Давайте с самого начала. Когда появилась ваша комиссия и кто
в нее вошел?
– На самом деле, городская топонимическая комиссия существует с советских времен, правда, тогда она называлась «комиссией по переименованиям» и действовала при горисполкоме. Входили в нее районные архитекторы и хозяйственные работники. Нынешняя КГТК, работающая при муниципалитете, официально была утверждена в марте 1992 года, однако фактически начала свою работу тремя годами раньше. Сначала это была общественная организация, в которую входили писатели, краеведы, историки. Долгие годы ее председателем был Иван Алексеевич Мирный, замечательный картограф, топонимист, краевед. С конца 1990-х комиссию стал возглавлять главный архитектор города, чуть позже к ее работе активно подключились депутаты гордумы Краснодара.
Сильно ли изменилась работа комиссии за последние десятилетия?
– В 1993 году работа шла на любительском уровне, на общественных началах и имела рекомендательный характер. Город стремительно застраивался: в 1995 году, например, появились 174 новых улицы. Строители, которым надо было дать дому адрес, подходили к этому не очень серьезно, буквально открывали орфографический словарь и давали названия по алфавиту: Абажурная, Абрикосовая, Амбарная и так далее, и эти временные названия становились постоянными. Поэтому мы предложили застройщикам заранее к нам обращаться, чтобы мы предлагали названия улиц для тех или иных кварталов новой застройки. Сегодня у нас создан целый реестр уличных названий, которые предлагаем для наименований.
Сейчас улицы стали называть блоками, нередко в него попадает фамилия, которую никто никогда не слышал…
– Новых улиц возникает много, с каждым годом число новых наименований растет, и если назвали одну улицу в честь архитектора, то и продолжаем архитектурную тему, или атаманов, или Героев СССР.
Это наше изобретение или переняли чей-то опыт?
– Мы сами к этому пришли, но я подозреваю, что в других городах есть нечто подобное. К тому же имя человека, в честь которого названа улица, мы надеемся, заинтересует тех, кто на ней живет, и таким образом люди узнают о тех, кем гордится наш город, край или страна. Мы рекомендуем, чтобы в начале, середине и конце улицы устанавливали таблички, возможно, памятные доски, на которых перечислены заслуги этого человека – будь то герой, ученый или писатель.
А обязательно надо, чтобы биография этих людей была связана с Кубанью или Краснодаром?
– Совсем не обязательно. Например, писатель Лев Толстой – достояние всей России, и вполне оправданно, чтобы его именем назвали улицу. Что касается героев, то чаще всего они или уроженцы Кубани, или те, кто совершил подвиг на ее территории.
А есть ли срок давности, сколько лет должно пройти после смерти человека, чтобы его именем назвали улицу?
– Должно пройти не менее пяти лет со дня смерти. Это федеральная норма, и она оправданна: нужна пауза, чтобы люди не действовали на эмоциях, а приняли осознанное, проверенное годами решение. Но есть и исключения – Герои России или почетные граждане Краснодара, которые уже при жизни доказали свой вклад в историю. Так, например, наименовали улицы в честь народной артистки Клары Лучко, сыгравшей главную роль в знаменитом фильме «Кубанские казаки», в честь нашего видного политика Николая Кондратенко. Предлагая названия улиц, мы смотрим и на то, длинная улица или короткая. Если улица короткая и на ней всего несколько домов, то длинное название на карте просто не поместится. Обращаем внимание и на то, какие улицы находятся рядом, в честь кого они названы.
Как часто к вам обращаются с просьбой переименовать ту или иную улицу?
– Люди, которые просят переименовать улицу по политическим или иным мотивам, не понимают цены вопроса. Были, например, обращение о переименовании улиц Атарбекова, Яна Полуяна, Каляева…
Это можно понять. Личности-то все одиозные, не особо приятно жить на улице, названной именем террориста.
– А представьте, какое количество документов, свидетельств и прочих бумаг придется переоформить? Да, в срочном порядке менять документы не заставят, но если они понадобятся для оформления каких-то сделок, купли-продажи, то топонимические изменения придется вносить. Одно дело – возвратить историческое название, это решается проще. Но если название первичное, как с улицей Каляева, то есть другого у нее не было, то надо провести референдум, среди жителей улиц, и 70 процентов должны согласиться со сменой имени. Или в Пашковском есть улица Ярославского, которая прежде называлась Церковная — на ней была церковь, и сегодня она там стоит. А Ярославский был одним из главных гонителей церквей, возглавлял общество воинствующих безбожников. Вопрос о переименовании поднимался неоднократно, но жители с ним не соглашаются.
Как это начиналось
Первые официальные названия улиц Екатеринодара появились в начале 1868 года. Из екатеринодарских наименований до наших дней сохранились только 17, среди них — улицы Базовская, Березанская, Длинная, Карасунская, Красная, Новокузнечная, Пашковская, Садовая, Северная, Ставропольская.
