такие «ватманы» перед сном, что ученик не в состоянии планировать свое время и распределять нагрузку?
Как нам пояснили в департаменте образования, в отличие от простого рисунка или аппликации проектная деятельность предполагает, что ребенок должен поставить цель, продумать необходимые материалы, составить план работы и презентовать аудитории конечный результат. Реализуется такая работа, как правило, с помощью руководителя, которым может быть как учитель, так и родитель. В средней школе от простых заданий дети переходят к исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественных наук. Выпускники 9-го класса за защиту своей работы получают оценку, которая идет в портфолио и учитывается при поступлении в 10-й класс. В старших классах ребята выполняют проекты по выбранной теме по экологии, культуре родного города, по социальной тематике, и их они могут готовить на протяжении двух лет. Некоторые выпускники кубанских школ представляли свои работы на конкурсе «Большая перемена» и стали победители всероссийского уровня.
Чьи дети выигрывают?
Мы спросили мнение мамы ученика 2-го класса одной из ведущих школ Краснодара, с какими сложностями они сталкиваются при выполнении таких заданий.
— Мы делаем проекты начиная с первого класса, и это всегда проходит как большой праздник знаний, устраиваются масштабные презентации, — рассказывает Ольга Васильева. — Нам выделяют учителя, который нас курирует, мы можем сами выбирать тему, но мне кажется, что требования, предъявляемые к проектам, не соответствуют возрасту детей. В нашей школе есть такая установка: быть лучшим. И если у ребенка проект лучше, это значит, что лучше и этот ребенок, и его родитель. Абсолютно не детские требования, на мой взгляд. Например, ребенок должен сам набрать на компьютере до 10 листов печатного текста — мой сын этого сделать не в состоянии, потому что он пока не владеет такими навыками. Если ты выбираешь теоретический проект, то сразу же проигрываешь другим, потому что у нас родители, как правило, стремятся сделать практическую часть, нередко вовлекая в это всю семью или привлекая сторонних специалистов. Делают макеты и модели вулканов, например, и тому подобное. И в конце концов, выигрывают те дети, чьи родители прикладывают больше материальных, моральных и интеллектуальных усилий.
Основную часть проектов я делаю сама. В принципе, невозможно выполнить проект, который удовлетворил бы требованиям современной школы, силами ребенка 8-9 лет. Нужно ставить перед детьми реальные цели, и делать это по желанию, чтобы им самим это было интересно. У родителей возникает только озлобленность. Раньше были требования о выполнении домашних заданий, но явно написание проекта с презентациями, которые должны быть показаны на школьных досках, превышает эту учебную нагрузку, и мы сами отбиваем у детей охоту, снижаем у них мотивацию к обучению в целом. Мы вынуждены их заставлять. В городском департаменте образования дают свою оценку:
— Проект не может быть таким, чтобы ребенок мог сделать его за 10 минут. Он поэтому и называется проектом, что готовится несколько месяцев, — поясняет заместитель директора образования Наталья Полякова. — Это все в рамках программы, и научиться этому необходимо в течение всех лет обучения в школе. Степень самостоятельности ребенка при выполнении проекта зависит от возможностей самого ребенка. Но помощь педагога он в любом случае будет получать.
— Самое главное, чтобы ребенку было интересно то, что он создает. Приведу пример. Один мальчик очень хотел иметь собаку, поэтому подготовил проект о том, какие существуют породы собак. Он вместе с родителями с удовольствием изучал информацию, и получилась довольно интересная работа. Другой выращивал растения у себя дома, которые ему нравились, и большую поддержку в этом ему оказывали родители, — считает Екатерина Никифорова.
Цитата
Тамара Степановна Криштафович, бывший директор гимназии №18, педагог с 57-летним стажем:
— Домашние задания не должны превышать объема той работы, которую выполнили в классе. Я согласна, что количество заданий надо снизить, потому что эта нагрузка ложится и на родителей, и им приходится выполнять уроки вместе с детьми. Нужно задавать на дом то, что ребенок сможет выполнить сам, без помощи взрослого. Для этого вы должны так провести урок, чтобы он понял, что и как ему делать дома.
«Мамки-няньки, собирайтесь!»
У меня трое детей, двое из которых учатся в школе. Сын уже вышел на финишную прямую, оканчивает 10-й класс, а дочь учится в началке в одной из краснодарских гимназий.
Я окунулась в проектную деятельность вместе с сыном, когда он перешел во 2-й класс. Мы тогда жили в Москве, он обучался в серьезной английской школе, и задания там были ну совсем не детские. Мне приходилось выписывать цитаты великих людей из научных книг, составлять тексты, готовить иллюстрации, а я лучше выпью пузырек рыбьего жира, чем что-нибудь нарисую. Написать — пожалуйста, приклеить, смастерить или сшить что-нибудь на скорую руку — это не ко мне, мои дети!
Поэтому на случаи экстренных поделок, о которых узнаешь в 10 часов вечера, или создания «продукта» для проекта у нас есть подруга, которая умеет все это выполнять. Если вы вдруг узнали себя, то вы не одиноки, и многие родители вынуждены таким вот образом «мухлевать», потому что очень не хочется получить выговор за плохую работу.
Мы сможем научить только тому, что умеем сами. А если я сама не умею делать аппликации или составлять крос-сворды, у меня не остается иного выхода, как обратиться за помощью к тем, кто любит и умеет это делать. У ребенка стоит задача — выполнить. Но сам он с ней справиться пока не в силах, и тогда на помощь приходят родители, бабушки-дедушки, тети и дяди. Чему он в таком случае научится?
Недавно была на родительском собрании у дочери, где учитель большую часть времени посвятила именно научно-проектной деятельности. Видимо, сегодня проекты действительно важны. У меня есть знакомые, дети которых уже в 1-м классе познакомились со словами цель и гипотеза и имели честь защищать свои работы на научных конференциях. Для меня самое главное, чтобы дети научились грамотно выражать свои мысли, а не зазубривали текст.
Подойти к этому вопросу следует спокойно и творчески. Заварить чайку, съесть пирожное и подключить фантазию. Выбрать тему, интересующую ребенка, и придумать такой продукт, который он сможет создать сам. Ну а если требования слишком высоки и пирожное вопроса не решит, нужно набраться терпения и вспомнить то, что нам завещал дедушка Ленин. Самое главное — никогда не терять чувства юмора и сохранять оптимизм, даже когда ты снова слышишь: «Мам, а у нас проект…»
Текст подготовила Анна Климанц