Живой перформанс
В старинном особняке предпринимателя Лю Трахова уже успели побывать многие — здесь по инициативе Юлии Удовенко прошли выставка ОТМА, посвященная дочерям Николая II, и одноименный иммерсивный спектакль. Но на этом история не окончена. Два краснодарских дизайнера — Анна Сергунова-Козырева и Анна Зелинская-Байрон — в доме мецената презентовали проект «Творцы», в котором приняли участие ансамбль народной казачьей песни «Пашковчанка», мастерицы Пашковского городского Дома культуры и Центр развития народной культуры и ремесел «Наследие». В его рамках состоялась презентация коллекции одежды Les noms (с фр. — имена), а умелицы показали распространенные женские виды рукоделия — это делается для сохранения культурных традиций.
Живой перформанс из двух частей развернулся в интерьерах особняка. Зрители оказались сразу в трех измерениях: прошлом, настоящем и будущем, словно связанных между собой одной шелковой нитью. В основном зале под лирическое пение хористок ансамбля умелицы занимались рукоделием. Мастер народных ремесел Юлия Щербина показывала старинный вид вышивки, известной еще со времен Средневековья, — «сажение по бели».
А в помещении напротив молодые дизайнеры представляли концепцию своего бренда.
«У нас не принято ценить свои корни»
— Как родилась идея создать собственный бренд?
Анна Зелинская-Байрон: — Мы давно дружим, а проект родился, когда захотелось реализовать и показать все, что мы можем сделать как авторы. Это зрелое решение.
Анна Сергунова-Козырева: — У нас не было цели делать коммерцию, мы хотели создать что-то особенное. Но проект не только про одежду, это про комьюнити, открытие новых имен, почему мы так и назвали бренд — «Имена», чтобы он зацикливался не только на нас.
— Я поняла, что ваша концепция — интеграция в современный контекст забытых техник и открытие талантливых мастеров.
А.З.Б.: — Мы хотели бы привлекать бабушек, которые владеют различными техниками, умеют создавать своими руками красоту. Но бабушка может сделать салфеточку, но как это интегрировать в современный костюм, она не знает. А мы, как специалисты, это умеем.
А.С.К.: — Люди выходят на пенсию, и им психологически очень тяжело. Когда мы обсуждали с ДК «Пашковский» идею будущего совместного проекта, нам рассказали, что много бабушек умерло во время пандемии. Они не были востребованы, а такие проекты, которыми занимаются ДК и «Наследие», на самом деле продлевают жизнь людям.
— Как считаете, способны наши дизайнеры заполнить опустевшие ниши в фэшн-индустрии?
А.З.Б.: — В Краснодаре достаточно талантливых людей, которые могут это сделать, дали бы им возможность. У нас не принято ценить свою страну, свои корни, опять же, к чему мы возвращаемся сегодня: все наши ткани ткутся вручную на деревянных станках. Современная одежда — это больше про маркетинг, а не про творчество.
А.С.К.: — Одну и ту же вещь из нашей коллекции смогут носить люди разной комплекции, как мужчины, так и женщины, но при этом они не утратят своей индивидуальности. То есть ты смотришь не на вещь, а на человека.
О коконах и шелковом пути
— Почему решили презентовать свой проект только сейчас?
— А.С.К.: — На самом деле, мы проводили много экспериментов. А еще люди с обостренным чувством ответственности не могут продать свою вещь, пока она…
А.З.Б.: — Пока недостаточно хороша, я продолжу. Мы перфекционисты! У нас был ватник, но не было карманов, то есть требовалось додумать модель. Мы носили все эти вещи, проверили на себе, как они сидят.
А.С.К.: — Бывало, отдаешь в цех на пошив, а он не справляется с этой задачей. И ты ищешь нового исполнителя, потому что автор не должен делать весь процесс сам — это его губит.
А.З.Б.: — Мы нашли производство и сейчас уже можем отшивать определенные объемы, потому что у нас появились возможности для реализации.
— Девочки, почему именно ватник?
А.С.К.: — Мне нравится, что современный мир — он быстрый. Человек не должен думать, что на нем надето, потому что мы всегда спешим. У нас есть телефон, который должен поместиться в карман. Но это не тот ватник, который знают все, — это вдохновение.
А.З.Б.: — Мы вдохновились ватниками, когда смотрели рыцарские костюмы, ведь ватник вообще лежит в основе доспехов. Те же халаты у кочевников, они тоже были стеганые. У ватника богатая история.
— Вы показали коконы шелкопряда, из которого получается нить, это удивительно…
А.З.Б.: — Коконы мы купили, чтобы показать, из чего и как в реальности рождается эта нить. История очень грустная. Перед тем как гусеница должна стать бабочкой, за 10 дней коконы обрабатывают горячим паром. Если пропустить этот момент, происходит процесс ферментации, после чего нить невозможно будет отделить.
А.С.К.: — Шелковый путь нам в принципе интересен. Сейчас мы работаем с Узбекистаном, но стремимся выйти на Индию, Китай, хотим открывать эти ткани и делать коллекции в этом направлении, бесконечная тема.
— Как нам избавиться от быстрой моды и начать проявлять индивидуальность?
А.З.Б.: — Это маркетинг, и это грустно. Обратная сторона быстрой моды — огромные свалки с полиэстером. Мы же хотим делать вещи, которые долго не теряют своей индивидуальности, будут становиться только красивее. Нам надо задавать себе вопросы: «Кто я в этом мире, какое место занимаю?» Тогда мышление человека начнет меняться…
— А у вас много одежды висит в шкафу?
А.С.К.: — У меня много. Просто потому, что моя прошлая деятельность была связана с фэшн-индустрией, я работала байером и была управляющей бутиком.
А.З.Б.: — Не думаю, что у тебя ее много, по сравнению с другими. Просто все вещи очень хорошего качества.
А.С.К.: — Последние два года живу в спортивных костюмах и одеваюсь только на мероприятия.
— Вы пришли к этому?
А.З.Б.: — Осознанность приходит в определенном возрасте.
А.С.К.: — Следует вестись не на моду, а на стиль. Мне вообще все равно, какой у меня воротничок, если меня он устраивает и я ношу его с уверенностью, у общества нет вопросов ко мне, а когда я еще и расскажу про него, люди смогут переосмыслить многие вещи. Это вопрос, как ты сам ощущаешь себя.
А.З.Б.: — Абсолютно согласна. Мода нужна скорее тем, кто не может презентовать себя таким, какой он есть, кому трудно выстроить отношения с самим собой в первую очередь.
— Какие мероприятия вы еще планируете проводить в доме мецената?
А.З.Б.: — Здесь также будут проходить выставки, мероприятия в формате духовного погружения в мир автора и культуру.
Материал подготовила Анна Климанц.