Краснодарские известия

Каникулы строгого режима: как избежать заражения Covid-19 в праздничные дни?

Ни капли, ни крошки

Это будет второй Новый год, который врачи вместе с пациентами будут встречать в «красной» зоне. Правда, под бой курантов людям в белых халатах не удастся выпить даже сока. Экипировка устроена таким образом, что герметичность не позволяет ни есть, ни пить, ни… Ну вы поняли: поход в туалет тоже отменяется. Как и в обычную смену. 

Об этом редко говорится, но медицинский персонал, который заступает на дежурство (а длится оно не менее восьми часов), не может себе позволить ничего, кроме работы. Ну, разве только присесть на несколько минут. На этом все. Конечно, при острой необходимости человек может выйти из «красной» зоны для каких-то неотложных нужд, но это значит полностью снять костюм биологической защиты, сделать свои дела, после чего снова его надеть. А это время, которое в ковидных госпиталях, — на вес золота. Потому что порой счет идет на минуты.

Мы разговаривали с Ларисой Угрюмовой, заведующей третьим боксированным инфекционным  отделением специализированной клинической инфекционной больницы министерства здравоохранения Краснодарского края, врач-инфекционист, высшая квалификационная категория, поздно вечером. Лариса Александровна — после дневной смены, которая закончилась в четыре часа дня, но доктор на работе задержалась еще на несколько часов, в итоге домой добралась ближе к восьми вечера. Первым делом даже не отдых — ужин. Весь день на ногах, во рту — ни крошки. Удивляюсь: как так можно работать? Это же вредно для организма. Получается, чтобы спасать наши жизни, врачи наносят вред своей. Спросите любого диетолога — он жестко раскритикует такую голодовку, а про обезвоживание и говорить нечего. Известный факт: человеку без воды нельзя. Но, видимо, врачи —
это особая категория стойких и выносливых.

Лариса Угрюмова говорит, что они, врачи и медперсонал, привыкли. Экипировка — легкая, да, бывает в ней летом жарко, кожа не дышит, но как-то об этом уже не переживают и не думают. Пока так. И к нагрузке привыкли, которая значительно возросла по сравнению с доковидными временами. Единственное, к чему не могут привыкнуть, — когда пациенты уходят из жизни. 

Точка невозврата

— Если раньше у нас в отделении за год было максимум два летальных случая, то сейчас мы теряем людей каждую неделю, — говорит заведующая. — Морально — очень тяжело. Ты каждого помнишь, за каждого борешься, но порой все происходит так быстро, вирус стремительно поражает организм. Обидно, что люди обращаются очень поздно, ситуацию усугубляет и отсутствие прививки от ковида. Буквально неделю назад, в одно из моих ночных дежурств, позвонили из приемного покоя. Мужчина в три часа ночи привез жену с сатурацией 42% (уровень насыщения крови кислородом) при норме минимум 95%. А 42% — это не просто низкий показатель, это чуть ли не агональное состояние, когда организм находится в стадии умирания. Незамедлительно ее подключили к кислороду, на «скорой» увезли в реанимацию, но было уже поздно: точка невозврата пройдена. Через полтора суток женщина умерла. Молодая, всего 48 лет. 

Когда мы с ней общались, спрашивали, почему не обратилась к врачу, не вызвала «скорую помощь». Она ответила, что думала «ничего страшного, пройдет». Не пройдет! Неделю дома с температурой 38-39, в последние два дня появилась тяжелая одышка. Когда стала совсем задыхаться, согласилась, чтобы муж отвез в больницу, но оказалось слишком поздно. И это не единичный случай. Информация про коронавирус звучит отовсюду, болеют родные, знакомые, но многие до сих пор скептически относятся и к ковиду, и к его профилактике, — рассказывает Лариса Угрюмова.

И снова про вакцинацию

Неизменные вопросы, которые я всегда задаю докторам, работающим в ковидных госпиталях, —
болели ли они коронавирусом и привиты ли они сами. Что касается заражения — примерно 50 на 50, а вот привитые — все без исключения. 

Лариса Угрюмова вошла в третью группу испытаний, когда еще не было массовой вакцинации. Это было в прошлом году: в край поступило несколько доз вакцины, прививались единицы, этакие первопроходцы. Ларисе Александровне поставили первый компонент 30 сентября, второй — 21 октября. 

