Медицинский кластер, IT-центр, дельфинарий, парк наук, музей искусств… Глядя на архитектурно-планировочную концепцию новой территории в районе Новознаменского, так и хочется сказать: город-сказка, город-мечта. В чем особенность масштабного проекта? Чем планируют насытить городскую среду, чтобы она стала привлекательной для всех без исключения жителей города?
«Краснодарские известия» не стали философствовать на эту тему, а обратились за подробностями к Ирине Гришечкиной, руководителю проекта по разработке нового района Краснодара, главному архитектору Санкт-Петербургского научно-исследовательского института перспективного градостроительства. Разговор получился обстоятельным и интересным.
Реновация, реконструкция или освоение свободных территорий
— Ирина Егоровна, каковы в целом тенденции развития городов?
— Одно из направлений — реновация, как в Москве, где ведется реконструкция застройки уже урбанизированной территории, и оно актуально для всех городов, в том числе для Краснодара. Как показывает жизнь, какие-то территории будут преобразовываться внутри сложившейся застройки. Второй путь — освоение свободных территорий.
— У каждого из нас есть свое понимание, что такое комфортная среда. Одним нужны школы и детсады, других интересует транспортная доступность… Что будет составлять основу качества жизни нового микрорайона?
— Комфортная среда — понятие комплексное. Уровень комфортности проживания не определяется только благоустройством. Удобный двор и красивая площадь не изменят ситуацию, если при этом будут плохие дороги, изношенные инженерные коммуникации и т.д. И потом, эту территорию я бы не стала называть микрорайоном.
— Почему?
— Уж слишком большая территория для микрорайона — небольшого образования внутри красных линий. По сути, это практически новый город в городе. По предварительным расчетам, здесь будет жить около 320 тысяч человек.
— Уже представлена архитектурно-планировочная концепция нового района. Что бы вы особо отметили?
— Когда мы разрабатывали концепцию, стремились сделать интересную городскую среду с детскими садами, школами, зелеными зонами, и не только. Нам хочется, чтобы это место стало административным, культурным центром. Новая улица Красная, я бы так сказала.
— А почему ассоциация именно с главной улицей?
— Потому что здесь действительно уютно и комфортно: и молодежи, и бизнесменам, и пожилым людям. Поэтому сюда все едут — и работать, и гулять. Но не могут же жители все время ездить на Красную! В городе должны быть и другие, альтернативные места, точки притяжения не только в центре, но и на окраинах могут стать настоящими объектами туризма, как парк «Краснодар». Поэтому очень важно, чтобы новая территория не превратилась в один из спальных районов, пусть и самых больших.
Тянемся к КОТ
— Каким станет новый район, интересует многих краснодарцев, ведь впервые о проекте строительства заговорили еще весной 2018 года. Некоторые общественники считают: не лучше бы сначала решить проблемы существующих в северо-восточной части города поселков, таких как Российский¸ Краснодарский, и уже потом осваивать новую территорию. Что вы на это скажете?
— Город развивается в разных частях — от Восточно-Кругликовского до района Западного обхода. Невозможно и не нужно останавливать развитие. Другое дело, что это происходит локально — в отличие от нового района, который будет осваиваться комплексно. Что хочу отметить: это единственная площадка в городе, где местные власти могут определять условия развития территории. В других случаях это практически невозможно, потому что часть земель находится в частной собственности.
— Ирина Егоровна, если простыми словами, что такое комплексное освоение территории?
— Это значит, что возводимые жилые комплексы будут обеспечены социальной, транспортной и другой необходимой инфраструктурой. Для Краснодара это не ноу-хау. По такому принципу построены Фестивальный, Черемушки, старая застройка микрорайона Гидростроителей, где заказчиком выступало государство. Сейчас мы наблюдаем гипертрофированное строительство жилья без необходимой инфраструктуры. Дисбаланс все время усиливается. Поэтому позиция краевой власти в том, чтобы инвесторы, девелоперы своевременно резервировали земельные участки для возведения социальных объектов.
— А что с транспортной доступностью?
— В северо-восточной части города планируется реализовать масштабный транспортный проект, который частично разгрузит город от пробок. Это строительство путепровода с целым рядом развязок. Транспортный коридор проложат от района ул. Володарского, ул. Тихорецкой и ул. Шевченко, по ул. Тихорецкой вдоль железнодорожного полотна почти к поселку Лорис. Что касается общественного транспорта, трамвай придет в новый район, плюс городская электричка, это заложено в Генплане. Именно они станут основой транспортного каркаса новой территории.
— Архитектурно-планировочная концепция готова. Что дальше?
— Подготовка проекта планировки и межевания, который должен пройти общественные слушания.
Четыре вопроса о Краснодаре
— Когда вы первый раз посетили наш город?
— В 2014 году, когда готовили обоснование высокоскоростной магистрали Москва — Сочи, которая проходит через Краснодар.
— Вы знаете проблемы каждого микрорайона лучше, чем многие жители. Сколько раз у нас гостили?
— Точно не скажу, но очень много! Когда наш институт разрабатывал Генплан, я могла приезжать в Краснодар несколько раз в неделю. Работы было очень много, и мы объездили чуть ли не каждый уголок, не говоря о целых микрорайонах.
— Сколько времени у вас ушло на изучение кубанской столицы?
— Я все последние годы этим занимаюсь. А конкретнее — с 2018 года, с начала работы над Генпланом Краснодара. Изучаю город и сейчас, работая над проектом нового района.
— Если у вас была бы возможность, от чего вы избавили бы наш город?
— От плотной застройки. Тогда нагрузка на существующую инфраструктуру была бы гораздо меньше.
Подготовила Зара Хушт