В черном-черном кабинете…
Елена и Валерий отучились вместе на кафедре театра кукол в Екатеринбургском театральном институте. Как и большинство мечтающих о сцене студентов, они планировали осваивать профессию актеров драмы, но конкурс оказался слишком велик. Так, наши герои познакомились с чудесным миром кукол.
— Раньше мы никогда не думали о том, что театр кукол — такое глубокое искусство, — говорят супруги. — Многим оно тоже кажется поверхностным и детским: вот Петрушка выскочил из-за ширмочки, человек, который им управляет, покричал что-то веселое и дети смеются. Но именно через театр кукол взрослые могут находить решение проблем, которые мучают их с самого детства и не отпускают. Мы духовно исцеляемся через сказку. На наших спектаклях взрослые часто плачут в конце от переизбытка нахлынувших чувств, и это здорово.
Совместный просмотр — важное условие, при котором и родители, и дети усвоят мораль спектакля, обсудив представление после завершения. Поэтому Валерий и Елена создали новый формат — семейный передвижной театр кукол. Супруги приобрели большой автомобиль, в который с легкостью умещаются декорации для четырех спектаклей. Чета Бураншиных готова выступать везде, где хватает места для актерской игры: под открытым небом, во дворах и на лужайках и даже в домашней обстановке.
— Существуют разные формы кукольного театра. Самый популярный называется «черный кабинет». Он подразумевает такое оформление сцены, при котором все рабочее пространство затягивается черной тканью, не отражающей свет, а огни рампы слегка направлены в сторону зрительного зала. Актеры также полностью одеты в черное. Таким образом, все внимание зрителей сконцентрировано на куклах, — объясняет Елена. — Но мы — бродячие артисты, а значит, такой формат нам недоступен. На сцене всегда как минимум двое: кукла — главный персонаж, и я — рассказчик, который вводит в курс дела. Спустя десятки отыгранных спектаклей, я стала замечать, что если захожу за декорацию, малыши начинают крутиться и скучать. Без зрительного контакта сложно удерживать их внимание.
На свои спектакли Валерий и Елена всегда берут сына и дочь — на то он и семейный, во всех смыслах, театр.
— Младшая наша еще в таком возрасте (2,5 года), что готова целовать и обнимать кукол днями и ночами. Для нее каждое представление — целое шоу. Сыну 6,5, и он уже понимает, что театр — наша работа. Он рано перерос детские забавы, связанные с куклами.
Эх, что же ты, дядя Миша…
Сейчас в репертуаре Бураншиных восемь спектаклей. Главный хит семейного мини-театра: постановка «Дядя Миша» по сказке Владимира Сутеева.
— У писателя много поучительных и ненавязчивых произведений. Эта сказка — осенняя. Она про то, как медведь зимовать готовился. Обнаружив, что у него нет запасов, он начал их собирать. Но постоянно отвлекается дядя Миша: то морковь начнет рвать, то грибы собирать, то орехи сбивает — и ни одно дело до ума не доводит. А когда начинают облетать листы, понимает мишка, что не успел он подготовить запасы. В конце спектакля включается песня «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова, написанная на стихотворение Михаила Исаковского «Словно замерло все до рассвета». Не идти на поводу у чужого мнения, не совершать необдуманные поступки и доводить начатое дело до конца — вот мораль сказки, которую мы простыми словами и сюжетами доносим до самых маленьких.
Кстати, задумка и сценарий спектакля рождаются из музыки.
— Музыка — это берег, с которого все начинается. Она рождает атмосферу и настроение спектакля. Когда подобрана музыка, мы сразу отчетливо начинаем видеть, какого цвета будут декорации и костюмы.
Что едят шерстяные птички?
На какой возраст рассчитан кукольный театр? Как правило, дети от двух лет уже вникают в суть происходящего, но иногда родители вместе со старшим ребенком берут с собой грудничков.
— Малыши, конечно, не способны вычленить мораль, но наши спектакли очень динамичные, так что им просто нравится наблюдать за картинкой. Мы не ставим возрастных ограничений. Как-то на «Колобка», рассчитанного на совсем крошек, пришли ребята десяти лет и были в восторге.
Супруги Бураншины вносят много интерактива в свои выступления, чтобы ребята не заскучали.
— Сейчас в моде театры, где во время спектакля дети бродят по залу, как на квесте. Мы все же приближены к искусству, все сидят на своих местах, но при этом включены в действо. Например, в «Лягушке-путешественнице» мы раздаем игрушечные пирожки. В «Синичкином календаре» раздаем кормушки, и дети «кормят» наших птичек, свалянных из шерсти. Когда я кладу колобка в печку, включаю дым-машину, мы этим колобком потом играем в горячую картошку. А после спектакля разрешаем погладить кукол, подержать на руках, сделать фото на память.