Как оказалось, реальность несильно отличается от киношной. Просто страшилища гораздо меньше своих фантастических прототипов и съедают нас изнутри. Имя им — нет, не легион, а COVID-19.

Мы все помним первую волну, когда многие боялись за своих возрастных родителей. В моем окружении знакомый похоронил сначала дедушку, а через неделю — бабушку. Обоим было за 80, пожилые супруги ушли один за другим: организм не справился с вирусом. Сегодня врачи бьют тревогу —  ковид не щадит молодых и здоровых, порой совсем не оставляя шанса на выздоровление.

В ходе третьей волны мы все чаще сталкиваемся с тяжелыми случаями заболевания COVID-19 среди молодежи, — говорит заместитель главного врача специализированной клинической инфекционной больницы министерства здравоохранения Краснодарского края Алексей Баталов. — Если сравнить количество лиц в возрасте 18-25 лет, с подтвержденным диагнозом коронавирус госпитализированных в наш госпиталь, мы также отмечаем более чем двукратный прирост. Так, если за 6 месяцев второй волны было госпитализировано 27 пациентов, то за последние полгода — уже 56 пациентов.

Зависит ли течение болезни от состояния организма? Если человек здоровый, то может ли он тяжело переносить коронавирус или серьезно болеют только люди с хроническими заболеваниями? На эти вопросы доктора отвечают, что однозначно хронические заболевания, такие как сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь существенно влияют на тяжесть состояния пациентов с COVID-19, но отсутствие сопутствующей патологии далеко не всегда гарантирует течение болезни в легкой форме.

Молодые болеют, причем тяжело. Мало того, вирус добрался до детей, о чем свидетельствуют официальные данные. Если во время первой и второй волны коронавируса школы закрывали из-за заразившихся педагогов и сотрудников, то сейчас причиной становятся сами заболевшие учащиеся. Дело в том, что за время своего существования вирус неоднократно видоизменялся и продолжает это делать. Мы постоянно слышим о новых мутациях: альфа, бетта, дельта, дельта+, гамма, и на этом, как видно, он не остановится.

Вот что говорят об особенностях нынешней волны врачи.

Стал короче инкубационный период, т.е. период от момента заражения до первых проявлений болезни, — комментирует Алексей Баталов. — Течение болезни стало более стремительным. Организм пациентов хуже откликается на лечение. Сейчас на территории нашей страны преобладает так называемый индийский штамм коронавируса дельта, очень коварный. Из-за него COVID-19 «помолодел» — значительно чаще стали болеть молодые люди, и что больше всего настораживает: болеют они намного тяжелее, чем раньше. Мы сейчас видим молодых пациентов от 19 до 25-30 лет с обширным поражением легких (70-80-90%). В реанимациях появились 20- и 30-летние пациенты. Такого в предыдущие волны не наблюдалось. Да, среди заболевших встречаются и вакцинированные, но их очень мало. Как правило, и болезнь у них протекает в легкой форме. Тяжелое течение возможно лишь в том случае, если вакцинировался уже инфицированный пациент  либо заражение произошло до момента формирования должного иммунитета (продромальный период).

А вот что остается неизменным — это система защиты в виде прививки от COVID-19. Ученые убеждены в том, что вакцинация позволяет выработать такой иммунитет, который в 95 процентах случаев способен противостоять вирусу. А это уже серьезная заявка, учитывая, что новой коронавирусной инфекции всего полтора года, и она до конца еще не изучена и «не приручена», как та же оспа и корь, прививки от которых ставятся единожды и стоят на страже здоровья всю жизнь. 

Текст: Юлия Осипова