Поговорку «Хлеб всему голова» в Краснодарском крае впору заменить на другую известную фразу «Не хлебом единым». Ведь лесные угодья нашего региона — достояние не менее бесценное, чем его пшеничные поля. Стало быть, нуждаются они в такой же действенной защите и приумножении.
Обеспечить такую защиту для них должен региональный проект «Сохранение лесов», осуществляемый в рамках нацпроекта «Экология».
Операция «модернизация»
— Достижение намеченных целевых показателей этого проекта даст возможность улучшить экологическую обстановку в крае, повысить продуктивность породного состава лесных насаждений на землях различного целевого насаждения, — подчеркнул Сергей Болдин, заместитель главы администрации Краснодарского края. — И в конечном счете предоставит жителям нашего региона новые места отдыха в благоприятной природной среде.
О каких целевых показателях идет в этом случае речь? Решение каких задач гарантирует нам экологически чистый досуг в местах, не обезображенных гримасами цивилизации?
— Если говорить о задачах регионального проекта, то речь надо вести о сохранении площадей лесов, в том числе на основе их воспроизводства на участках вырубленных и погибших лесных насаждений, — сразу внес конкретику вице-губернатор, — а также о модернизации материально-технической базы лесопожарных формирований для своевременного предупреждения и тушения лесных пожаров.
Враг по имени Человек
Из сказанного следует, что основные причины уничтожения лесов на Кубани — пожары и незаконная вырубка. Основные, но далеко не единственные.
— Еще один серьезный фактор, влияющий на состояние лесных экосистем, — антропогенная деятельность человека, — уточнил Сергей Болдин. — Здесь и сенокошение, и заготовка древесины, и рекреационные работы, и загрязнения техногенного характера.
Не менее серьезный враг для кубанского леса — незаконная рубка. В связи с чем особая актуальность — у эстрадного хита конца 80-х годов с его припевом-призывом: «Не рубите, мужики, не рубите!». К сожалению, рубят…
— К примеру, в прошлом году по результатам контрольных мероприятий в нашем крае было выявлено 179 случаев незаконных рубок лесных насаждений на площади 32,47 га, — сетует заместитель главы. — Нанесенный лесному хозяйству региона ущерб в итоге составил 620 млн рублей.
Прогресс и кубанский лес
На браконьерах, впрочем, свет клином не сошелся. Стереть леса с лица земли вполне способен и технический прогресс.
— Так, площадь сплошных рубок при использовании лесов, связанных со строительством и эксплуатацией линейных объектов, — приводит пример Сергей Болдин, — в 2019 году достигла показателя 312,8 гектара.
Что ж, ответ на извечный российский вопрос «Кто виноват?», как говорится, лежит на поверхности. А как быть с вопросом «Что делать?»
— Министерство природных ресурсов Краснодарского края особое внимание уделяет предупреждению и тушению лесных пожаров, — заметил вице-губернатор. — Недопущение гибели деревьев и кустарников — одно из важнейших условий сохранения лесных ресурсов региона.
Целый комплекс без комплексов
Цель обозначена предельно четко. Теперь неплохо бы узнать о главных путях ее достижения.
— Для этого, в частности, к 2024 году необходимо техническое оснащение охраняющих лес от пожаров специализированных учреждений, — подчеркнул Сергей Болдин. — Обеспечение их соответствующими техническими средствами и оборудованием должно быть не менее чем на 87%.
Но если уж пожар случился (или произошла вырубка, или в ходе слишком интенсивной рекреации в крае вновь стало меньше лесных насаждений — здесь возможны варианты), как восполнить потери?
— К этому же году нами запланировано обеспечение учреждений, выполняющих работу по воспроизводству лесов, необходимой специализированной техникой на не менее чем 50% от существующих потребностей, — продолжил тему вице-губернатор. — Это позволит провести целый комплекс мероприятий по лесоразведению и восстановлению лесов.
Культ мощных культиваторов
Что касается всевозможных технологических новшеств, то особенно впечатляет план модернизации работ, направленных в рамках проекта на борьбу с лесными пожарами и их своевременное предотвращение.
— Нам нужен эффективный мониторинг лесопожарной обстановки при патрулировании труднодоступных участков лесного фонда, оперативной доставки бригад к местам возгораний для тушения, — пояснил заместитель главы администрации. — Необходимо также проведение комплекса профилактических противопожарных акций.
Эффективность мониторинга и профилактики повысит инновационное обеспечение краевого лесопожарного Центра.
— Такая работа уже начата в 2019 году в рамках регионального проекта «Сохранение лесов», — проинформировал Сергей Болдин. — Так, на средства из федерального бюджета закуплено 38 единиц техники и оборудования, среди которых, в частности, трактор МТЗ-82.1 «Беларус», малые лесопатрульные комплексы на базе УАЗ «Фермер», автомобили УАЗ «Хантер», пожарные авто- цистерны, культиваторы.
УАЗ — для нас
Этим, однако, дело не ограничится. И радует тот факт, что в оснащении новейшей техникой борцов с лесными пожарами активно участвуют не только федеральные инвесторы, но и краевая казна.
— На означенные цели выделены средства из регионального бюджета, — продолжил тему вице-губернатор, — Это нам уже позволило приобрести УАЗ «Патриот», беспилотный летательный аппарат самолетного типа и три квадрокоптера вертолетного типа.
Как говорится в телерекламе, дальше — больше. По словам заместителя главы администрации, уже в этом году лесопожарный Центр пополнят противопожарная техника и оборудование на сумму 47 млн 336,1 тыс. рублей в количестве 20 единиц. Среди прочих современных технических средств будут приобретены автомобили «Соболь», КамАЗы, бульдозеры и квадроциклы.
Бескрайние массивы края
— А в 2021/2022 годах на баланс данного учреждения встанет еще 44 единицы оборудования и техники, — продолжил позитивный информационный ряд Сергей Болдин. — Вся техника будет распределена между филиалами центра и направлена в Анапу, Геленджик, Новороссийск, Горячий Ключ, а также Апшеронский, Крымский, Мостовский, Ейский, Каневской и Лабинский районы.
Одним словом, туда, где сосредоточены основные лесные массивы нашего края. Бескрайние и живописные. Эксплуатация которых то и дело идет через край. А это уже прямой путь к уничтожению леса.
Но реализация проекта поставит на этом пути шлагбаум.