Ксерокс прошлого века, дедушка проектора и пластинки: в Краснодаре состоялось открытие футуристической выставки про СССР
Редакция «Краснодарские известия»
Наш корреспондент Саркис Айвазян побывал на открытии и поделился впечатлениями от погружения в атмосферу СССР.
Проходите, товарищи! Среди нас господ нет
Посетители выставки с порога попадают в место, которое сочетает в себе отголоски прошлого и будущего. Цитируя легендарные лозунги «Победа будет за нами!», «Враг будет повержен!», нас встречает девушка в униформе солдата Красной армии.
Не стоит пугаться, все персонажи здесь – это не гости из прошлого, а актрисы Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького, которые согласились создать аутентичную атмосферу на открытии выставки.
Энергичный товарищ не только скандирует лозунги, но и мастерски декларирует Маяковского, творчество которого красной нитью вшито в советский комсомол.
«Комсомолец — к ноге нога!
Плечо к плечу! Марш!
Товарищ, тверже шагай!
Марш греми наш!»
В это же время из динамиков с характерным хрипом доносится мерный баритон диктора, сменяемый затем культовой композицией Георгия Свиридова «Время, вперед!».
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
Экспозиция
Идеологически выставка поделена на два сектора: классический и интерактивный.
Сотрудники музея Фелицына готовились к событию более года – в выставочных залах невообразимое количество экспонатов. Интерактивные зоны заинтересуют не только взрослых, но и самых юных посетителей. Но обо всем по порядку.
Глаза, что смотрят в душу
В первом зале уместили настоящую тачанку – именно на таких повозках, в которых запрягали лошадей, устанавливали станковые пулеметы Максима.
Но пугает своим величием не эта смертоносная колесница, а плакат, что висит напротив. Лозунг на нем вопрошает: «Ты помог голодающим детям Поволжья? Спеши-же!», а мужчина, взирающий с плаката, смотрит не куда-нибудь, а прямо тебе в душу.
Этот плакат отсылает нас к голоду в России 1921-1922 годов, пик которого пришелся на регионы Южного Урала и Поволжья, контролируемые большевиками. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов (по официальным советским данным – 28 миллионов).
Советский футуризм
Выставка хорошо реализовала фантазию на тему «А что если?». Рядом с плакатами прошлого века висят новые, красочные, не менее социально острые. Их новизну выдают детали: отсылки к современной поп-культуре, абстрактная концептуальность, непривычные для того времени шрифты. И все же стилистика новых работ четко выдержана в советских тонах, что позволяет нам заглянуть за ширму альтернативного будущего.
Краснодарские дизайнеры в агитационных плакатах старались отразить и поднять современные темы: «Дадим скуке бой! Музыку – в массы!», «Но, к большому сожалению, мы так не умеем», «Кино в массы!», «Сохрани мою речь навсегда».
— Эта выставка – напоминание о том, кто такие пионеры. Они знали много страданий, но жили не для себя, а для потомков, с верой в лучшее будущее. Мы чувствуем ответственность в такую дату, то было время героев,
— подчеркнула куратор выставки Дарья Щербакова.
Ее слова словно подтверждает стоящий рядом манекен со школьной униформой. На шее у него заботливо повязан красный галстук – символ чести и светлого будущего комсомола.
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
Союз воинствующих безбожников
В СССР было множество организаций и союзов, один из них – Союз воинствующих безбожников.
На выставке за стеклом представлены значки разных объединений, но среди всех особенно выделяется красная звездочка с аббревиатурой СВБ. Подпись гласит: «Борьба против религии – борьба за коммунизм».
По данным работников музея, до революции в России около 90% населения были безграмотными. Слово «атеист» не входило в широкие массы, а антирелигиозные кружки были уделом малочисленной интеллигенции.
История союза началась с основания газеты «Безбожник». Это было не только пропагандистское и агитационное издание, но и просветительское. В газете отвечали на элементарные для современного человека вопросы, объясняли устройство экосистем, закономерности климата и погоды. Религия в глазах безбожников была лишь тормозом как для культурной революции, так и для строительства социализма.
Все начиналось с копирки
На входе в интерактивную зону располагается большой ватман, усыпанный чертежами самолетов, космических ракет и кораблей. Здесь можно ознакомиться со всеми тонкостями чертежей военной и гражданской техники, почувствовать себя настоящим советским инженером.
Здесь же лежит и копирка — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем. Этот предмет раньше пользовался невероятной популярностью: с его помощью можно было изготовить несколько идентичных листов бумаги за раз. Ксерокс прошлого века.
— Мы не замечаем, как некоторые предметы выходят из нашего обихода. Сотрудники музея решили показать свой взгляд на эпоху СССР через вещи, которые больше не найти в наших домах. Через вещи, на которые у нас больше нет времени,
— отметила заместитель начальника отдела профессионального искусства и образования министерства культуры Краснодарского края Дарья Езеева.
Юные посетители также могут создать собственные шедевры благодаря разнообразным трафаретам.
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
Волшебные фонари
В глубине выставки мерно гудит дедушка проектора – диаскоп. Яркий луч превращает белую простыню в цветные картинки, разрезая полумрак секции.
Принцип диапроекторов настолько прост, что они появились задолго до изобретения не только кинематографа, но и фотографии в целом.
LATERNA MAGICA. Волшебные фонари. Еще в начале XVII века на кусочки прозрачной слюды наносились рисунки, которые подсвечивали масляной лампой. Известно, что сам Вольтер любил развлекать своих гостей диаскопом, показывая забавные карикатуры на идеологических оппонентов.
Волшебные фонари в СССР не были домашней забавой, как в царской России. Это в первую очередь средство агитации и пропаганды. Именно поэтому они были столь распространены, а их производству уделялось особое внимание.
Стиляги, бунтарство, Цой
В последней секции выставки на виниловом проигрывателе хрипловато играет зажигательный джаз. Девушка в образе стиляги конца 50-х годов кокетничает с посетителями, предоставляя на выбор россыпь пластинок.
Цензура музыки доходила до того, что зарубежный джаз записывали «на костях» (пластинки делали на рентгеновских снимках), а местные джаз-бенды записывали каверы на Элвиса Пресли и Чака Берри.
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
Советская музыка – это уникальное явление. В ней сочетались как классические произведения, одобренные цензурой, так и подпольные эксперименты, ставшие легендарными еще при жизни.
Одной из самых популярных рок-групп в СССР стала «Кино». Виктор Цой, солист группы, вписал свое имя в историю отечественной музыки. Это эхо своего времени, голос андеграунда, мелодия жизни 80-х. Сердца советских людей в то время действительно требовали перемен.
Столик рядом с проигрывателем усеян журналами «Огонек», «Крокодил», за стеклом стенда — вырезки из газет, которые содержат мечты о полетах в космос, рецепты блюд на Новый год.
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
Это территория ностальгии, бунтарства, веры в светлое будущее. Стена усеяна пластинками подпольных рок-групп и отмененных цензурой артистов, что создает концептуальный фон для новогодней елки, украшенной в советском стиле – поделками из цветной бумаги и редкими стеклянными игрушками.
Материал подготовил Саркис Айвазян
Реклама. ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е.Д.Фелицына» / www.felicina.ru