Улицу Гимназическую переименовывали больше всего. Изначально она называлась Театральной — театр на ней просуществовал более 12 лет, а в 1873 году на его месте построили мужскую войсковую гимназию — и улица стала Гимназической. После чего ей довелось побывать Рабфаковской (1929), Хакурате (1936), Ежова (1937), снова Рабфаковской (1938), Ворошилова (1939), Коммунистической (1957), вновь Ворошилова (1970) и наконец с 1993 года она опять стала Гимназической.
В пылу преобразований 90-х улицу Ленина тоже хотели переименовать – в Екатеринодаре она называлась Соборной. Но потом все-таки решили этого не делать. Однако один адресный объект все-таки остался с прежним наименованием – это Екатеринодарская епархия, ул. Соборная, 60.
Когда на карте города появится имя сценариста Нины Агаджановой?
Месяц назад редакция «КИ» обратилась в топонимическую комиссию Краснодара с предложением увековечить имя нашей знаменитой землячки Нины Агаджановой — сценариста фильма всех времен и народов «Броненосец Потемкин» («КИ» от 21 января 2021 года).
Что для этого нужно сделать и как скоро это может произойти, рассказала секретарь топонимической комиссии, начальник отдела городской среды департамента архитектуры администрации Краснодара Наталья Астахова:
– Алгоритм ваших действий прост, – объяснила Наталья Астахова. – Прежде всего нужно написать ходатайство на имя главы города о присвоении улице ее имени и представить справку о заслугах этой выдающейся женщины. Мы в ближайшее время рассмотрим эти документы на заседании топонимической комиссии и включим имя сценариста в перечень для наименований. И как только в комиссию поступит документ о новом жилищном массиве, утвержденном проектом планировки территорий, мы, с учетом его местонахождения и тех названий, которые есть неподалеку, определим ту безымянную улицу, которую можно бы назвать именем Нины Агаджановой.При этом вы должны быть готовы к тому, что такая улица, скорей всего, появится где-то в новом микрорайоне, а не в центре. Просто потому, что в центре города безымянных улиц у нас нет, а процесс переименования одной из них всегда требует очень веских причин и пакета обоснований. Появится ли эта улица на карте города в 2021 году? Почему нет? Ведь ежегодно в Краснодаре появляются десятки новых улиц, и, конечно, сценарист Нина Агаджанова – вполне достойная кандидатура, чтобы ее имя было присвоено одной из них.
Как появилась улица Николая Гумилева
Почти десять лет наименованием краснодарских улиц активно занимался экс-депутат гордумы Краснодара Игорь Коломийцев, возглавлявший комитет по вопросам местного самоуправления. Вот что он рассказал о ее работе в те годы.
– На карте города были названия, вносящие диссонанс в современную идеологию: в честь политических деятелей, которые не только никогда не бывали в Краснодаре, но, по сути, ничем не заслужили, чтобы их именами называли улицы. При участии топонимической комиссии были возвращены исторические названия улиц: Гимназическая, Длинная, Карасунская, Постовая и Ставропольская, вновь появился Мариинский бульвар и Екатерининский сквер. А сквер Свердлова переименовали в сквер Дружбы.
Существовали названия (и частично мы от них избавились), которые были просто неблагозвучны. Яркий пример — поселок Зональный, которому удалось вернуть имя его основателя генерал-губернатора Лорис-Меликова.
Проблема была в том, что с именем Зональный он был нанесен на карту России, и корректировку пришлось вносить на федеральном уровне.
А как вам нравится адресный объект «Третье отделение свинооткормочного комплекса совхоза «Прогресс», а ведь случались и такие.
В бытность нашей работы комиссия решила, что вполне логичной является практика названий улиц какого-то нового микрорайона тематически. Если, например, это «Немецкая деревня», то там появились улицы Берлинская, Мюнхенская, Баварская…
Без курьезов не обходилось, – продолжает Игорь Павлович. – Например, на одном из заседаний давали названия улиц на земельных участках, которые распределялись для застройки среди многодетных семей. Помню, я предложил, пытаясь сохранить логику в названиях улиц нового поселка, назвать одну из них Демографической, но коллеги почему-то посчитали такое название чересчур фривольным. Некоторые пеняли мне на такие названия, как Янтарная, Изумрудная, – но ведь это красивые русские слова, да и людям обычно нравится жить на таких «драгоценных» улицах.
А еще я рад, что благодаря нашим предложениям на карте Краснодара появились названия в честь замечательных русских поэтов Серебряного века — Ахматовой, Цветаевой, Николая Гумилева (это, кстати, мой любимый поэт). То есть мы старались креативить, хотели, чтобы краснодарские улицы не повторяли тех названий, которые есть в большинстве городов страны.