Краснодарские известия

Беги, родная, беги: Как кризисные центры в Краснодаре помогают жертвам домашнего насилия

Главное — спрятаться от тирана

Адрес кризисного центра тщательно скрывается, ведь некоторые мужчины настолько маниакальны, что продолжают выслеживать свои жертвы в течение нескольких лет. Так как с руководителем автономной некоммерческой организации по предоставлению социальных услуг семье «Надежда» Еленой Василенко я знакома, меня согласились пустить. 

Уютный дом, опрятные 4 комнаты со всеми удобствами. В общей гостиной диван, резервная двуспальная кровать (на случай, если все комнаты уже заняты, а поселить женщину надо), детский уголок с развивающими играми. Продукты и вещи в центре тоже есть. Поэтому даже если сбежавшая окажется на улице без всего, переживать не стоит, в центре точно и помогут, и накормят.

— Разные случаи у нас бывали. Один раз позвонила женщина: муж избил и сломал челюсть. После операции и восстановления она написала заявление в полицию и попала к нам. Тиран нашел ее здесь, непонятно как он узнал, но нам удалось ее скрыть. Потом подкараулил на перевязке в поликлинике, куда она ходила после операции. Пришлось спасаться бегством через окно, помогли медики. Мы переправили ее в другой центр, сейчас с ней все в порядке, — рассказывает Елена Василенко.

За год существования центра помощь получили 43 женщины и 26 детей. Организаторы сами не ожидали, что будет столько обращений. Сначала думали, что такой спрос из-за пандемии, но и сейчас звонков меньше не стало.

«Ромео и Джульетта»

— Был случай, когда по просьбе чеченского приюта надо было спрятать женщину у нас, в краснодарском центре. Мы держим связь с коллегами даже в других странах, без этого в нашем деле никак. Так вот, к нам ее доставляли тремя разными машинами, потому что была жесткая слежка со стороны родственников. История как в «Ромео и Джульетте». Она с мамой и братьями жила в Краснодаре,  познакомилась с армянином, очень достойным человеком, хирургом по профессии, а родственники были категорически против. Чтобы не допустить свадьбы, девушку силой увезли в Грозный, там избивали, угрожали изуродовать, сделать инвалидом, если она не подчинится, — делится страшной историей Елена.

Конечно, девушку продолжали искать. Ее найти не удалось, а вот любимого — да, родственники приезжали к нему, избивали, пытаясь выяснить адрес возлюбленной. Не зная этого, девушка, переживая за парня, связалась с ним и рассказала, где находится, а когда поняла, что совершила ошибку, сообщила об этом сотрудникам центра. Они незамедлительно  приняли решение переправить ее в другой город. Все закончилось благополучно. 

Спасение африканки

— У нас работает государственный краевой кризисный центр помощи женщинам, но там принимают только женщин с кубанской пропиской — такие правила. А ведь есть и с пропиской другого региона и даже другой страны. Наш центр принимает всех. Как-то раз мы спасали от тирана уроженку одной из африканских стран, — рассказывает руководитель центра «Надежда». 

Девушка совершенно не владела русским языком. И подвергалась всем  видам домашнего насилия: психологическому, экономическому, сексуальному и физическому. Муж бил и насиловал ее нещадно, своих денег у нее не было — от слова «совсем». 

— Она была такая красивая, юная, стройная. Конечно, мы оказали ей помощь, общались на английском языке. Как только она пришла в себя, мы купили ей билеты и отправили на родину, ее там уже ждали родственники. Сейчас она восстанавливается, о своем опыте российского брака вспоминает с ужасом, — продолжает Елена.

Стрижка позора

Есть в копилке центра история женщины из Афганистана. У нее было российское гражданство, но она совершенно не говорила по-русски, общаться с ней пришлось через гугл-переводчик. 

— Трое детей и муж — жестокий тиран. Когда поступила к нам, была в ужасном состоянии. Избитая и  с наголо побритой головой  (это считается позором для афганской женщины). Настолько забитая, что я ее больше всех запомнила и прониклась. Позже ей помогли афганские родственники и местная диаспора, чтобы вывезти в Афганистан. Дети на тот момент были вынуждены остаться с отцом, но он их не трогал. Первое время пострадавшая даже выйти из центра одна не могла, я с ней ходила везде, даже поход в аптеку сопровождался панической атакой. В машине она ездила на заднем сиденье и постоянно пряталась при виде любого авто красного цвета — боялась, что ее выследит муж, у него был такой же автомобиль, — рассказала Елена Викторовна.

Сейчас она вернулась в Краснодар, забрала детей, проживает отдельно. За квартиру и за все остальное платят родственники. А она пытается получить разрешение вывезти детей на родину. 

