Краснодарские известия

Как в Екатеринодаре елку насаждали, запрещали и возрождали при царе и в советское время

Три пушечных выстрела из крепости

Конечно, в дореволюционной России Рождество было главнее, но и в Новый год тоже ходили в гости, в полночь пили шампанское, устраивали балы и маскарады. А началось все с Указа Петра I от 20 (30) декабря 1699 года, по которому главные улицы и дома знати надлежало украшать хвойными деревьями, а остальным «людишкам» — поставить по деревцу или ветке «над воротами или над хороминой своей». Именно по этому указу все должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов и запускать ракеты.  И переселенцы, перебравшиеся на Кубань, стали отмечать Новый год шумно, весело, паля из ружей, — как царь повелел. Каждый год в Екатеринодаре в полночь 31 декабря раздавалось три пушечных выстрела из городской крепости — и начинался Новый год.

Много жгучих глаз, бриллиантов, шикарных туалетов

Как отмечало праздник екатеринодарское светское общество, мы можем узнать из местных газет. Встречу Нового года они описывали подробно и с удовольствием, не скупясь на эпитеты.

— Собралась масса изысканной публики, создавшей обстановку фешенебельного столичного ресторана, — писала корреспондент газеты «Кубанский край» в 1911 году. — Все столы были заняты, и многим, несколько запоздавшим гостям пришлось отыскивать другое место для встречи Нового года. Зал гостиницы «Центральной» с массой света, богатой сервировкой столов и огромной изукрашенной елкой имел очень нарядный вид. Было много очень красивых женских головок, жгучих глаз, шикарных туалетов, бриллиантов. С хоров неслись звуки струнного оркестра.

Ровно в 12 часов ночи вывесили плакат с поздравительной надписью, оркестр исполнил туш».

Если праздник был для взрослых, детей не пускали, в полночь их отправляли спать. Для них в клубах устраивались специальные вечера.

27 декабря 1910 года во 2-м Общественном собрании Екатеринодара (бывшем доме Акритаса, ныне ул. Гоголя, 66) состоялся танцевальный вечер для учащихся средних учебных заведений.

Через год, 28 декабря 1911 года, здесь прошел благотворительный бал, который организовала супруга наказного атамана София Бабыч. Быть приглашенным на него являлось большой честью: яблоку упасть было негде, но публика продолжала прибывать, заполняя столовые, коридоры и даже входную лестницу. Помимо очень удачного сбора, бал отличался разнообразием развлечений и затянулся далеко за полночь.

Новогодние маскарады пользовались особой популярностью. За два лучших костюма выдавались призы. Дамы, явившиеся на маскарад без маски, платили штраф в 50 копеек. Очевидцы отмечали, что обычное зло маскарадов — позднее начало, потому как все начиналось ближе к полуночи. А войти туда можно было только по рекомендациям членов Общественного собрания.

Зимний театр (ныне Краснодарская филармония) предлагал горожанам встретить новый, 1912 год, в театре. Новогодняя программа включала сатирическую комедию «Король Камеруна» с приглашенными актерами из Москвы и Санкт-Петербурга, шикарный бал-маскарад, живые картины, роскошную иллюминацию, бесплатное шампанское, катанье с гор и даже «большое незабываемое «Кабарэ».

В Зимнем театре появление Деда Мороза на детском утреннике в том же году сопровождалось полетом аэроплана, что вызвало громкий восторг детворы, а вот родителей возмутила слишком высокая входная плата в театр.

И каждый Новый год в Екатеринодаре отмечали многочисленными комедийными постановками, в 1914-м такими как «У ног вакханки», «Севильский обольститель», «Сын кокотки». В Зимнем театре шла комедия-фарс Леонарда Тальмского «У женских юбок», а после спектакля до поздней ночи гремел маскарад.

А вот в канун 1915 года елку запрещали, подчиняясь общественному мнению, — царь «немецкую забаву» запретил, назвав «вражеской». Но любимая традиция взяла свое.

Новогодняя вечеринка в семье Гаврильцовых. Екатеринодар, 1919 год. / Фото: myekaterinodar.ru

Наряжали на 7 ноября

Советская власть пыталась полностью перестроить праздничную систему, объявив старые праздники религиозно-буржуазными, а значит, чуждыми гражданам молодой республики, и Новый год с Рождеством в их числе. Правда, от елки и игрушек не спешили отказываться, но их часто использовали для оформления других торжеств. Так, например, елку наряжали на годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.