— Я абсолютно спокойно перенесла, у меня не было никаких побочных эффектов. В этом году вакцинировалась повторно, я считаю, что ничего лучше «Спутник V» нет. Это мое личное мнение. В моей семье прививки поставили все: дети, муж, его родители, которым по 84 года (они уже ревакцинировались, ковидом не болели). Есть родственники, которые заразились коронавирусом после прививок, но все перенесли в легкой форме, даже не в стационаре, — рассказывает Лариса Александровна. 

Многие приходят к пониманию, что вакцинироваться надо, только через болезнь, пройдя все круги ада. Выписываются и обещают докторам привиться сами и убедить в этом всю семью. Конечно, медикам не хотелось бы, чтобы до людей вся серьезность ситуации доходила только тогда, когда они оказались на пороге между жизнью и смертью. Но порой это единственный и самый убедительный способ поверить, что ковид — не мировой заговор, а реальность со смертельной опасностью. 

Чего только не слышат доктора от пациентов! Не ставили прививку, потому что боялись чипов. Чипов! А когда оказываются в реанимации, уже не боятся ничего. Готовы, чтобы им поставили хоть десять чипов, лишь бы спасли жизнь. 

Еще одна причина: врач запретил. Пациенты ссылаются на несуществующих специалистов. Доктор Угрюмова считает, что в первую очередь нужно вакцинироваться как раз людям с хроническими заболеваниями, находящимся в группе высокого риска, старше 65 лет, беременным.

После ковида ты уже не будешь прежним?

Новый вирус так воздействует на организм, что все хронические заболевания, которые еще недавно удавалось держать под контролем, начинают стремительно развиваться. Сахарный диабет, гематома, инсульт, инфаркт, паралич, поражение нервной системы. 

Еще одна патология, которая стала встречаться все чаще, — простатит у мужчин, причем совсем молодых, в возрасте до 40 лет. А еще — нарушение потенции. И это тоже далеко не у дряхлых стариков.

Лариса Угрюмова говорит о том, что на фоне поражения центральной нервной системы может развиться глухота, слепота, появиться бессонница, а это не просто неприятное состояние, это удар по всему организму. Человек теряет силы, а за счет отсутствия сна не может их восстановить. В результате все органы работают на пределе своих возможностей. 

— Я не хочу никого пугать, но некоторые процессы в организме после ковида действительно не восстанавливаются. Многие знают, что во время заражения коронавирусом теряется обоняние. У кого-то все нормализуется, а у кого-то оно, наоборот, нарушается. Человек или все так же не ощущает запахов, или у него происходят приступы извращенного обоняния, привычный продукт пахнет совсем по-другому. Казалось бы,  мелочи. Может быть, если это из-за какого-то кратковременного спазма, временного отека в носу. А если происходит некроз очагов в головном мозге, то нормальное обоняние уже не восстановится. 

Война план покажет

Наши врачи готовы ко всему. Они могут не есть, не пить, не спать ночами, не встречать праздники с родными, пропускать дни рождения детей и родителей, забыть про театр и поход в кино. Пока мы возмущаемся, почему нас не пускают без QR-кода в ресторан или торговый центр, они мечтают просто попить чаю или перекусить на работе, как раньше, когда у них было на это хотя бы 10 минут. 

А мы продолжаем не верить в этот заморский коронавирус, отказываться от вакцинации. Или вообще врать врачам, что поставили прививку. Да, да, и таких немало! Как рассказывает Лариса Угрюмова, при поступлении в стационар берется кровь на антитела. Врачи по результатам анализов видят, кто привит, а кто нет. Пациенты отнекиваются до последнего, пока до них не доходит: обман — только во вред им самим. 

Радует, что не все так безответственно относятся к своему здоровью. Сейчас многие торопятся вакцинироваться — впереди новогодние каникулы. Для нас это отдых, а для врачей —
очередное время риска. И они надеются, что люди побеспокоятся не только о том, как провести праздничные дни, но и подумают о последствиях. У «КИ» более двадцати тысяч подписчиков. Надеемся, они все прочитают пожелания докторов, заботливо отнесутся к своему здоровью, ведь попадать на больничную койку им совсем ни к чему.

Текст подготовила Юлия Осипова

Exit mobile version