Краснодарские известия

Как избавить Краснодар от подтоплений после дождя

Такими, например, как не слишком приятный канализационный запах, который может преследовать гостей и жителей города в самых, казалось бы, престижных местах: в историческом центре или на набережной Кубани. Объяснение этому явлению простое: в сети ливневой канализации — с решетками над приемными колодцами — есть врезки бытовых стоков, скажем так, с разнообразным содержанием. Почему так вышло, как разрубить этот многосложный и многотрубный узел, нам рассказал заслуженный строитель Кубани, эксперт Общественной палаты Краснодара Виталий Качков.

Откуда запах?

— Первый бытовой коллектор на улице Буденного был построен только в начале 30-х годов XX века. До этого и позже, из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, бытовые стоки подключались к ливневке, которая стала общесплавной канализацией. Ливневка — это Золушка всей системы городского хозяйства. Если в новых районах все коммуникации строились в советское время за счет бюджета города, то ливневку в центральной части сделали только тогда, когда надо было улицу реконструировать за счет внелимитных ассигнований. Поэтому в советское время она строилась по остаточному принципу. В новых районах, застройка которых проходила, начиная с 50-х годов, одновременно строились две линии канализации. В центре же, из-за отсутствия на ряде улиц бытовой канализации, сброс бытовых стоков, в основном от индивидуальной застройки, по-прежнему несанкционированно производится в общесплавную канализацию.

В Краснодаре по всему створу реки, начиная от Гидростроя и практически до Елизаветинской, 23 сброса в реку. Это выпуски ливневых коллекторов. Ни на одном нет очистных сооружений. И по ним от 15 до 50 процентов объема идут бытовые стоки.

— Это же очевидно: историческому центру нужна современная канализационная система. И что нужно делать?

— Решение проблемы — в разделении стоков за счет строительства на этих улицах фекальной канализации и переключения в нее бытовых стоков. Радикальным способом ликвидации попадания бытовых стоков в Кубань в центре города является запуск в действие построенного больше 30 лет назад собирающего ливневого коллектора на улице Кубанская Набережная и строительства станции перекачки стоков в районе Тургеневского моста. Бытовые стоки должны по вновь построенному напорно-самотечному коллектору поступить на городские очистные сооружения в районе агроуниверситета. К сожалению, до сих пор этот коллектор не работает, насосную станцию не построили —
и по-прежнему неочищенные стоки вместе с дождевой водой идут в Кубань.

Что не так с коллекторами?

— А коллектор на ул. Буденного? Надо полагать, мощностей его керамических труб относительно небольшого диаметра вскоре стало не хватать?

— Начиная с 1989 года этот коллектор реконструировали, увеличив диаметр. С первой очередью практически дошли до Юбилейного. Вторая очередь шла в район очистных сооружений агроуниверситета, однако до конца объект не достроен. Хотя осталось там доделать совсем немного, но из-за нехватки финансирования до сих пор не смогли завершить.

— Но ведь коллектор для бытовых стоков есть и на Головатого. С ним что не так?

— Кстати, его строительство — это заслуга Министерства легкой промышленности, коллектор был проложен при строительстве КСК. Предприятия давно нет, а созданная когда-то для него инфраструктура работает на благо всего города. Сегодня он тоже нуждается в реконструкции. Проект есть. В нем предложена технология «чулка»: когда в трубу под воздушным давлением набивается полиэтиленовая сетка, которая закрывает прорехи в стенках коллектора. Правда, при этом слегка уменьшается диаметр трубы, зато не надо производить земляные работы.

— Тогда же, видимо, были построены и очистные сооружения — Минлегпром все делало по уму…

— Да, первые очистные за счет средств Министерства легкой промышленности были построены возле агроуниверситета. В 80-х годах была введена вторая очередь очистных сооружений в районе Елизаветки. А на очистных в районе агроуниверситета построили насосную станцию, которая перекачивала по напорно-самотечному коллектору (длиной около 14 км) стоки на вторую очередь.

— А справляются ли эти очистные со значительно возросшей нагрузкой?

— Перерабатывая в сутки 400 тысяч кубов стоков, очистные уже работают на пределе. В перспективе их мощность планируется увеличить еще на 125 тысяч кубов. Но это многомиллиардные вложения, нужна федеральная программа с софинансированием из краевого и городского бюджетов, один Водоканал такие расходы не потянет. И, конечно, остро стоит задача завершения строительства дождевого коллектора от ул. Петра Метальникова до впадения балки Осечки в реку Понура и строительство очистных сооружений на выпуске коллектора.