Как пишет в книге «История елочной игрушки» историк Алла Сальникова, во время антирелигиозной кампании 1922-1924 годов практически везде проводилось празднование «комсомольской елки» или «комсомольского рождества». В это время на елках и соснах красовались враги пролетариата: генералы Юденич, Деникин, батька Махно, а также всевозможные буржуи и карикатурные религиозные деятели.

Но вот в 1929 году был утвержден «непрерывный» трудовой год с 5-дневной рабочей неделей, где единственный выходной приходился на пятый день. Никаких суббот и воскресений и уж тем более старых праздников!

По всей стране ширилось движение «безбожников», а за «буржуазный символ» на Новый год — елку — запросто могли исключить из комсомола. В детском журнале «Чиж» публиковались стихи: «Не позволим мы рубить молодую елку, не дадим леса рубить, истреблять без толку. Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов. Мы с тобой — враги попам, Рождества не надо нам».

В духе веяний времени в Краснодаре 7 января 1930 года состоялся «антирождественский» карнавал.

— Такого грандиозного карнавала Краснодар не видел давно, — писала газета «Красное знамя». — Огни факелов, плакаты, лозунги: весь свободный от труда пролетариат был в это время на улицах. Рабочие Краснодара превратили религиозный праздник Сочельник в пролетарский праздник победы на культурном фронте». Основное действо совершалось у Александро-Невского собора (сейчас на этом месте фонтан, сквер им. Жукова), в котором открылся Дом культуры. Вся площадь была запружена демонстрантами, над ними победно реял лозунг «Трактор в поле — конец божьей воли».

В рамках кампании уничтожались елочные игрушки. Клеймили позором и образ Деда Мороза — вплоть до того, что советские педагоги публиковали статьи о том, что он «пугает детей», а значит, от него следует отказаться. Однако большинство людей, отходив на «безбожной» демонстрации с антирелигиозными лозунгами, все так же наряжали елку и собирались на новогодний ужин.

Поступило указание: весело встретить…

Но вот 17 ноября 1935 года на Первом Всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев Иосиф Сталин произнес свою знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится…» Это было воспринято как призыв к отказу от аскетизма и самоограничения к нормальной жизни, возврату к традиционным ценностям, к умению радоваться жизни. И уже в декабре газета «Правда» публикует письмо, подписанное без регалий: П. Постышев. Автор предлагал: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Скромной подписью под скромной по объему заметкой в качестве реставратора новогодних праздников выступил и второй секретарь ЦК коммунистической партии большевиков Украины.

«Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек».

Реакции «общественности» на письмо в «Правде» долго ждать не пришлось. Ответ «А давайте!» последовал буквально в тот же день — времени-то осталось всего ничего! ЦК комсомола принимает постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече Нового 1936 года». Рабочим поручают вязать мешки с подарками для детей, а лесхозам — срочно рубить елки.

Учпедгиз выпустил методичку «Елка». Все, что касается «весело встретить Новый год», расписали до мелочей в «Елке»: в детском саду и в школе, песни и музыка на утренниках, как должен выглядеть театр кукол и как делать игрушки для елки своими руками, в частности, из ваты. Нарком просвещения разъяснил народу, что новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, о котором заботится «лично товарищ Сталин».

В 1937 году начал работать первый советский завод елочных игрушек.

Краснодарцы не отставали. В 1941-м местная газета «Большевик» публикует снимок счастливой детворы на елке в детсаду Коопстрахкассы. Детские утренники с подарками устраивают на многих предприятиях и в учреждениях. В новогодние дни продолжилась традиция праздничных спектаклей: драмтеатр ставит комедию Гольдони «Хозяйка гостиницы», в музкомедии — «Свадьба в Малиновке» и «Гусарская любовь».

Постепенно сложился типовой сценарий елки, созданный Сергеем Михалковым и Львом Кассилем. На смену религиозным елочным игрушкам пришли советские, с патриотической символикой: звезды, флажки, дирижабли, станки, самолеты и танки, позже — космические корабли.

Фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» внес свой вклад в сценарий праздника. В жизнь прочно вошла традиция раскупоривания шампанского под бой курантов, а спустя некоторое время — традиция новогодних обращений руководителей страны по телевидению. Впервые по ТВ советский народ поздравил с наступлением 1971 года Леонид Брежнев.

Впрочем, и сегодня находятся люди, кому наряжать елку не нравится. Один из них — депутат Госдумы Виталий Милонов. Он предполагает, что именно с этим связаны все сегодняшние трудности: «Я считаю, что украшать квартиры трупом умирающего дерева — плохая примета… Видимо, перед 2020 годом все накупили себе трупов деревьев… вот год так и пошел: криво, косо».

Текст: Марина Аванесова

Exit mobile version