«Звонок для учителя»

Хотя я училась в школе на отлично, но каждый раз, когда слышала выражение: «Закрываем учебники и достаем двойные листочки», тряслась так, будто все, что учила ранее, забыла. Уверена, эти слова были самыми пугающими для многих учеников.

Еще одна фраза, которая возглавляет мой личный топ учительских высказываний: «Звонок звенит для учителя! Сядьте, мы с вами еще не закончили». Только представьте: раздается звонок с урока, голодные школьники резко подрываются с места в предвкушении горячего обеда, сгребают ручки, тетрадки в заранее открытые сумки и портфели, кто-то даже роняет свои школьные принадлежности и, не обращая на них внимания, пытается выбежать из класса, как вдруг раздается громогласный окрик, заставляющий всех вернуться на свои места и дождаться, пока учитель закончит урок. И никто из учащихся не осмеливался сказать: «Вы не имеете права нас задерживать!», потому что знали, слово учителя для ученика — закон.

«Дневник на стол!»

Это еще одна знаменитая фраза. В школах зачастую это произносилось, когда школьнику давали последний шанс. Если он не исправит свое поведение, то, несомненно, в дневнике появится жирно написанное красной ручкой предложение: «Родителей в школу!». Сегодня некоторые образовательные учреждения отказываются от бумажного варианта дневника, выставляя в него только четвертные оценки, а всю информацию передают либо через электронный журнал, либо напрямую родителю, поэтому современные учителя не произносят эту уже ставшую крылатой фразу.

«Выйди из класса и зайди нормально»

Наверное, у каждого из нас в классе был Вася Петров, который любил утром плотно позавтракать, не теряя драгоценных минут своей трапезы на то, чтобы прийти в школу вовремя. И вот этот самый Вася Петров спустя 10 минут урока вразвалку заходит в класс, зевая, садится на свое место, и, кажется, еще немного — и он погрузится в сладкий сон, из которого его невольно вытянули родители. Но тут звучит угрожающий голос учителя: «Выйди и зайди нормально!» Вася нехотя встает, выходит из класса, аккуратно открывает дверь, принимает провинившийся вид, извиняется перед педагогом и вновь садится на свое место. Учитель, конечно, его прощает и продолжает вести занятие.

 «А голову ты дома не забыл?»

Диалог «сквозь века», эти слова помнят даже наши бабушки. Давайте вновь вспомним Васю Петрова, который опоздал на урок, да еще и тетрадки по алгебре, как назло, не оказалось в портфеле. В таком случае разгневанный преподаватель спрашивает: «А голову ты дома не забыл?» В мои школьные годы такое обращение часто звучало и в адрес девочек, но в более шутливой форме, когда, например, Катя Васюткина забывала учебник по химии, ей прилетало: «Губы ты накрасить не забыла, а книжку принести забыла!»

Еще одна, наверное, самая любимая фраза, которую слышали ученики всех поколений: «Вы самый худший класс за мои долгие годы преподавания!» Зачастую эта фраза адресуется выпускникам, которые написали свои контрольные работы на двойки или в случае очень плохого поведения. Но и педагога понять можно. Он все объясняет, надеется на хорошие результаты, а в итоге видит одни неуды, поэтому такие слова вырываются сгоряча или от обиды.

«Гуляй, Вася, жуй опилки»

Мой личный топ школьных фраз пополнили студенты КубГУ, которые рассказали о том, что им приходилось часто слышать в школе.

Наш классный руководитель — учитель русского языка и литературы Надежда Янакова — была очень креативная на необычные фразы. Она ласково называла нас «дружки». Одно слово объединяло весь класс и делало ответственными. Мы до сих пор с одноклассниками так друг друга называем, когда где-то встречаемся. Если у кого-то было плохо с оценками и нужно было срочно исправить, она говорила: «Горишь, как швед под Полтавой». А еще, когда она объясняла нам новую тему и мы ее не сразу понимали, учительница просила нас закрыть глаза и сконцентрироваться под ее преподавательскую мантру: «Я ваш мозг! Я ваш мозг!»

— рассказывает Моника Бенская.

Сергей Сидоренко поведал, что их педагог по математике говорила, когда кто-то получал неудовлетворительную оценку, что работа выполнена настолько ужасно, что и двойки мало.

Она произносила: «Два в квадрате» либо «Два в кубе». Это было забавно, ведь она подразумевала еще более плохую оценку, а получалось, что балл повышался, если учитывать законы той же самой математики,

— смеется студент.

И последнее, что завершает список необычных учительских фраз у студентов: «Гуляй, Вася, жуй опилки», ее историю поведал Арсен Алексанян:

— Это высказывание нашей преподавательницы по физике. Она обычно употребляла это выражение, когда говорила про оценки. Мол, если не сдадите работы или получите много двоек, то «гуляй, Вася, жуй опилки».

Истории от «Краснодарских известий»

Я также опросила коллег по работе разных поколений и узнала, какие у них любимые учительские фразы.

Обозреватель Марина Аванесова, училась в 1960-х годах:

— Когда наш учитель по географии начинал ругаться, то называл нас «архаровцами». Обычно так называют тех, кто нарушает порядок, хулиганов и вообще отчаянных людей, а еще в дореволюционной России так называли агентов полиции.

Корреспондент Максим Куликов, учился в конце 1980-х — начале 1990-х, и высказывание, которое он запомнил на всю жизнь, звучит так: «Если бы все с крыши спрыгнули, ты бы тоже это сделал?»

— Мне это заявление никогда не казалось смешным, наоборот, оно достаточно обоснованно и напоминает о том, что нужно думать своей головой, а не поступать, как все, — подчеркнул Максим Куликов.

Замглавного редактора Наталья Галацан с улыбкой вспоминает перл ее учительницы русского и литературы в средних классах Светланы Арамовны:

— Когда она вызывала к доске ученика, а он долго не мог ответить, педагог смотрела на него и без тени шутки говорила: «Не бойся — я с тобой!» После этих слов мы всем классом с трудом сдерживали смех. Еще момент, который приводил всех в трепет и вызывал желание спрятаться под парту, это когда учитель произносил: «Начинаю опрашивать по журналу». Так как моя фамилия стояла одной из первых в списке, начинали зачастую с меня. И вот за эти доли секунды, пока учитель подходил к журналу, я старалась быстро прочесть хотя бы несколько абзацев параграфа, чтобы хоть что-то рассказать на «лобном месте».

Статью подготовила Елена Сизен