— Очень важно сегодня наряду с крупным бизнесом развивать малое и среднее предпринимательство, — убежден Эмиль Минасов, начальник отдела анализа, контроля и приема деклараций министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Винные «тяжеловесы» — «Фанагория», «Абрау-Дюрсо», «Кубань-вино», «Дивноморское», возрождающийся «Мысхако» — уверенно завоевали свое место под российским солнцем. Да и не только под российским: как известно, кубанские вина сегодня экспортируются ни много ни мало в 22 государства.
Что ж, большому кораблю — большое плавание, в том числе и выгодные рейсы за границу. Однако мощных предприятий-виноделов, по объему производств превышающих масштабы и малого, и среднего предпринимательства, в настоящий момент в нашем крае всего лишь 14. Неплохо бы и остальным «пробить окно в Европу» (Азию, Австралию).
Вариант продвижения бренда
Но пока о продукции небольших винодельческих производителей знает лишь Россия. А иногда и вовсе — узкий круг жителей нашего края. Что делать в этой ситуации?
— Один из способов пробиться на международный рынок — креативно и грамотно «раскрутить» свои вина, — считает винодел из Крымска Игорь Бойко. — К сожалению, далеко не каждый из виноделов может себе позволить «вложиться» в рекламу.
Однако реклама рекламе — рознь. О производимой фирменной продукции можно ведь не только рассказать, но и показать ее во всей красе, предъявив товар лицом.
— Целый ряд винодельческих предприятий Кубани производство вина сочетает с развитием винного туризма, — пояснили корреспонденту «КИ» в краевом минсельхозе. — Что вполне логично: это проверенный действенный способ продвижения товарного бренда.
Эффективный, заметьте, и абсолютно бесплатный — за «двигатель торговли» отстегивать деньги не надо.
Такой туризм нам нужен
А потому все больше небольших винных хозяйств принимают у себя многочисленных туристов.
— Я предлагаю им попробовать в среднем 15-20 видов своего вина, — не без гордости говорит Виталий Харченко, винодел из Анапы. — Моим гостям всегда есть из чего выбрать, никто пока не жаловался.
После такого горячительного изобилия вождение автомобиля чревато последствиями. Многочисленным гостям предприятия в Анапе эти проблемы не грозят: к их услугам сразу несколько гостиничных номеров, где можно переночевать, а утром снова сесть за руль.
Впрочем, «перебрать» в ходе винного тура здесь не получится: в их распоряжении гастрономический ассортимент из мяса и морепродуктов. Стейки — к красному вину, мидии — к белому. По словам экспертов из минсельхоза, такой туризм приобщает россиян к культурному, цивилизованному употреблению вина.
То есть алкоголь в данном случае — средство антиалкогольной пропаганды. Парадокс? Ничего подобного.
Красиво пить не запретишь
— Умение со вкусом «посидеть» за бокалом вина и хорошей едой вырабатывают иммунитет против пьянства и алкоголизма, — уверен врач-нарколог Олег Канунников. — Спивается обычно тот, кто «употребляет» натощак, без сочетания с обильной трапезой. Занимаются винным туризмом на Кубани не только небольшие предприятия малого и среднего бизнеса, но и настоящие виноделы-гиганты. На «Абрау-Дюрсо», например, в настоящий момент приходится две трети всего краевого рынка винного агротуризма. В целом же на территории нашего края 19 предприятий проводят экскурсии по своим виноградникам и винодельням, предлагая потребителю порой эксклюзивные турпродукты.
Кстати об эксклюзиве. «Руссо туристо» сегодня становится все более привередливым: ему подавай обязательно местные вина. Для их производства есть все предпосылки: география виноделия на Кубани с каждым годом расширяется, сегодня производственные виноградники произрастают в шести муниципальных образованиях. Речь о Темрюкском, Ейском и Крымском районах, городе Новороссийске, городах-курортах Анапе и Геленджике.
Автохтон — хороший тон
— Винодельческие предприятия в нашем крае взяли курс на выведение автохтонных сортов винограда, максимально адаптированных к нашим климатическим условиям, — поясняет агроном из Кабардинки Виктор Кравченко. — Виноделы создают свои питомнические хозяйства, производящие саженцы.
Впрочем, Москва не сразу строилась. Она же, как известно, и слезам не очень доверяет. Поэтому пенять на трудности и плакаться в жилетку — не фермерское дело. Это к тому, что пока локальные питомники не в состоянии обеспечить саженцами всю Кубань: приходится работать с оглядкой на западный рынок. Однако всему свое время.
— Вначале я мог позволить себе производство вин лишь из покупного виноградника, что, если честно, не очень-то меня устраивало, — вспоминает анапский фермер Виталий Харченко. — Но затем обзавелся своим земельным наделом и собственным виноградником.
На вес золота
Помогло его бизнесу встать на ноги в том числе и содействие краевого руководства, о чем винодел забывать и не думает. Не почивает, так сказать, на лаврах.
— Виноделие и агротуризм в нашем крае вышли на новый этап развития, — признает Виталий Харченко. — Востребованность этой отрасли основана, пожалуй, на трех главных факторах: уникальном климате, целеустремленности фермеров и поддержке со стороны краевых властей.
Примечательно, что развитие кубанского виноделия конвертировано сегодня и в признание за рубежом.
— В прошлом году произошел рост экспорта нашей винодельческой продукции, который достиг отметки 307 тысяч декалитров, — информация от минсельхоза. — Таким образом, в общем объеме реализация кубанского вина на экспорт составляет уже почти два процента.
Не космический, конечно, показатель, но радует тенденция: винодельческими предприятиями Краснодарского края в 2017-м на экспорт было отгружено 295 тыс. декалитров продукции, что на 37% больше, чем в 2016-м.
Рост качества кубанского вина отмечен и наградами: так, за 2018 год с зарубежных дегустационных конкурсов наши виноделы увезли восемьдесят медалей, в том числе четыре золотые и тридцать одну серебряную.
…А с Кубани увозят вино — в качестве сувенира. Кто не увез, потом жалеет.
И не забудьте сувениры!
Андрей и Лидия Никифоровы, двое жителей Санкт-Петербурга, после отдыха в Витязево не захватили с собой пару-тройку бутылок сухого красного и очень по этому поводу переживали.
— Было это в прошлом году, — вспоминает Андрей. — Мы чувствовали себя дико виноватыми перед друзьями и родственниками.
Зато в 2019-м супружеская пара вину свою загладила, доставив с берега Черного моря в Северную столицу дары кубанского виноделия.
Логичен вопрос: неужели нельзя купить наше вино в торговой сети Санкт-Петербурга? Оно, конечно, можно, но есть проблема: по словам Андрея, в ходе винного шопинга он не раз нарывался на подделку. А покупка вина прямо на предприятии в процессе винного тура — проверенный вариант.
Кстати, вот почему среди основных направлений развития в нашем крае виноделия — защита рынка от контрафакта. Но это уже совсем другая история.
Факт
Доля Краснодарского края в общероссийском объеме собранного винограда приближается к 48%, при этом по объему производства виноградных вин и шампанского Кубань занимает первое место в России.
В тему
На Кубани функционируют 50 производителей винодельческой продукции, 28 из которых работают по полному циклу, а также 7 КФХ, производящих в общей сложности свыше 10 тыс. наименований винодельческой продукции.
Цифра
В 2018 году планами специализированных виноградарских предприятий была предусмотрена закладка виноградников на площади 2100 гектаров, фактическая же закладка составила 2163 га, это больше уровня 2017 года на 35%. В 2019 году на Кубани прогнозируется закладка новых виноградников на площади 2400 га.