Краснодарские известия

Как в кубанской столице появилась своя художественная галерея

Все средства — на картины

Федор Коваленко — удивительный пример того, как много может совершить страстно увлеченный человек, не имея для этого ни средств, ни специального образования.

Он родился 16 мая 1866 года в многодетной крестьянской семье в местечке Опошня на Полтавщине. Краевед Виталий Бардадым в своих очерках рассказывает, что мальчик мечтал стать художником, любил рисовать, переписывал в альбомчик стихи Пушкина и Некрасова. Но ему довелось окончить лишь двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко переезжает в Екатеринодар и отец пристраивает сына рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где юноша дослужился до кассира. На свое жалованье Федор начал приобретать книги, изделия из керамики, гравюры, картины.

Мысль о собирании коллекции художественных произведений явилась после того, как я был лишен всякой возможности поступить в художественную школу и быть художником. Я энергично, по мере возможности, начал приобретать сначала дешевые картины слабых художников, а после — лучших, на покупку картин я утрачивал все средства. С той поры начато было и собирание литературных изданий, а по археологии — 5 годами позже…
— напишет коллекционер в одном из писем в 1907 году.

К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что ее владелец решил устроить у себя на дому первую выставку.

Произошло это на улице Базарной, 50 (сейчас это ул. Орджоникидзе), в доме купца Пяткова. Этот дом сохранился, на нем установлена мемориальная доска о том, что в нем с 1881 года жил Федор Коваленко.

Художественный вкус и предпочтения страстно увлеченного молодого человека с каждым годом становились шире и разнообразнее. А случайно заехавшая на два дня в Екатеринодар выставка художников-передвижников зародила интерес к русской живописи.

Эта выставка возбудила во мне страстное желание и сильную заботу о моей коллекции. В скорости представился случай мне побывать в Петербурге, Москве и других городах, где я все дни моего путешествия посвящал обозреванию музеев и знакомству с искусством и в то же время кое-где приобретал картины,
— напишет собиратель.

«Город окажет мне великую честь»

Однако места для содержания многочисленных картин, книг и археологических находок, число которых росло, решительно не хватало. И вот в январе 1903 года Коваленко обращается с письмом в Екатеринодарскую городскую думу.

Всю мою коллекцию, состоящую из картин, книг, древних монет, вещей и других предметов, приношу в дар городу Екатеринодару. Цель моя: делать это посвящение — для общественного блага. Но только лишь с условием, чтобы город сохранил этот дар, дал бы для него специальное хорошее помещение и наименовал бы его навсегда моим именем… Одно мое искреннее желание, чтобы постановлением Городской Думы установить право: извлекать, хотя впоследствии, небольшой доход на одну ежегодную стипендию для художественного образования какого-либо бедного способного ученика. Для источника сего можно установить самую маленькую плату за вход в галерею, постоянную, кроме праздничных дней, в размере от 5 до 10 копеек. Если город удостоит меня принятием моего дара и моего изложенного условия, то окажет мне великую честь…

Отцы города пошли навстречу благородному устремлению, и спустя месяц постановили «дар принять, выразив жертвователю глубокую благодарность». Спустя год, в апреле 1904-го, в Екатеринодаре состоялось открытие городской картинной галереи —
имени Федора Коваленко! Эта дата и стала началом биографии нашего художественного музея.

Галерея заняла весь первый этаж здания городской управы на улице Красной. В ней было представлено около 120 картин, акварелей, гравюр и фотографий, был и литературно-археологический отдел. Уже в первый день ее посетило много публики, особенно учащихся, сообщала газета «Кубанские областные ведомости».

На торжестве зачитывались приветствия, полученные из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Но особенно взволновала телеграмма русского живописца Ильи Репина, присланная на имя градоначальника:

«Поздравляю. Желаю музею процветания и обогащения».

Картинная галерея в Екатеринодаре стала первым публичным собранием картин на Северном Кавказе. Через год при ней открыли общедоступную библиотеку, где появились литературный и археологический отделы. Коваленко начал издавать каталоги и буклеты.

