Краснодарские известия

Как журналисты «Краснодарских известий» впервые поднялись на башню вокзала «Краснодар-1»

На месте дубовой рощи

История краснодарского вокзала начинается со строительства в городе железной дороги. За прокладывание новой ветки взялись в 1872 году, тогда в Санкт-Петербурге создали акционерное общество и утвердили устав Ростовско-Владикавказской железной дороги. Учредители решили построить две линии, одной из которых стал участок от Тихорецка через Екатеринодар до Новороссийска. На постройку выделялось 20 511 тысяч рублей. Все оборудование — рельсы, крепления, шпалы — и подвижной состав должны были быть отечественного производства. 

Строительство ветви Тихорецк — Новороссийск началось по всей трассе 1 апреля 1885 года. В Екатеринодаре готовилась привокзальная площадь, закладывался фундамент здания. В работах были заняты 10 тыс. человек. Общая протяженность всей линии равнялась 254 верстам (271 км). Станция Екатеринодар делила ее примерно на две половины. Руководил строительством К.С. Камарницкий.

Станция изначально имела 5 путей для приема и отправки поездов: 2-3 использовались как сортировочные для формирования и расформирования поездов. Также здесь были два вытяжных пути с обоих концов станции для маневровой работы. Со стороны города располагался грузовой двор. Он имел 3 погрузочных пути, крытую товарную платформу, пакгауз. Единственный на станции подъездной путь шел к мельнице купца Боброва. На стороне города находилось паровозное депо, жилые дома, баня, лечебница. На противоположной стороне располагалось хозяйство путейцев, материальный склад, кузница, кладовые и жилые дома.

По проекту железнодорожный пункт в Екатеринодаре проходил по восточной окраине города, в южной же части поворачивал на юго-запад. Станция должна была разместиться на отведенных 34 десятинах земли за рекой Карасун на месте дубовой рощи.

Открытие пассажирского движения

На станции Екатеринодар в 1887 году было построено паровозное депо веерного типа на 6 стойл, поворотный круг системы Соллерса, топливный склад с площадками для твердого топлива и емкостями для жидкого, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, устройства водоснабжения, экипировки паровозов и путевое развитие.

В период временного рабочего движения на участке в 1886 году в депо находилось 8 шестиколесных паровозов серии А типа 1-2-0. Штат депо состоял из 14 человек: начальника депо, конторщика, паровозной бригады, бригадира по ремонту, слесарей, рабочих склада топлива. В приписном парке находилось 23 паровоза, в том числе 14 паровозов серии А, один шестиколесный серии В (товарный) и 8 шестиколесных паровозов серии Ж (товарный) производства Коломенского завода. Штат депо состоял из начальника, конторщика, четырех машинистов, четырех помощников машиниста паровоза, четырех кочегаров, осмотрщика и двух слесарей, трех машинистов водоканала и четырех работников склада топлива.

Весной 1887 года в екатеринодарских газетах сообщалось об открытии с 1 мая движения пассажирских поездов. Товаропассажирский поезд №5  отправлялся из Тихорецкой в 6 часов утра и прибывал в Екатеринодар в 11 часов 20 минут (5 часов 20 минут пути). Состав шел со скоростью 23,8 верст/час (25,3 км/час). Поезд №6 проходил участок в обратном направлении за 5 часов 35 минут. Этот участок ветки был протяженностью 127,59 версты.

Из красного кирпича

О строительстве первого екатеринодарского вокзала сохранился отчет начальника Кубанской области за 1910 год, в котором сказано: «Производились работы по расширению существующего пассажирского здания». Надо полагать, что здесь описывается возведение двухэтажных частей. Причину достройки некоторые связывают с тем, что первоначально вокзал был построен слишком близко к путям, отчего перрон был узок и мал размером. Естественно, что это приносило затруднения с посадкой и высадкой пассажиров на поезда, не обеспечивало должной безопасности. Поэтому двухэтажные части вокзала при строительстве в 1910 году были сдвинуты в сторону вокзальной площади дальше от путей. Затем была сдвинута в ту же сторону и средняя одноэтажная часть.

— В то время все вокзалы в Российской империи строили из красного кирпича, ничем его потом не покрывая. Таким же было первое здание вокзала в Екатеринодаре,
— рассказывает хранитель краснодарского подразделения по сохранению исторического наследия музея истории Северо-Кавказской железной дороги  Людмила Шевченко. 

Согласно проекту, помещение имело длину 33,5 сажени (67 м) и площадь 1440 кв. саженей (3 тыс. м). Первоначально была построена лишь одноэтажная часть вокзала. В таком виде здание простояло несколько лет, пока на нем не были возведены вторые этажи. Средняя часть осталась одноэтажной. По краям помещения располагались в два этажа. На первом этаже вокзала находились общий зал ожидания, залы для пассажиров I, II и III классов, багажное отделение, уборные. В двухэтажных частях с одной стороны располагалась кухня и буфет. С другой — служебные помещения. Также на втором этаже находились квартиры начальника станции и двух его заместителей.

Витраж, кессонированный купол, окулюс

Изначально вокзал просуществовал до Великой Отечественной войны. В 1943 году здание было разрушено немецко-фашистскими войсками. Изначально предполагалось восстановить строение в прежнем виде, для этого был выполнен проект. Но потом поняли, что повреждения столь существенны, что имеет смысл построить новый вокзал.

Весь ансамбль зданий на Привокзальной площади был создан по проекту архитектора Алексея Душкина. В него, помимо самого вокзала, входили здания автовокзала и управление отделения Северо-Кавказской железной дороги. Строили вокзал военные. Работы велись ударными темпами, так что 21 мая 1952 года состоялось его торжественное открытие.

