А выхода нет!
Правила противопожарного режима в РФ гласят, что загромождать эвакуационные пути и выходы, в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, двери запрещено.
Самосвалы хлама пришлось вывозить из подвала около лестниц дома №1 на ул. Красноармейской до тех пор, пока жители сами не научились выносить крупногабаритный мусор.
Такая системная и радикальная мера дала положительные результаты.
«Наш дом 1960 года постройки, – говорит председатель совета многоквартирного дома Лидия Вербицкая. – По проекту в подвале предусмотрены кладовки.
Сразу же после заселения в доме сложилась плохая традиция: остатки стройматериалов, большие упаковки и старую мебель начали складировать в подвале рядом со своими кладовками.
Выяснить, чей это хлам, было просто невозможно. Разговоры с жителями не давали должного эффекта, в ответ не раз слышала: «Да может, еще и не загорится!»
Поэтому проходы, территория между наружной несущей стеной и кладовками, возле лестниц вся была завалена хламом.
Предписания и уведомления тоже не помогали. Я много раз говорила, что лестница всегда должна быть открыта. Всегда. В этом ее смысл».
Имущество, которое собственники размещают на этаже, не должно мешать нормальному проходу жильцов при необходимости эвакуации.
На средства жителей, собираемые на хозяйственные нужды, наняла целую бригаду рабочих, которые освобождали от мусора проходы, подвал целую неделю!
Еще понадобилось время для того, чтобы подрядная организация РЭП №19 вывезла крупногабаритный мусор с помощью нескольких самосвалов. А это удовольствие не из дешевых.
«История с захламлением проходов в доме периодически повторяется, но, к счастью, не в таких масштабах. Поэтому отремонтировали подвал, заменили электропроводку.
Но руку держу на пульсе: развешиваю объявления о запрете складирования крупногабаритного мусора в местах общего пользования».
«Работать в тандеме со своей управляющей компанией, РЭПом. И потом, когда деньги жителей – речь идет о средствах, собираемых с жильцов на хозяйственные нужды, – тратятся на вывоз их же хлама, многие начинают вывозить его самостоятельно».
«Сейчас технический этаж закрывает старый шкаф. Я нашла хозяйку мебели, выписала предписание – убрать до 1 сентября. Но пока шкаф как закрывал проход, так и закрывает.
Еще одна проблема, которая очень беспокоит активистку, – огромное количество машин во дворе.
Пространство так плотно заставлено машинами, что порой мамы с колясками протиснуться не могут – не говоря уже о пожарных и других экстренных службах».
В зоне риска
«Зачастую лестничные площадки, чердаки, верхние этажи заставлены разными материалами, в том числе быстровоспламеняющимися.
Практика показывает, что люди вообще очень трудно расстаются со старой мебелью. Выставляют ее в коридоры возле своих дверей, и она стоит там годами. Как мы с этим боремся?
Вместе со старшими по дому находим владельца крупногабаритного мусора и вручаем уведомление, указывая конкретные сроки. Если хозяева квартир игнорируют наше сообщение, приходится вывозить своими силами».
«Со временем изоляция таких проводов просто высыхает, растрескивается и осыпается, что может привести к короткому замыканию и возгоранию.
Если рядом окажутся легковоспламеняющиеся предметы, то жди пожара. Еще повреждение или снижение качества изоляции проводов может привести к возникновению тока утечки.
Во время весенне-осеннего обхода мы проверяем состояние проводки, но не все жители высоток обращают внимание на наши предупреждения.
А между тем ремонтировать проводку можно во время как капитального, так и текущего ремонта. И зачастую вместо того чтобы отремонтировать проводку, жители заказывают второстепенные виды работ – такие, как замена лавочек.
Учитывая, что в ведении нашего РЭПа находятся дома старой застройки, эта тема для нас очень актуальна», – подчеркивает Сергей Воропай.
Если смотреть на краснодарские многоэтажки в разрезе пожарной безопасности, вырисовывается интересная картина. Дома построены в разные годы и по разным проектам.
В большинстве своем единственный эвакуационный выход многоэтажек – это лестница. Но есть и дома, где имеются специальные эвакуационные выходы, расположенные в торцах, – это бывшие малосемейки советской постройки.
Такие выходы надо регулярно ремонтировать, иначе нет смысла в их существовании. Радует, что сознательные краснодарцы есть. И это, в первую очередь, домкомы, председатели советов многоквартирных домов.
Заместитель начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК Наталья Старовойтова:
«Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, если управление многоквартирным домом ведет управляющая компания, то она несет ответственность перед собственниками за состояние и содержание общего имущества.
В том числе и за соответствие требованиям пожарной безопасности. К примеру, чтобы доступ к крыше и подвалу был закрыт, а лестницы, лестничные клетки, тамбуры – открыты.
На путях эвакуации нельзя размещать какие-либо предметы, складировать оборудование и материалы, оставлять мебель. Предметы на пути эвакуации могут быть источником горения.
Но не надо забывать о том, что пожарная безопасность жильцов и их собственности – это работа двух сторон: и самих жильцов, и управляющей компании.
Обе стороны должны соблюдать свои обязанности и правила пожарной безопасности дома».