Это отголоски 2020 года. Государство тогда активно поддержало застройщиков и банки. Плюс сказался «эффект базы». На Кубани полтора года не выдавали разрешения на строительство многоэтажек. Но в ближайшее время участники рынка, скорее всего, возьмут паузу. Запаса прочности хватит, считают эксперты.
Кубань — лидер в ЮФО
На десять девелоперов, входящих в рейтинг, в регионе приходится около половины совокупной площади жилья. Крупнейшими застройщиками Кубани являются СК «ЮгСтройИмпериал», ГК ССК и ГК Dogma (эта компания реализует и крупнейший проект в крае — ЖК «Самолет» — 66 домов площадью более 560 тыс. кв. м) — следует из данных Единого ресурса застройщиков.
По информации Росстата, в первом полугодии объем жилищного строительства в России увеличился на 44,2%. За шесть месяцев население и застройщики ввели в эксплуатацию 52,6 млн кв. м жилья. В Краснодарском крае этот показатель чуть-чуть недотянул до четырех миллионов квадратов — 3,907 млн кв. м. На Дону почти в три раза меньше — 1,5. Это второй показатель в макрорегионе.
Топ-10 крупнейших застройщиков Краснодарского края (данные на 02.09.2022 г.)
Группа компаний (застройщик) | Доля в регионе (%) | Строится жилья (кв. м) |
ГК ССК | 11.48 | 1 041 833 |
DOGMA | 10.96 | 994 215 |
СК «ЮгСтройИмпериал» | 10.5 | 952 752 |
AVA Group | 8.67 | 787 083 |
ГК «ЮгСтройИнвест» | 3.92 | 355 726 |
Неометрия | 3.76 | 341 504 |
Объединение застройщиков «ВКБ-Новостройки» | 3.09 | 280 050 |
Метрикс Develoрment | 2.84 | 257 663 |
ГК АльфаСтройИнвест | 2.12 | 192 114 |
Фонд защиты дольщиков Кубани | 2.09 | 189 960 |
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, на фоне санкционного давления и логистических проблем показатель впечатляет.
— Согласно полученным от регионов оперативным данным, за семь месяцев у нас уже построено 57,73 млн кв. м, а это на 31,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года,
Федеральный чиновник уточнил, что в первом полугодии застройщикам выдали на 21% больше разрешений на строительство МКД, чем за аналогичный период 2021 года. Этот факт говорит о том, что кризисная ситуация весны не повлияла на планы крупных строительных компаний.
— Только в Краснодаре введено 57 домов — это 15 тысяч квартир. Площадь составила порядка 730 тыс. кв. метров — на 37% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Только за июнь в городе введено 26 многоквартирных домов, в том числе проблемные объекты,
Руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик рассказал, что по итогам 2022 года будет зафиксировано снижение выдачи ипотек по ДДУ — около 30%. А в целом продажи упадут примерно на 25%. При этом, отметил он, рынок восстановится быстро, за 1-3 года.
Девелоперы стали взвешивать
В 2020 году государство сильно переживало за последствия коронавируса, пандемии. И поддержка строительного сектора была чересчур высокой, уверен эксперт. С того времени как раз прошло полтора года. Строительные циклы завершаются.
— Это негативно отразилось на стоимости жилья: оно сильно подорожало, снизилась его доступность. Но задайте вопрос застройщикам: поменяли бы они ту ситуацию на другую? Уверен, что все ответят нет. Все-таки ситуация принесла больше выгод. В последние годы объем сделок был очень высоким. И строительные компании хорошо заработали, что позволило заложить новые проекты. Сейчас наступило небольшое охлаждение. Но бизнес к этому адаптируется — есть финансовая подушка,
По словам собеседника, падение спроса на новостройки на 30-35%, по сравнению с показателями двух последних лет, сказалось на девелоперах, но «паники в их рядах нет».
— Льготное субсидирование (ипотеки под 0,1%) несколько нивелировало эффект от роста цен. Жилье снова приобретать выгодно. Если цены задержатся на нынешних отметках с существующим спросом в течение следующего года, то девелоперы легко адаптируются к ситуации и будут строить чуть меньше. Сделают упор на продажу старых объектов. Но если ситуация ухудшится (есть и такой сценарий) с точки зрения доходов и уровня безработицы и спрос упадет на 50%, тогда возникнут проблемы. Но судя по прошедшему периоду, каких-то катаклизмов не произошло. В любом случае в третьем-четвертом кварталах года показатели ввода жилья несколько снизятся. Сегодня на рынке пока не закладываются новые объекты. Застройщики ждут, как сложится ситуация на рынке. Они стали взвешенно подходить к процессу,
— Сейчас требования к новостройкам сильно усложнились: парковочные пространства, зоны отдыха, детские и спортивные площадки, выгул собак, организация подъездов. Все эти факторы влияют на цену. За последние полгода выросли цены на импортное оборудование. Подорожали стройматериалы. Себестоимость квадратного метра каждые полгода в среднем растет на 5% процентов,
Собеседник добавляет, что в черте города почти не осталось свободного места, а новые участки нужно обеспечивать инженерной инфраструктурой, строить соцобъекты.
— В любом случае у новых проектов в Краснодаре, будь то частная застройка или многоквартирный жилой дом, всегда найдется свой покупатель. Наш город привлекателен для переезда из любого региона страны.Частный дом победил многоэтажку?
С начала 2022 года в Краснодарском крае объемы ИЖС превысили многоквартирную застройку более чем в два раза. Эксперты «Домклика» считают, что интерес к этому сектору вызвали меры господдержки: сельская и льготная ипотеки, дачная амнистия. Спрос также спровоцировал и локдаун, связанный с коронавирусом. Плюс ко всему рост цен на домовладения сильно отстал от многоэтажек. Почти в два раза. Но ситуация постепенно выравнивается.
— Цены успели подрасти на земельные участки, стройматериалы, бытовую технику. Думаю, что вряд ли сектор будет сильно расти. Все-таки это довольно дорогое удовольствие, которое не каждый может себе позволить. Но отмечу, что долгосрочный тренд популяризации ИЖС все же оформился. Он будет сохраняться,Аналитик уверен, что сегмент частного жилья не перекроет новостройки. Земельные участки уже выросли в цене в два раза, в среднем до одного миллиона рублей.
— Одноэтажным Краснодар не станет. Общие совокупные затраты на инженерную инфраструктуру, дороги, социальные объекты, организацию движения общественного транспорта очень высоки. Уже сейчас в городе есть районы с низкой транспортной доступностью, грунтовыми дорогами. У этих территорий «плохая экономика»,Материал подготовил Владимир Приходько