Новый объект получился симметричным, с ярко выраженной центральной осью, подчеркнутой расположенным на ней главным входом с большим витражом и уширенным в центральной части карнизом с глухим парапетом и пинаклями (декоративными башенками). В отделке были применены ценные материалы: панели и ступени главной лестницы выполнены с облицовкой мраморной плиткой, тамбуры входов, двери сделаны из дуба. Но особенно изящны потолки вокзала: они отделаны лепным декором и расписаны. Центральный зал украшает кессонированный («вдавленный» в потолок) купол. В центре свода располагается окулюс (круглое отверстие). В августе 1952 года на башне вокзала появились часы, собранные в мастерских Московского механического института. Их диаметр 2 м 20 см. Монтировал механизм на башне известный часовой мастер Пушкарев. Сегодня механика уже не работает — за точность часов отвечает электроника.

В новом здании, помимо привычных касс и зала ожидания, находился ресторан, в котором в первые годы играл оркестр. Переход на вторую и третью посадочные платформы осуществлялся через мост со второго этажа.

Между тем

Вокзал Краснодар-1 расположен в центре города. Он является не только самым большим, но и главным вокзалом Северо-Кавказской железной дороги. По крайней мере, так заявлено на информационном стенде здания в зале ожидания на втором этаже. Почти все поезда, следующие из регионов на Черноморское побережье Краснодарского края, проходят через Краснодар-1.

В 1999 году началась масштабная реконструкция вокзала. К нему пристроили два крыла — северное и южное — каждое из которых было размером приблизительно с основное здание. В новых помещениях насчитывалось три этажа. Также на вокзале появились два подземных пешеходных туннеля, здание багажного отделения и поста электрической централизации. Реконструкцией занимались турки. Почему именно им доверили строительство, узнать не удалось. Но в тот момент турецкие строители имели высокий авторитет в городе. Ими был построен целый микрорайон города, получивший неофициальное название Энка — по имени компании, которая вела работы. В 2000 году обновленный Краснодар-1 начал полноценно принимать пассажиров.

После реконструкции расчетная вместимость вокзала увеличилась с 700 до 2 тыс. пассажиров, а общая площадь — с 4,5 тыс. кв. м до 11,34 тыс. кв. м. Также перестроили и привокзальную площадь. На ней расположили стоянки транспорта.

В этом году Краснодар-1 особенно востребован. В связи с закрытием аэропортов юга России его пассажиропоток увеличился на 75%. В июле 2021 года вокзал посетило 234 тыс. человек (приезд, отъезд, транзит). В этом же месяце текущего года такой показатель составил 409,8 тыс. человек. Как рассказал заместитель начальника железнодорожного вокзала Краснодар-1 Олег Мильхер, скоро здание ждет реконструкция. Здесь появятся высокие перроны, которые позволят входить в поезда, а не подниматься в них по ступеням.

Впечатления. «Кажется, что ты на крыше питерского особняка»

Фотокорреспондент «Краснодарских известий» Денис Яковлев, облазивший десятки крыш в краевом центре, с удовольствием походил по просторной кровле здания железнодорожного вокзала, разглядывая округу с четырех сторон.

Самое интересное в здании вокзала — это, конечно, его центральная часть — башня с часами и шпилем. Тем более что, как сообщил заместитель начальника железнодорожного вокзала «Краснодар-1» Олег Мильхер, мы с Максимом Куликовым — первые журналисты, поднявшиеся сюда.

Попасть в башню можно из правого крыла строения. Внутри она довольно узкая, двухуровневая, на нее ведут обычные приставные железные лестницы. Двигаться получается только бочком. В центре башни — окулюс: круглое отверстие, которое венчает свод купола, видимый всем пассажирам, находящимся на первом этаже вокзала. Он предусмотрен для естественного освещения. Отверстие закрыто сеткой от птиц во избежание незваных гостей.

На втором уровне башенки втроем уже не разойдешься, зато вид — шикарный! Впрочем, он здесь везде отличный: крыша вокзала длинная и широкая, но ходить по ней не везде удобно: она разноуровневая, местами с уклоном, много труб вентиляции, встречаются треугольной формы стеклянные пирамидки — через них внутрь вокзала попадает солнечный свет — и  декоративные каменные башенки.

Но все же по кровле из серого железа можно ходить от одного края до другого без опасений: по периметру крыша огорожена каменной кладкой, местами доходящей до груди, так что не свалишься. Чем я и занимался все то время, что Максим говорил с Олегом Мильхером. Мне хотелось сделать как можно больше кадров открывающихся с крыши вокзала видов — когда еще выпадет такая удача!

Вот перрон и пути как на ладони — можно пересчитать все составы и вагоны, а вот — Привокзальная площадь и здание автовокзала. За ним большой жилой комплекс, а слева от него в глубине квартала блестит золотыми куполами Екатерининский собор.

Меняем ракурс — трамвайная остановка, здание Управления отделения Северо-Кавказской железной дороги, жилые пятиэтажки и убегающие вдаль железнодорожные рельсы, на которых сейчас стоят товарные вагоны.

Что замечательно — картинка меняется каждую минуту: подходят и уходят поезда, трамваи, автобусы; солнце катится по небосводу, меняя освещение, отражаясь от крыш соседних зданий; спешат по своим делам люди. На это никогда не надоест смотреть.

Материал подготовили Максим Куликов и Денис Яковлев

Exit mobile version