Секрет их популярности банален: чаты эффективнее классического ноктюрна на батареях. Таким образом, с их помощью можно решить немало первостепенных житейских проблем. Но почему для одних чаты только в помощь, а для других превратились в помойку, мы выясняли с помощью членов нашего «Совета домкомов» — проекта, который инициировали «КИ».
Пишите в личку
Соседи в сети: общедомовые чаты — благо или зло? Можно ли реально принимать участие в жизни своего дома удаленно или это потеря времени и нервов? Эти вопросы вызвали бурное обсуждение участников нашей дискуссии. Более того, члены «Совета домкомов» разделились на два лагеря: одни — двумя руками за соседские чаты, другие — категорически против.
Особенно эта тема стала актуальна во время пандемии, когда не проводились очные общие собрания. Но жизнь не остановилась на месте: в общем доме возникали вопросы, которые необходимо было решать.
Светлана Заря считает, что соседи онлайн очень хорошо, но только в том случае, когда чат односторонний:
— Прекрасно помню вечер, когда создала общий чат. Тут же жители начали размещать видеоролики, не имеющие никакого отношения к нашему дому. Я всегда ставлю телефон на беззвучный режим, и когда на следующий день открыла чат, просто ужаснулась от бесконечного количества негатива и порнографических видео. Тогда и решила сделать наш чат закрытым. То есть только я как администратор имею право озвучивать те или иные темы. Жильцы задают вопросы уже мне в личку, удобно.
Не видит минусов в домовых чатах и Галина Минзюкова:
— Общедомовой чат просто необходим, хотя долгое время была противником такого общения с жильцами. Причина проста: в доме, где живет дочь, уже был создан чат, который больше был похож на помойку. Ее телефон не переставал «булькать» из-за непрекращающихся сообщений, и в большинстве своем не по делу. И все же на два корпуса — два разных дома — создала два чата, но закрытых. Имейте в виду: лучше отправлять соседям голосовые сообщения, это реально работает. В одном из домов насчитывается 178 квартир, из них 138 участников чата. Во втором доме из 172 квартир только жители 52 квартир узнают новости об общем доме с помощью чата. Потому что живут в основном пожилые люди, не пользующиеся WhatsApp. Поэтому при необходимости по старой доброй традиции я их обзваниваю по домашним или мобильным телефонам и размещаю объявления на информационных стендах подъездов.
По мнению домкома, самоизоляция ярко показала необходимость общих чатов. Проводят дез-инфекцию подъездов — жильцы получают сообщения с просьбой не выходить из своих квартир в течение получаса. Делают промывку батарей после отопительного сезона — еще одно сообщение с просьбой не снимать радиаторы на время. Но чат должен выступать исключительно информационной площадкой.
Забань его отсюда!
Наталья Старовойтова скептически относится к соседям онлайн и мотивирует свою позицию так:
— Не тот еще уровень культуры у собственников. Соседи зачастую не понимают, что нужно писать конкретно по делу, а не звать, к примеру, на прогулку или поздравлять с праздником. Я приветствую чаты с участием представителей управляющих компаний и старших по дому. Все остальное — флуд, поскольку теряется нить заданной темы.
По мнению Ольги Огневой, чат для жильцов превратился в помойку и сборище общегородских страшилок. Поэтому «выпилилась» из чата. К тому же любую интересующую информацию жители могут узнать в своей управляющей компании, которая находится на первом этаже жилого комплекса.
— Насколько я знаю, ни одного конструктивного предложения от собственников — активных пользователей общих чатов — в адрес управляющей компании не поступает. Только слухи, предположения и домыслы, зачастую весьма обидные. У меня сразу появляется вопрос: чем такие люди занимаются, что могут тратить на это кучу времени? На мой взгляд, такие чаты создают жители, которые не работают и считают себя экспертами в любой области — от строительства до ЖКХ. Еще раз подчеркиваю: 99% пользователей чата склонны только ругать, возмущаться и выплескивать негатив. При этом — никакого конструктива. К тому же всего несколько домов находится в обслуживании нашей управляющей компании, что для нас, жильцов, очень удобно. Всегда можно набрать номер как главного инженера, так и директора, если есть вопросы. Или просто спуститься на первый этаж, — говорит Ольга Огнева.
О чем это вы?
Обычно Насир Османов активно участвует в наших обсуждениях. К тому же он единственный, кто участвовал в «Совете домкомов» с начала его создания и не пропустил ни одну встречу. Но в этот раз был молчалив, поскольку сама тема ему была неинтересна. В противовес обсуждаемой теме Насир Османов показывает нам список жителей дома: напротив каждого имени записан номер мобильного телефона. И так — сотни квартир.
— Поверьте, я не единственный домком и житель многоэтажки, у кого до сих пор есть кнопочный телефон. Не нравится сенсор, поэтому не планирую в ближайшее время менять телефон. Нет ватсапа — нет чата. И потом, я убежден в том, что соцсети, чаты никогда не заменят живого человеческого общения, возможности уговорить соседа, настоять на своем…
Мнение
Наталья Старовойтова, заместитель начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара:
Закон не запрещает создавать общедомовые чаты, но в Жилищном кодексе такая форма организации не закреплена. На мой взгляд, общедомовой чат полезен, если в нем участвуют актив дома и представители управляющей организации, ТСЖ, ЖСК и ТСН. Домовые чаты в новостройках часто появляются раньше сдачи объектов. У дома может еще не быть перил и крыши, а в чате уже сотни сообщений. Темы для бесед животрепещущие. Когда сдадут дом, когда запустят лифт, как платить за электричество. Сразу же формируется актив дома и чата. В старом жилом фонде, где люди годами живут по соседству, общедомовые чаты менее популярны. Для управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов общедомовые чаты — это еще одна возможность узнать вопросы и проблемы, которые волнуют собственников помещений в многоквартирных домах. Ведь управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ТСН — это нанятые собственниками организации, которые обязаны следить за сохранностью общедомового имущества.
Соседский чат. Плюсы и минусы
Плюсы:
- Познакомитесь с соседями, найдете новых друзей, товарищей по утренней пробежке или прогулке.
- Сможете поругать сверлящего соседа и не потревожить остальных стуком по батарее.
- Тут же узнаете об отключении воды, света и газа.
- Поучаствуете в решении вопросов, касающихся общего дома.
Минусы:
- Много флуда: ненужной болтовни, жалоб.
- Иногда встречается откровенная
ругань. - Много троллей и агрессоров, и избавиться от них можно, только удалив их из группы.