Это и называется «когнитивный диссонанс»

Недавно стала свидетелем кровожадности коронавируса. Один из моих постов в соцсетях лайкнула хорошая знакомая Ирина. То, что это она, я сразу и не поняла. Увидела ее имя/фамилию, но по фотографии не признала. Зашла на ее страничку и испытала шок: внешне она выглядела постаревшей лет на десять. У меня аж мороз по коже пробежал.

Спрашивать у нее лично, что случилось, было неудобно, поэтому я написала общей приятельнице. Оказалось, что Ира на больничном проводит времени больше, чем на работе. После коронавируса, перенесенного еще в первую зиму пандемии, у нее обострились все хронические заболевания, плюс к этому: если раньше что-то в организме могло периодически кольнуть или заныть, сейчас переросло в режим постоянной боли. Теперь Ирина лечит то одно то другое. Иммунитет дал такой сбой, что начали страдать все органы. Зато моя приятельница стала ходячей рекламой вакцинации против Covid-19. Ее большие голубые глаза становились еще больше, когда она слышала, что кто-то боится или раздумывает, — ставить прививку или нет: «Не того боитесь! Когда заразитесь, тогда уже ничего не будет страшно. На любые процедуры согласитесь, лишь бы выздороветь. Да что там выздороветь — выжить!» — с болью в голосе говорит та, которая прошла все круги ада и дальше по ним продолжает свой путь — уже без ковида, но с другими болячками. Она сразу отправилась на вакцинацию, как только ей разрешили доктора. А когда началась ревакцинация, тоже стала одной из первых в коллективе, кто ее прошел.

Сейчас Ирина мужественно борется с послековидными напастями, но считает, что это мелочи по сравнению со временем, проведенным в реанимации ковидного госпиталя. Тогда она чувствовала себя очень плохо, думала, не выкарабкается.

Вирус научил относиться к жизни по-другому

— То, как люди меняют свое отношение и к самому вирусу, и к прививочной кампании, мы видим практически каждый день. Все пациенты, которые попадают в реанимацию, потом очень жалеют о том, что не вакцинировались. Особенно когда состояние достигает критического, они понимают, что все может закончиться очень плохо. А надо было просто пройти вакцинацию. Плюс соблюдать достаточно простые меры безопасности: носить маску, стараться избегать массового скопления людей, чаще мыть руки, пользоваться дезинфицирующими средствами,
— говорит доктор «красной зоны» краевой инфекционной больницы Елена Мурашова.

Вообще, что касается вакцинации, врачи «красной зоны» даже дискутировать на эту тему не будут. Весь медперсонал с прививками. Ни один из сотрудников той же краевой клинической инфекционной больницы не сказал, что боялся ставить прививку: практически все медики вошли в экспериментальные группы вакцинации, когда «Спутник V» только поступил в Краснодарский край. И они же были первыми, кто сделал ревакцинацию.

Конечно, в «красной зоне» работают в костюмах биологической защиты, но, помимо больницы, сотрудники госпиталей общаются с людьми, ходят в магазин, ездят на общественном транспорте — иными словами, не изолированы от общества.

— Может быть, звучит жестко, но в целом я думаю, что эта инфекция поставила новые условия для жизни, и в данный момент каждому важно понимать, и желательно без попадания на больничную койку, что здоровье — это прежде всего ответственность. Причем не только личная — мы должны думать и о других людях. Когда человек в общественном месте находится в маске, это значит, что он в целом заботится о безопасности, это его уважение к обществу. Мы знаем массу примеров, когда кто-то заражался коронавирусом в общественном транспорте или торговом центре. Значит, рядом были инфицированные без средств индивидуальной защиты. Ковид — это вирус, передающийся воздушно-капельным путем, и заразиться им очень просто,
— продолжает разговор Елена Александровна.

Не просто буква греческого алфавита

Пока наша медицина держала оборону от штамма «дельта», по миру со скоростью света начал распространяться новый нашумевший штамм — омикрон. Врачи в один голос говорят о его высокой контагиозности. По сравнению с предыдущим штаммом дельта омикрон передается в 7-10 раз быстрее. А носитель вируса может быть заразным уже в первые сутки после инфицирования.

— Симптомы нового штамма практически те же, что и у штамма дельта. Вакцинированные могут болеть в легкой форме и не так часто. Заболевание протекает по типу ОРВИ, от одного до нескольких дней. Ревакцинированные не болеют либо переносят инфекцию бессимптомно. Не привитые болеют так же тяжело, как и прежде. Омикрон чаще стал поражать детей,
говорит заместитель главного врача краевой клинической инфекционной больницы (госпиталя) Алексей Баталов.

Алексей Баталов сообщает, что здравоохранение Краснодарского края готово к омикрону: существует запас медикаментов, расходных материалов, реагентов, средств индивидуальной защиты и кислорода. Также имеется резерв коечного фонда. Так как ожидается увеличение нагрузки на амбулаторно-поликлиническое звено, по данному направлению ведется наращивание сил. Это привлечение студентов-медиков, волонтеров, расширение консультативно-диагностических центров, увеличение объема дистанционного консультирования, дистанционного мониторинга состояния пациента, бесконтактной передачи медикаментов, работа неотложной помощи в круглосуточном режиме и т.д.

И станет ковид гриппом

Еще три недели назад нас радовала статистика, что количество заболевших Covid-19 значительно снизилось: за сутки 10 января зараженных было всего 310. Сегодня эта цифра приближается к 1500. Но при росте заболеваемости есть тенденция к уменьшению средне-тяжелых и тяжелых случаев. О чем это говорит?

— О том, что вакцина работает! Она способна противостоять всем известным нам штаммам —
антитела вырабатываются, человек значительно легче переносит заражение Covid-19. Поэтому даже с учетом роста заболеваемости (сейчас в крае ежесуточно прибавляется около 1500 человек инфицированных) процент госпитализированных значительно меньше, чем, например, в июле-августе прошлого года. Тогда количество заболевших было в три раза ниже, но госпитали были заполнены на сто процентов и задействовано было почти 7800 коек,
— отвечает Алексей Баталов.

Сейчас на Кубани развернуто 5700 коек, из которых около 25% — в резерве. То есть многие стали переносить ковид легче, а кто-то — вообще без симптомов. По сути, мы наблюдаем формирование иммунной прослойки населения, про которую еще в начале прививочной кампании постоянно говорили специалисты-инфекционисты. Только таким образом мы сможем выйти из ситуации пандемии и уйдем в сезонную заболеваемость.

Скорее всего, коронавирус не исчезнет как таковой, но он будет присутствовать в нашей жизни уже в другом формате, чем-то похожем на ОРЗ. Но это произойдет только в том случае, если вакцинация и ревакцинация будет идти должными темпами.

Материал подготовила Юлия Осипова