И что для этого можем сделать мы? В дискуссионном клубе «Особняк» Общественной палаты города во время дискуссии 3 марта предложили:
— построить много очистительных станций (Сергей Вальтер);
— попробовать гидрофлористику — водные сады, или биоплато (Александр Водяник и Мирослав Валькович).
Целое озеро грязи
Известно, и каждое лето нам напоминают: в Краснодаре купаться нельзя ни в одном из водоемов. Что же не так с ними, в частности — с рекой Кубань? Дело ведь не только в купании, вопрос в целом важен с точки зрения экологии города. И в нем постарались разобраться в Общественной палате Краснодара.
— Каково сегодняшнее состояние нашей главной водной артерии? Как его улучшить? И реально ли на территории Краснодара организовать пляжи? — предложил обсудить модератор дискуссии, заместитель председателя Общественной палаты Краснодара Игорь Коломийцев.
На «Особняке» выступил председатель подкомиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Сергей Вальтер:
— Экологи оценивают состояние реки как «загрязненное». Хуже дела обстоят на территории краевого центра, где показатели снизились до отметки «грязная». С территории Краснодара в реку Кубань неочищенные ливневые, а вместе с ними в большинстве случаев и хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются по 20 выпускам. За год только в границах города в реку попадает около 20 млн кубометров неочищенных хозбытовых стоков. Это размер озера 2 км на 1 км, глубиной 10 м.
Сергей Вальтер привел результаты локальных количественных и микробиологических анализов, проведенных специалистами КубГТУ, и они подтверждают, что вода в реке требует немедленной очистки. Она загрязнена, к примеру, общими колиформными и термотолерантными колиформными бактериями, т.е. микроорганизмами группы кишечной палочки. Обеспокоенность общественности разделили и представители городской власти.
Галина Дегтярева, главный специалист отдела экологии департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара:
— Наличие колифагов свидетельствует о присутствии опасных патогенных вирусов, фекальном загрязнении воды и возможном присутствии в ней возбудителей вирусных инфекций. Есть контрольные точки, где берут пробы воды. Например, это парк «Солнечный остров», район завода Седина. И пробы показывают, что превышены биологические показатели, а не химические.
Валентина Прозорова, начальник отдела экологического мониторинга МКУ «Центр озеленения и экологии» Краснодара:
— Мы помним время, когда работали ХБК и КСК, но все спокойно купались в краснодарских водоемах. Уже давно нет текстильного производства, которое давало сброс в реку химических веществ, а купаться нельзя. И дело не в химии, а в микробиологии, то есть в жизнедеятельности человека.
То есть причина даже не промышленность, а антропогенное влияние, иными словами — наше собственное отношение к реке. Мы, сами того не понимая, используем ее как общегородскую помойку.
Об этой проблеме представители общественного движения «Помоги городу» сняли фильм. Его на «Особняке» представил Роман Литвинов. Незаконные врезки в ливневые коллекторы и сливы — оттуда уже в Кубань. Гражданские активисты при съемках фильма обнаружили 67 таких мест. Главный метод борьбы — административный штраф. Городская власть сейчас запускает программу, как помочь одну канализацию отсоединить от другой, подключить абонентов к централизованной системе. Дело важное, оно решит существенную, но лишь часть проблемы. Самоочищение тоже не спасает.
— На выходе из ливневой канализации обязательно должны быть очистные сооружения, — говорит Галина Дегтярева.
Сергей Вальтер убежден:
— Необходимо и не допускать попадания токсичных веществ в воду и почву, и контролировать состав воды и очищать ее до нормативных значений. С этим могут справиться только локальные очистные сооружения.
По мнению докладчика, нужно: 1) провести магистральные системы канализации; 2) впоследствии в них будут врезаться стоки. Словом, нужна глобальная реконструкция городских ливневок. По его подсчетам, на это потребуется более 30 млрд рублей. В сумму входит строительство очистных сооружений с учетом локальных на каждом выпуске в Кубань, а также увеличение диаметра пропускных труб. И, хотя другие эксперты на «Особняке» оценили эту программу вдвое меньше, но и 15 млрд рублей для местного бюджета слишком большая цена.
