Отвечая на открытый вопрос, как дефицит запчастей сказывается на автомобильном рынке, 65% отметили в качестве основного следствия повышение цены комплектующих и расходов на обслуживание автомобиля, 39% — рост числа контрафактных деталей, 34% — ухудшение качества запчастей, 30% — увеличение времени ремонта.
По личным оценкам 13%, рост цен на запчасти с начала этого года превысил 50%. Причем мужчины давали такой ответ почти вдвое чаще, чем женщины: 15% против 8%. Почти четверть опрошенных (23%) оценили, что цены выросли на 30-40%, более трети (40%) — на 10-20%. Незначительный рост, менее чем на 10%, отметили 12% опрошенных. И 13% не заметили рост цен в этом году.
Из тех, у кого при ремонте возникли проблемы с запчастями, 23% дождались оригинальных запчастей от автопроизводителя: чаще других так поступали автомобилисты возрасте 18-25 лет (31%). Четверть респондентов (25%) согласились заменить сломанные запчасти на неоригинальные: в возрастной категории 41-55 лет это сделали 33%. Использовать при ремонте б/у запчасти решились только 5% автовладельцев.
При этом на фоне текущей ситуации с нехваткой запчастей 51% опрошенных автовладельцев положительно относятся к созданию индустрии восстановления деталей и ремонта б/у запчастями по ОСАГО: 19% — потому что сократятся сроки ожидания и ремонта в текущих условиях, 32% — при условии, что введут градацию стоимости ремонта при использовании новых и б/у запчастей. Женщины поддерживают создание такой индустрии в большей степени по сравнению с мужчинами: 59% против 49%.
Отрицательное отношение к идее ремонтировать автомобили из восстановленных деталей высказали 44% опрошенных: по мнению 27%, ремонт б/у запчастями небезопасен, 17% считают, что восстановленные запчасти менее долговечны. В негативном отношении к индустрии восстановления запчастей налицо поколенческий разрыв: против него 43% автомобилистов старше 56 лет и лишь 18% в возрасте 18-25 лет.
57% ремонтировавших автомобиль за последний год ожидали ремонта меньше недели, 17% — неделю, 17% — пару недель. 8% пришлось ждать ремонта месяц, а 1% — пару месяцев.
36% опрошенных при этом уже готовы в будущем ремонтировать личный автомобиль с использованием б/у запчастей: 6% точно готовы, 30% скорее готовы. При этом 54% не хотят использовать старые запчасти при ремонте своей машины: 30% скорее не готовы, 24% совершенно не готовы. 9% затруднились ответить на этот вопрос, по данным «Открытие Авто» и СК «Росгосстрах».