Заворачивал в ковер и бил

Местным женщинам немного легче, здесь у них есть родственники, друзья, но не всегда  у них можно найти поддержку.

— Важно, чтобы девушки могли отличить признаки абьюзера, знали, как себя вести, — включается в беседу волонтер центра «Надежда», руководитель проекта телеграм-канала о домашнем насилии say_stop_please Юлия Некрасова. — Если женщина постоянно просит у мужа деньги на нижнее белье или средства гигиены, — это ненормально, это экономическое насилие. Она все время находится в позиции просящего. Где есть один вид насилия, там один шаг и до физического, которое превращается в планомерные избиения. У меня есть знакомая, живет в Москве, и пока она не решилась уйти от мужа, он каждый день, приходя с работы, заворачивал ее в ковер, чтобы не было видно следов, и бил.

По словам Юлии, бороться с такими тиранами бесполезно, надо сразу уходить — вести диалог нет смысла. Они не имеют чувства совести и жалости. Оскорбления, унижения, обесценивание будут то затихать, то продолжаться. 

— Мой опыт общения  более чем  с 600 женщинами в моем телеграм-канале показывает: они все разные. А насильники всегда одинаковые, у всех признаки абьюза можно расписать по пунктам. У меня в чате женщины со всего мира: из Нидерландов, Испании, Украины и, конечно, России. Все очень хорошие, многие успешные актрисы, продюсеры, есть даже психологи, у некоторых по два высших образования. Но беда в том, что под абьюз может попасть любая, — рассказала Юлия. 

От тиранов очень сложно уйти, для этого и нужны такие приюты, где женщина сможет прийти в себя, восстановиться, спрятаться и идти дальше. Конечно, в отношениях не всегда виноват только мужчина. 

Клинический психолог центра «Надежда» Виктория Никифорова рассказывает: 

— Ведь принятие таких правил поведения — тоже выбор женщины. Когда-то она допустила это. У нас была вопиющая история.  Дама обратилась в центр не за убежищем, а за психологической консультацией. Муж ее избил первый раз — подарил кольцо с бриллиантом, избил второй — машину, избил третий — поездку за границу. Причем бил он ее очень сильно, потом просил прощения, и она прощала. Конечно, это ненормально, но это ее выбор. Она так и продолжает с ним жить. Что тут можно поделать? Все семейные отношения индивидуальны. Мне в тех случаях, когда я понимаю, что виноваты оба, жалко и мужа, и жену, хотя от насилия больше страдает женщина, поэтому если я не вижу признаков клинического психического расстройства, то пытаюсь помочь обоим. Ведь самое страшное, что в таких токсичных отношениях страдают дети. 

Некоммерческий кризисный центр «Надежда» открылся год назад. За это время лишь две женщины вернулись в старые отношения. Одна из них добилась заключения брачного договора, в условиях которого прописано, что в случае повторного насилия или развода большая часть имущества достанется ей.  

Сейчас в приюте живет одна женщина с дочерью 11 лет. У ребенка испуганный взгляд, она сторонится чужих людей, и неудивительно. Два года назад ее начал избивать родной дядя, вернувшийся в отчий дом после развода. Потом тиран переключился и на мать девочки.  После двух лет мучений она все-таки решилась уйти. Все женщины, живя в приюте, устраиваются на работу, копят деньги на аренду квартиры, когда встают на ноги, —
покидают центр. 

В конце ноября президентский грант заканчивается, поэтому кризисный центр социальной помощи семьям «Надежда» ищет благотворителей или шефскую организацию, чтобы продолжить помогать тем женщинам и детям, которые пострадали и продолжают страдать от домашнего насилия. Реквизиты есть на страничке в Инстаграм — ano_nadezda.

Между тем

Артем Коноваленко, руководитель пресс-службы УМВД по Краснодару:

— На сегодняшний день на профилактическом учете состоит 141 семейный дебошир (в прошлом году за 7 месяцев было 110 человек). В этом году поставлено 112 человек. Согласно 205-му приказу семейных дебоширов проверяют не реже одного раза в квартал.

Признаки абьюза:

— неуважительное отношение к вам и вашим жизненным принципам;

— навязывание помощи, о которой вы не просили, или показная щедрость, которая ставит вас в неловкое положение;

— повсеместный контроль; 

— ревность; это также один из ярких маркеров, указывающий на склонность вашего избранника к жестокому обращению, насилию и тирании;

— абьюзер никогда ни в чем не виноват, эгоистичен: «Мне можно — тебе нельзя»;

— мужчина оказывает давление, склоняя вас к сексу.

Текст подготовила Анастасия Лисова

Exit mobile version