— Обращение об увеличении субвенций из федерального бюджета к главе Правительства России по поводу восстановления рек Краснодарского края подготовили в ЗСК в конце ноября прошлого года, а также внесли в национальный проект «Экология», раздел «Восстановление и улучшение экологического состояния гидрографической сети водных объектов Азовского моря», — сообщил Сергей Вальтер. — Есть предложение подготовить от Общественной палаты Краснодара обращение в краевую власть по оздоровлению именно реки Кубань.
Свое слово может сказать и общественность. Представитель движения «Помоги городу» Дмитрий Семин заверил:
— Это как раз в наших руках. Нужен механизм общественной инспекции, необходимо организовать работу по незаконным сливам, провести публичную паспортизацию незаконных врезок в ливневые сети.
Валентина Прозорова отметила:
— В районе водохранилища вода идет очищенная, а затем Кубань сразу получает дозу фекалий, начиная от Солнечного острова. А в районе Елизаветинской — это уже финальный этап прохождения через Краснодар. И с каждым километром Кубань становится все более грязной.
Между тем загрязнение могло быть менее интенсивным еще на входе в город, если бы построили очистные сооружения в районе Гидростроя. И здесь проблема — в позиции жителей, купивших квартиры в новых домах. Руководитель краевого общества охраны природы, член Общественной палаты края Марина Сергеева рассказала: «В районе Гидростроя мы сразу, почти у водохранилища, получаем мощный сток — от Комсомольского, Пашковского и Гидростроя. Есть план построить здесь очистные сооружения, но пока не смогли убедить жителей. Люди из ближайших домов боятся, что очистные ухудшат конкретно их качество жизни».
Затон: вместо болота — биоплато
Проект, о котором сказал Сергей Вальтер, необходим, но это долго и дорого. А пока что делать? Равнодушно смотреть, как загрязняются наши водоемы и требовать от власти: давай, давай, давай…
Мирослав Валькович отметил:
— Очистные сооружения необходимы, но на них нужно примерно 15 млрд рублей — половина краснодарского бюджета. И еще лет 10-15. А объем сбросов будет нарастать. Поэтому нужны проекты, которые позволят минимизировать их последствия. Например, очищать водоемы могло бы биоплато — водные сады.
Такой проект и предложили Мирослав Валькович и Александр Водяник (это была последняя публичная дискуссия советника мэра). Он уже реализован в Казани при благоустройстве озер Верхний и Нижний Кабан. Водные сады — это не только эстетично и красиво, но и функционально: они очищают озеро. А у нас это можно сделать на Затоне.
— Мы не столкнемся с юридическими сложностями, так как это пруд, — считает Мирослав Валькович. — Водный сад — это красиво и функционально.
По мнению урбаниста, с Затона можно было бы начать, посмотреть на результат. А затем — почему не двигаться дальше в этом направлении? Александр Водяник ранее такой проект называл хорошим и для Карасунов.
И где купаться?
Какой пляж был самым популярным, пока купаться в Краснодаре не запретили повсеместно? Холодный рукав озера Старая Кубань — и со стороны Солнечного острова, и Гидростроя. Мирослав Валькович именно этот водоем и предложил рассмотреть для организации пляжей — естественно, после комплекса определенных мер.
— По своему микробиологическому состоянию Кубань для купания непригодна. Возможности бассейнов, которые построили на Затоне, несопоставимы с количеством краснодарцев. Самый простой вариант на сегодня — организовать пляжи в одном из закрытых водоемов. Это технологический водоем ТЭЦ, имею в виду Старую Кубань.
Проблемы здесь только по микробиологии, но они — в толще воды, которую не пробивает ультрафиолет. Проблема это решаема, если на территории насосной станции поставить дополнительную систему очищения. Но для этого нужны переговоры с «Лукойл».
Игорь Коломийцев подвел итоги дискуссии:
— Мы не можем сразу очистить Кубань. Речь — о программе на несколько лет. Но какие-то первые шаги делать обязаны. В ходе дискуссии прозвучали интересные предложения: включение в федеральные программы, ревизия всех ливневых сетей. Довести до реализации проект очистных сооружений на Гидрострое, но для этого нужно убедить людей, зато получим чистый отрезок Кубани. Есть интересная инициатива по фитоочистке: создать водный сад на Затоне. И попробовать сделать пляж на Старой Кубани. Давайте пытаться!