…«центр» мог быть в Тамани
В феврале 1802 года Екатеринодар мог лишиться своего «столичного» статуса. 28-го числа был издан Указ Александра I о переводе войсковой канцелярии из Екатеринодара в Тамань. Но 14 июля того же года самодержец его отменил. Вопрос о переносе возник из-за нездорового климата и огромного количества гнуса, водившегося на берегах Карасуна. Решение оставить все как есть мотивировалось более удобным для охраны границы расположением города.
…субботники — это когда надо копать канавы
Субботники — бесплатные работы на благо города — изобрели отнюдь не в коммунистические времена. В Екатеринодаре они практиковались с 1823 года, когда самого слова «субботник» не было и в помине. Тогда было принято решение по окончании полевых работ, с апреля до сенокоса и жатвы, всех городских жителей «употреблять исправлять в городе Екатеринодаре улицы: именно копать…каналы для истечения воды, смотря по надобностям, к рекам Кубани и Карасуну или озеру, называемому Ореховым», на улицы заво-зить дерн, землю и песок. Обер- и штаб-офицеры должны были вырыть возле своих домов канавы. Так город боролся с главной своей проблемой — грязью и лужами».
…Пашковская и Северная — особенные?
В старом центре Краснодара есть лишь две улицы, никогда не менявшие своих названий: Пашковская и Северная. Возможно, нейтральные наименования не вызывали отторжения у красных комиссаров в отличие от старорежимных: Штабская — Комсомольская, Графская — Советская, Соборная — Ленина, Борзиковская — Коммунаров.
…присенки на двух столбиках — это статусно
Затейливые крылечки ажурной ковки были показателем успешности и статусности для екатеринодарцев, живших в конце XIX — начале XX века. Вот что пишет Иван Попко: «…если это жилище урядника, то при нем будут «присенки» — крылечко на двух столбиках, вроде козырька при фуражке. Новые присенки при старой хате показывают, что шапка хозяина еще недавно украсилась урядничим галуном».
… на ж/д мосту через Кубань устроили шоу?
В 1887 году в Екатеринодаре появилось грандиозное по тем временам сооружение — железнодорожный мост через Кубань. Был он длиной 281 м, шириной 65 м и состоял из трех пролетов. Его железную основу сделали на брянском заводе, и 9 мая проводились публичные испытания моста. Это оказалось доселе невиданное шоу при массовом скоплении публики. На мост заехали и два часа простояли шесть соединенных вместе локомотивов с тендерами — их общий вес составлял 25 тыс. пудов (400 тонн). Затем на разных скоростях по мосту прошли поезда из трех сцепленных локомотивов. И под конец — специальный поезд с публикой. В первом локомотиве находились строитель моста Рябошапка П.Ф. и главный инженер Комарницкий К.С. Строительство обошлось казне в 800 тыс. рублей.
…жердела и алыча у нас не от хорошей жизни
Жердела (дикий абрикос) и алыча растут по всему Краснодару не из-за большой к ним любви местных жителей. А вследствие… налоговой политики СССР. В 1931 году в стране был введен сельхозналог (который потом все время повышали), больно ударивший по садам и личным подворьям. За каждое фруктовое дерево нужно было заплатить 10 рублей. При этом жители Кубани и Екатеринодара нашли лазейку в законодательстве: в перечне садовых деревьев, за которые взымался налог, не оказалось малоизвестных в Центральной России дикоросов — алычи и жерделы. Именно их и стали высаживать кубанцы.
…у нас погиб друг Чапаева, но не Петька
Во время боев за Екатеринодар в 1920 году погиб командир Красной Армии, участник Первой мировой и Гражданской войн Сергей Парменович Захаров, друг и боевой товарищ Чапаева. Они познакомились в городе Николаевске Самарской губернии в самом начале Гражданской войны, где вместе формировали первые красногвардейские отряды. Позже их пути разошлись. Захаров командовал
22-й дивизией на Южном фронте и сражался с Добровольческой армией Деникина, Чапаев участвовал в боях с войсками генерала Каппеля. Судьба распорядилась так, что Чапаев стал легендой (во многом благодаря роману Фурманова, а потом и одноименному фильму 1943 года), Захаров же известен меньше. Тем не менее одна из краснодарских улиц названа его именем.
…. Ильич «попросил» и в Краснодаре ему не смогли отказать?
Владимир Ильич Ленин за свою жизнь отправил тысячи телеграмм, одну из них — в Екатеринодар. В мае 1921 года Ленин получил письмо от знакомого ему еще по революции 1905 года и эмиграции профессора-почвоведа Арсения Ярилова, преподававшего в то время в Кубанском политехническом институте, с просьбой оказать содействие в возвращении реквизированного у него имущества, а также разрешить его тяжелобольной дочери выехать для лечения в Германию. В ответ на него председатель Совета народных комиссаров телеграфировал в Краснодар: «Кавказ. Краснодар. Предисполкома. Прошу вернуть семье Арсения Ярилова все имущество, платье, белье и другие домашние вещи, реквизированные у нее 24 марта в Краснодаре. В случае невозможности вернуть конфискованное предлагаю возместить натурой. Подтверждаю, что Ярилов ни по имущественным признакам, ни по идеологии не может быть отнесен к классу буржуазии. Предсовнаркома Ленин. 30 мая.1921 год». «Просьбу» Ильича Президиум Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета удовлетворил. Еще бы!
…о том, что маленькая «Аврора» съезжала с кургана на санках?
Прототипом главного символа Краснодара — скульптуры «Аврора» — стала местная девчонка, красавица, комсомолка, работница шлифовального цеха одного из предприятий города Таисия Гордиенко. Детство Таи прошло в десяти минутах ходьбы от кургана, на котором сейчас стоит скульптура. В детстве девочка съезжала с него на санках.
В 1959 году 20-летняя Тая направлялась в кино, когда на остановке на нее обратили внимание двое солидных мужчин. Они запрыгнули за ней в троллейбус. Пару остановок беседовали между собой, рассматривая девушку, а потом представились: «Мы скульпторы. Делаем памятник партизанке. Просим вас стать моделью для лепки».
— Я, конечно, отказалась — зачем мне это было нужно? — вспоминает Гордиенко. — Говорю им: «Не хочу, не буду, времени нет, ищите себе других моделей». Но они такие настойчивые: в троллейбусе уговаривали, я вышла — они тоже вышли и продолжали уговаривать. Так и проводили меня почти до кинотеатра «Кубань». А меня в кино парень ждал. Думаю, за кого он меня примет, если увидит сразу с двумя кавалерами. Да еще с такими! (Скульптор Иван Шмагун был старше Таи на четверть века). Пришлось сказать им, чтобы отвязались: «Ладно, приду!»
Скульптурный цех находился на территории Западного троллейбусного депо, где помещение позволяло работать над 14-метровым монументом. Отстояв на заводе 8-часовую смену, Таисия приходила в цех и еще несколько часов позировала для скульпторов. Горделивая осанка, упрямый поворот подбородка краснодарской «Авроре» достались именно от Таисии Гордиенко. Позирование длилось 10 дней, но натурщице оплатили всего 6 часов работы, по 10 рублей за час — именно столько было заложено в проект. Остальное время Таисия позировала безвозмездно. Впрочем, авторы композиции — Иван Шмагун и художник-архитектор Евгений Лашук — свою работу по созданию памятника выполнили и вовсе бесплатно, передав открытый в 1967 году монумент в дар Краснодару.
Текст: Елена Дубова