Без федеральной программы не обойдемся

— Выходит, проекты есть, направления определены, объекты начали строить — но до конца не довели, прежде всего, из-за нехватки средств. Каким вы видите решение?

— Да ведь новые микрорайоны строят инвесторы. И, естественно, они, получая прибыль, должны участвовать в обеспечении этих микрорайонов инженерными сетями. Это обычная мировая практика. В Нью-Йорке, например, к инвесторам предъявляют три базовых требования. Если они приходят что-то строить, то должны вложить деньги в реконструкцию и капитальный ремонт дорог, ливневую канализацию и озеленение. Тут нужна очень конкретная постановка цели, а главное — понимание того, что сделать это надо в оптимальные сроки. Ведь эти коллекторы уже переполнены под крышку. Это хорошо видно во время ливней, когда вода проникает в перепускные системы (есть такие между фекальной и ливневой канализациями), и на поверхности изумленные жители наблюдают фонтанчики нечистот. Так что меры нужны срочные.

— Так денег же нет — ведь десятки миллиардов потребуются…

— Считаю, что Краснодару, как быстрорастущему городу, население которого за два десятка лет возросло вдвое, нужно вместе с краем выходить на федеральную программу по развитию городского хозяйства: на строительство фекальных и ливневых коллекторов, дорожных объектов, берегоукрепления — все проблемы собрать в один документ и получить финансирование. Такую программу уже формирует Сочи, и мы тоже могли бы это сделать. Это насущная необходимость. В свое время у нас было два постановления правительства на семь лет по развитию городского хозяйства краевого центра. Благодаря этим документам мы жили без особых потрясений, развивая город, в течение 30 лет.

Вторая жизнь Карасунов

— Виталий Анатольевич, еще одна проблема, которую город решал при вашем активном участии, — это ликвидация подтоплений, в том числе Комсомольского и Пашковского микрорайонов. Теперь, когда Карасуны обрели статус прудов, есть все основания завершить их реконструкцию.

— Карасуны являются естественной дренирующей системой, они, как бывшая река, имеют и родники, и систему сбора дождевых вод. В конце 80-х начали расчистку, провели ее на двух озерах, но в 90-х из-за отсутствия средств работы остановились. В начале нулевых к Карасунам вернулись. Новый проект преду-сматривал расчистку иловых отложений на полтора-два метра глубиной, делая в результате водоемы глубже и расчищая заиленные родники. Предлагалась проектом и подпитка Карасунов через Краснодарское водохранилище: путем использования насосной станции и водовода в 3,5 — 4 км. Планировали реконструировать проточность, проведя трубы через дамбы, а за счет сброса хотели обеспечить в озерах водообмен, сбрасывая по перепуску воду в холодный рукав Старой Кубани. По сути, в результате создавалась полуискусственная река. Предполагалось, что из сотни тысяч кубов выбранного ила будут сформированы новые берега, но при этом акватория озер сократится на 15-20 метров, однако увеличивается их глубина. На нескольких озерах таким образом были выполнены работы, однако на остальных дело до конца не довели.

— А ведь это могло бы стать уникальным случаем восстановления природной экосистемы реки!

— У этого проекта было три главных задачи. Предполагалось, во-первых, что на новых берегах создадут рекреационные объекты: лодочные станции, спортобъекты, велодорожки, проведут озеленение. Во-вторых, кроме линейного парка, создание непрерывной прогулочной зоны от федеральной трассы «Дон» до ТЭЦ решило бы проблему подтоплений. А в-третьих, над обновленными озерами стали бы формироваться воздушные потоки — ветровые векторы, обеспечивающие город прохладным воздухом с востока на запад, от водохранилища к центру.

Хорошо, что начало возрождения Карасунских озер положено: появился ухоженный Дмитриевский сквер. Теперь бы эти два пруда, нижний и верхний, почистить, обеспечить проточность, и уже появится возрожденный фрагмент утраченной реки.

Кто он, наш эксперт?

Виталий Качков с 1992 по 2006 год руководил разработкой и реализацией муниципальных экологических программ, в 1996 году разработал Концепцию экологически устойчивого развития Краснодара.

В 2005 году подготовил и внес в ЗСК проект закона «Об охране окружающей среды от негативного воздействия автотранспорта в Краснодарском крае», который был утвержден и эффективно используется в нашем регионе.

После ухода из администрации Краснодара в 2011 году продолжил работу в строительных и проектных организациях города и края. Виталию Качкову присвоены звания «Заслуженный строитель Кубани» и «Почетный строитель России».

Exit mobile version