Краснодарские известия

«Это новогодняя история»: режиссер Георгий Цнобиладзе покажет в Краснодаре «12 стульев»

Накануне премьеры в перерывах между репетициями автор «Краснодарских известий» Анна Климанц поговорила с режиссером Георгием Цнобиладзе из Санкт-Петербурга, которого краснодарский зритель знает по постановке «Горгоны». Кто играет находчивого Остапа Бендера и какой коронной фразе из экранизированных версий «12 стульев» удивились бы Ильф и Петров?

Лед тронулся

— Георгий, спектакль стартует в преддверии Нового года, но не сказать, что он передает новогоднее настроение.

— Не думал об этом. Мне кажется, что это как раз новогодняя история. В детстве я очень много читал, и, можно сказать, что книга Ильфа и Петрова стала для меня в какой-то степени настольной. Мы выбирали произведение вместе с руководством театра и долго совещались. Важно, чтобы оно соответствовало репертуарной политике и нравилось мне. Но, подчеркиваю, что ориентируюсь исключительно на книгу, а не на фильмы. Честно скажу, мне они не очень нравятся, делайте со мной что хотите. Не смущает вас такой ответ?

— Это ваше мнение, и оно имеет право на существование. Но не боитесь проиграть в сравнении с народными картинами?

— Не боюсь, пусть зритель сам решает. Мы в театре находимся, и если переживать по поводу того, кто и что скажет, заниматься профессией будет невозможно. 1000 человек придет в зал, неужели же всем и все понравится? Так не бывает. Артисты мне часто говорят: «Подожди, а в фильме же не так!» В фильме не так, а в книге вот так, а у нас вообще по-другому.

— Вам важно, чтобы все реплики точь-в-точь соответствовали тексту или даете артисту возможность импровизировать?

— Мы делаем игровой спектакль, поэтому актеры должны быть в нем свободны, как мне кажется. В фильме есть фразы, которые прочно вошли в наш лексикон, но в книге их нет. Например: «Но деньги попрошу вперед!» Скорее всего, их придумали на съемочной площадке. Текст важен, если артист не чувствует юмора. Бывает, что он меняет местами два слова, а не смешно. В таком случае я придираюсь.

Киса и Ося были тут

— Я знаю, что практически вся труппа занята. Это так?

— Около 40 человек, и это очень большой состав. В роли Бендера у нас Алексей Сухоручко и Арсений Фогелев. Мне кажется, они оба похожи на Остапа, но при этом совершенно разные как артисты. Кису Воробьянинова сыграют Андрей Соломыков и Георгий Хадышьян, и они тоже полные противоположности. Мадам Грицацуеву — Ирина Хруль и Вера Великанова. Если работают два состава, то они должны играть иначе и привносить в спектакль что-то свое.

— Как распределяли роли? Вы же, наверное, не очень хорошо знаете труппу и сильные стороны каждого актера.

— Правильное распределение ролей — половина успеха, и на это уходит очень много времени. Я постарался дать большие роли тем, кого в театре люблю как артистов. Искал и прикидывал, кто точно попадет в образ или, наоборот, найдет неординарную трактовку. Арсений Фогелев подсказывал, но предоставил мне свободу выбора.

— Не представляю, как вы решили вопрос со сценографией. И на гору герои лазили, и по Волге плавали. Большое количество сменяющих друг друга локаций.

— Непросто. Это же не пьеса, где лишь единственное место действия. На гору, скорее всего, мы не полезем, хотя я люблю эту сцену. Строгим ценителям говорю сразу: вошло не все. И так мы режем по живому, выбрасывая важные куски, потому что история большая и хочется взять все, но не хочется, чтобы спектакль шел два дня. У нас будет три действия, в соответствии с книгой: в Старгороде, Москве и часть, где Киса и Ося путешествуют по Волге. Художник-постановщик — Александр Храмцов, с которым мы работали над «Горгонами».

— Но в Васюки-то по Волге поплывем? Держите грос-смейстера!

— Театр — это такая вещь: сегодня плывем, завтра — нет. Посмотрим. Хотелось бы!

Господин в желтых ботинках

— Задам классический вопрос. Это будет классическая постановка?

— Что такое классическая постановка? Для меня это всегда загадка. Скажу про себя: коллеги-режиссеры считают, что я консервативный, театры думают, особенно в городах поменьше, что я новатор, авангардист. Мне кажется, что спектакль относительно традиционный, но интересный.

— Уточню. Не будет ли Остап Бендер ходить с айфоном, а Киса в джинсах?

— Мы постарались сохранить эпоху, и герои не используют мобильные телефоны. На самом деле не случилось бы ничего страшного, если бы Остап звонил Кисе и пользовался при этом айфоном. Классический или неклассический театр — это субъективная оценка, потому что у каждого театра свой взгляд. Если я поставлю спектакль, как это делали 40 лет назад, его будет невозможно смотреть.

— Сколько было сшито костюмов и где взяли стулья?

— Вам, я смотрю, интересна театральная кухня? Много, не готов сказать, сколько. Что-то мы шьем — у Остапа и Кисы по три костюма, кому-то покупаем — приезжаем в магазин и ищем то, что могли носить в то время. Костюмы шахматистам переделываем из тех, что остались от старых спектаклей. Стулья изготавливали на заказ. Их будет 17 вместо 12-ти. Не скажу, почему.

— Желтые ботинки нашли? Спрашиваю не просто так. Обувь иногда совершенно не вписывается в общий контекст.

— Желтые ботинки? Увидите. Обувь — это серьезный и очень дорогостоящий вопрос, поэтому иногда она оставляет желать лучшего, увы.

Кукушкина!

— В фильме и в книге много музыки. А у вас?

— Мы не создавали специального саундтрека и не берем музыку из кино. В книге Остап напевает какие-то кусочки из песен, и что-то из них мы используем. В приоритете — живое исполнение и минимум фонограммы. Есть одна современная песня, и предположу, что ценители старины ужаснутся. У нас два полноценных хора — несколько сцен в ресторанах, где поет Тамара Родькина, фрагмент про голубого воришку, когда бабушки…

— Кукушкина!

— Мне кажется, что она Кокушкина все-таки. У меня была преподавательница с такой фамилией…

— Вы с таким воодушевлением рассказываете о спектакле, создается впечатление, что вам очень легко над ним работается. Угадала?

— Очень тяжело, а рассказывать всегда легче, чем трудиться. Для меня эта книга — одно из любимых воспоминаний детства, что-то очень родное и теплое. У каждого режиссера есть такие вещи, которые он рано или поздно обязательно поставит. Это тот самый случай. Я поздравляю читателей «Краснодарских известий» с наступающим Новым годом и приглашаю на премьеру!

Реклама. ГАУК КК Краснодарский Театр Драмы / 12+

www.dram-teatr.ru

Exit mobile version