Пора оправдать красивые названия
Какие нужно принять меры, чтобы заасфальтировать дороги в пригородных населенных пунктах, а затем благодаря этому расширить маршруты общественного транспорта? Именно так депутаты поставили вопрос.
Избирательный округ депутата Галины Качура — это несколько поселков в Карасунском ВГО.
Депутат рассказала: «В районе Новознаменского построены новые коттеджные поселки, а с дорогами проблема».
Например, улица Энтузиастов. Если ее заасфальтировать, можно будет пустить еще один маршрут общественного транспорта. Потребность — насущная. Речь о том, как детям добираться в школу.
Требуется восстановление покрытия дорожного полотна на улицах Крайней, переулке Норковом — от ул. Ольховой до Платиновой, — акцентировала Галина Качура. — По переулку Норковому от улицы Платиновой каждое утро 270 маленьких учеников идут на улицу Первомайскую, где их ждут школьные автобусы. Если сделать 400 метров дороги, то это позволит пустить автобус и маршруты общественного транспорта, и тогда не придется ходить пешком до них 2 км.Председатель городской Думы Вера Галушко обратила внимание: «Смотрите, какие красивые названия улиц и жилых комплексов! И состояние дорог должно им соответствовать. А еще нужно обязательно тротуары сделать».
Кроме того, через два года в этом районе будет новая школа, и уже нужно планировать подъездные пути.
И нацпроект в помощь
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Владимир Архипов рассказал, что по субсидиям краевого министерства транспорта запроектирована целая сеть дорог. Проект проведения строительно-монтажных работ разбит на три этапа. Суммарная их стоимость — порядка 1 млрд рублей. Срок для работ по асфальтировке улицы Энтузиастов — апрель 2022 года. Что же касается обустройства тротуара по проезду 3-му Знаменскому, работы должны быть выполнены до конца октября этого года.
Когда-то приведение в порядок дорожного хозяйства Краснодара выглядело неподъемной задачей. Сейчас многое делается за счет нацпроекта БКД и региональной госпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». Кроме того, действуют и муниципальные контракты. Благодаря им в том числе содержат и гравийки.
В 2021 году, например, в рамках нацпроекта «Безо-пасные качественные дороги» отремонтирована автомобильная дорога по ул. Беговой от Российской до 16-й Полевой.
Что сделано в станице Елизаветинской — одной из крупнейших в пригороде?
Отремонтировали участки по ул. Центральной — от Выгонной до Елизаветинского шоссе, по Ленина — от Коммунаров до Краснодарской и по Садовой — от Курганной до проезда Северного. А также подъездная дорога от Елизаветинского шоссе к НСТ «Кубанская нива».
По информации департамента транспорта и дорожного хозяйства, в этом году выполнены и другие работы: текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части дорог по ул. Кубанской — от Южной до переулка Кубанского, ул. Октябрьской — от Полевой до Южной, Центральной — от Степной до Ленина. Что касается гравиек, то отремонтировали проезжую часть улицы Новой от Октябрьской до Кубанской, подъездных дорог к НСТ «Речник», «Градостроитель» и «Берег Кубани».
Скоро приступят к строительно-монтажным работам по реконструкции подъездной дороги от автодороги Темрюк — Краснодар — Кропоткин — граница Ставропольского края к хутору Копанскому. Сейчас идут конкурсные процедуры по определению подрядчика.
В 2022 году в рамках действующих программ планируется ремонт автодорог в поселке Индустриальном по ул. Восточной и Железнодорожной. А также ремонт по улице Тепличной от 2-й Тверской до Российской.
Дороги пригорода — и асфальтобетонные, и тем более гравийные — требуют особого внимания.
Какие работы — в первую очередь?
«Одеть» все гравийки и грунтовки в асфальт — это огромный объем работ. Тем более что свыше 700 км дорог в краевом центре именно в гравийном или грунтовом исполнении. В пригородных населенных пунктах они составляют и вовсе 70% от всей дорожной сети. Поэтому нужно определять, какие дороги приоритетные, а остальные содержать соответствующим образом.
Вопрос асфальтировки гравийных дорог мы уже обсуждали неоднократно, — напомнил заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды Дмитрий Коломиец. — И отмечали, что у нас есть всего 10% средств от необходимого финансирования. Сейчас мы говорим о более узком направлении — дорогах, которые необходимо привести в порядок для движения общественного транспорта. На мой взгляд, нужно составить план, где они необходимы в первую очередь. Например, посмотреть новые районы, направления, которые ведут к социальным объектам. Может, некоторые удастся сделать за счет экономии.Депутат рассказал, что по итогам встречи с населением председатель городской Думы Вера Галушко настояла, чтобы в такой план включить улицу Энтузиастов.
Заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды Алексей Бердников считает, что в приоритете обязательно должны быть дороги, связанные с движением общественного транспорта и маршрутами школьных автобусов. Особенно это касается тех районов, которые построены на землях, где раньше были поля.
Администрацией в первоочередном порядке будут реализовываться мероприятия по объектам улично-дорожной сети, по которым имеется проектно-сметная документация на реконструкцию и строительство автомобильных дорог. На сегодня стоимость строительно-монтажных работ по таким объектам превышает 17 млрд рублей,Такой подход оправдан, его рекомендует и Контрольно-счетная палата Краснодара. Ведь, чтобы заасфальтировать дорогу, сначала нужно сделать проект и пройти экспертизу. Это тоже недешевые для бюджета вложения. У проекта имеется свой срок годности: если он вовремя не реализован, то деньги, на него затраченные, считай ушли впустую.
Обсудили и возможные источники дальнейшего наполнения муниципального дорожного фонда: налоги, поступления от арендной платы за землю, трансферы из краевого дорожного фонда. По каждому из них есть предложения, например, свои идеи давала Контрольно-счетная палата. Есть необходимость подготовить законодательные инициативы на краевой уровень.
«Детей, — убеждена председатель городской Думы, — нужно учить на красивых примерах. А не так, что они за знаниями по лужам ходят».
Вера Галушко, подводя итоги обсуждения, отметила, что департамент транспорта и дорожного хозяйства работает профессионально. Но необходимо взять за правило: там, где социальные объекты, обязательно должны быть дороги и тротуары.
Текст: Ирина Груба