Коллекцию спас Гавриил Чистяков

Прошло два года — и «квартирный вопрос» для галереи вновь встал перед городской властью. Картинам стало тесно, к тому же помещение потребовалось городской управе. И тут мнение «отцов города» разделилось.

Купец, он же гласный гордумы Екатеринодара Марк Лихацкий (дом которого нынешняя власть взялась восстанавливать), предложил сложить картины в цейхгаузе — военной кладовой оружия и амуниции. Гласный Богинский и вовсе посоветовал дарителю перенести галерею в пустующие заразные бараки за городом.

Но тут вмешался городской голова Гавриил Чистяков, заявив, что «поступать так, как предлагают господа депутаты, город не имеет нравственного права».

По счастливой случайности, к тому времени на углу Красной и Графской (ныне Советской) было завершено строительство великолепного особняка инженера Шарданова. И тот по случаю отъезда в Петербург предложил сдать часть здания городу в аренду. В январе 1907 года на заседании гордумы обсуждали этот вопрос, зачитали и письмо Федора Акимовича, убеждавшего в выгодности договора (светлое, удобное для размещения картин помещение в центре города). Депутат, председатель училищной комиссии Котляров особо нажимал на значимость картинной галереи для подрастающего поколения: «Когда ее осматривают ученики городских, а особенно станичных школ, дети впиваются глазками в картины, чистые детские души раскрываются к созерцанию красоты». К тому же благодаря картинной галерее наш город «войдет в тесную связь с цивилизованными народами Европы», представляя картины итальянских и других иностранных художников.

Думцы с доводами согласились, и в 1907 году картинная галерея переместилась в арендованный городом особняк Шарданова, где художественный музей находится и поныне.

Фото: myekaterinodar.ru

Объект туристической привлекательности

Вход был с улицы Графской и вел сразу на второй этаж. На первом этаже располагался шляпный магазин и галантерея.

В 1911 году при активной поддержке Ильи Репина в Екатеринодаре открывается школа живописи и рисования, преобразованная потом в художественное училище. А в 1912 году открыли и художественный магазин — «проводить в массу художественный вкус».

Все это время Коваленко продолжал безвозмездно трудиться в созданном им музее: только в 1912 году ему определили жалованье. Год от года число посетителей росло, галерея, как сказали бы сегодня, стала объектом туристической привлекательности: летом сюда приезжали посетители из городов и станиц Кубанской области, Черноморской губернии и Владикавказа.

Федор Коваленко дважды в год устраивал самые настоящие салоны — как в Париже. На втором этаже от пола до потолка висели картины наших и столичных художников, Илья Репин присылал работы своих выпускников. Один из них, Николай Харитонов, считался лучшим портретистом на юге России. Прошло 17 таких выставок до 1919 года,
— рассказал замдиректора Краснодарского краевого художественного музея Иван Ващенко.

Коллекция постоянно пополнялась.

Когда в 1912 году Николай Кандинский привез произведения авангардистов, Коваленко их не особо оценил. Но уже через год стал переписываться с Петром Кончаловским, Аристархом Лентуловым — представителями раннего русского авангарда, — говорит Иван Ващенко. — Во время Гражданской войны Екатеринодар считался неофициальной столицей Европейской России, сюда вынужденно приехала масса образованных людей со всей страны. Размах был такой, что Коваленко предложил музей Академии художеств перенести из Петрограда к нам, в более спокойное место.

Федор Акимович Коваленко скончался 9 февраля 1919 года от тифа, готовя очередную выставку.

И конечно, черной неблагодарностью потомков было почти на 70 лет забыть имя создателя галереи — с 1924 года она носила имя Луначарского. Однако спустя почти 70 лет, в 1993-м, справедливость восторжествовала и галерее вернули прежнее имя.

Память

На здании Краснодарского краевого художественного музея в 1993 году установили мемориальную доску в честь Федора Коваленко работы скульптора Александра Аполлонова.