Краснодарские известия

«Апельсинки» мы купили за шапку сухарей»: зачем Краснодару б/у трамваи из Таганрога?

Экономно? Скорее рачительно!

Зачем нам старые вагоны?

— Какая может быть экономия в приобретении старых трамваев?..

Многим показалось, что тратить немалые деньги ради их недолгого использования не очень рачительно. Или это, наоборот, такой способ экономии? За комментариями «КИ» обратились к главному инженеру Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Геннадию Фролову. Как он сам про себя говорит: технарь с 37-летним стажем работы в электротранспорте.

— Выгодное это приобретение или нет? Давайте рассмотрим с точки зрения понятия «цена —
качество». Мы купили вагоны, откатавшие лишь половину своего срока, то есть 10 лет, по цене легкового автомобиля отечественного производства! Цены на вагоны разнятся, но возьмем за основу 1 млн 236 руб. А между тем один новый трамвай, по данным на 1 января текущего года, стоил 50 млн руб., сейчас уже более 70 млн руб. Видите колоссальную разницу?
— говорит Геннадий Фролов.

На чем еще акцентирует внимание главный инженер КТТУ? В стоимость — 1 млн 236 руб. за один вагон — входит еще и доставка. А эта услуга обходится не менее чем в 250 тыс. руб. И если мы отнимем эту сумму, то считайте, КТТУ приобрел один вагон за 1 млн руб.!

На рельсы или на запчасти

Главный инженер подчеркивает: в парке КТТУ есть 20 идентичных вагонов, которые в народе называют «апельсинками» из-за ярко-оранжевого цвета. Так вот: «апельсинки» всего на год моложе таганрогских трамваев. А самое главное — запчасти подходят.

— Только один редуктор стоит 1 млн 850 тыс. руб., а их одному вагону нужно четыре. Если он, к примеру, сгорит, то сможем снять с таганрогских трамваев и поставить на наши «апельсинки». Что очень важно: вагоны не будут простаивать. При всем желании и возможностях мы не сможем сейчас закупать чешские редукторы, а именно они стоят на таганрогских трамваях. Еще пример: цена тягового двигателя — 450 тыс. руб. Для одного вагона их требуется тоже четыре, цена вопроса — 1 млн 800 тыс. руб.! А в закупленных трамваях все запчасти исправны,
— подчеркивает Геннадий Фролов.

Приобретенные вагоны-«доноры» Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление при необходимости сможет пустить на запчасти. Почему?

— Нам нужно содержать подвижной состав. Вот как мы сейчас работаем? К примеру, сгорел тяговой двигатель — его снимают, ремонтируют, и все это время вагон простаивает и не выходит на линию. Теперь мы сможем снимать с таганрогских трамваев необходимые запчасти, ремонтировать наши и тут же выпускать их на линию. Тем самым повысим техническую готовность подвижного состава. Ведь в нашем управлении насчитывается 120 вагонов, идентичных таганрогским трамваям,
— отмечает главный инженер.

Кроме того, недавно прибывшие трамваи могут также выпустить на линию и благодаря этому списать изношенные 40-летние вагоны.

На свои и бюджетные

Важно отметить, что эти трамваи приобретены за счет средств КТТУ. Их покупка не отменяет затрат на новые. Напомним, что краевой центр наряду с другими городами вошел в первый этап Программы комплексного развития электрического общественного транспорта. В числе городов-участников программы также Курск, Нижний Новгород, Саратов, Красноярск, Южно-Сахалинск, Липецк, Пермь, Ростов-на-Дону и Ярославль.

Реализация проекта подразумевает заключение двух концессионных соглашений. Первое предусматривает строительство трамвайных линий протяженностью 35,6 км, депо и объектов улично-дорожной сети. В рамках второго проложат 35,4 км трамвайных линий, приобретут подвижной состав российского производства.

Финансировать проекты будут за счет средств инвесторов, кредитов «ВЭБ. РФ», федерального бюджета.

Кроме того, планируется развитие трамвайного движения в юго-восточном, северо-восточном и северо-западном направлениях. Проекты — на разных стадиях проработки. По всем потребуется оформление земельно-правовой документации, изъятие земель.

Цена вопроса

На закупку трамваев выделили 6,1 млн руб. из средств предприятия. Приобретены три вагона по 1,5 млн руб., еще два — по 795 тыс. руб. По итогам полной диагностики будет принято решение: выйдут ли они после ремонта на маршруты или будут разобраны. Два вагона уже доставили в Восточное трамвайное депо, еще два поступили в ночь с 25 на 26 апреля. Последний прибудет в столицу Кубани 30 апреля.

В тему: прокатитесь между Северным полюсом и экватором

Это можно сделать благодаря трамвайному экскурсионному маршруту «45-я параллель», разработанному в муниципальном Туристско-информационном центре (ТИЦ). Причем один маршрут был даже отмечен премией на конкурсе.
Трамвайный маршрут адаптирован под все возрастные и социальные группы, в том числе для старшего поколения и маломобильных граждан.
Среди объектов показа: скульптура «45-я параллель» на ул. Захарова; памятный знак «45-я параллель» в парке «Солнечный остров».
Что касается 45-й параллели, ее называют «золотым сечением», потому что она проходит строго посередине между Северным полюсом и экватором (примерно по 5000 км в каждую сторону). Кроме того, она считается самым лучшим местом для проживания. На европейской части России 45-я параллель пересекает четыре города, два из которых расположены в нашем крае: Краснодар и Армавир.

Столько

Сейчас трамвайная сеть города включает в себя 16 маршрутов, на которые ежедневно выходят 228 вагонов, 103 из них — новые. Они закуплены за счет краевого финансирования в 2019-2021 гг. Общая протяженность трамвайных путей составляет 123 км.

Компетентно

Вениамин Кондратьев, губернатор Кубани:

— Развитие городского электротранспорта — одна из альтернатив, способная решить ситуацию с дорожными пробками в Краснодаре, существенно сэкономить жителям время в пути. На расширение трамвайной сети, обновление подвижного состава за три года из краевого бюджета выделили 3 млрд рублей, в 2022-м — еще 1 млрд рублей. Впервые за 20 лет запустили новую ветку в густонаселенный микрорайон. Правительство РФ одобрило нашу заявку на обновление электротранспорта в краевом центре. В результате мы сможем привлечь дополнительные федеральные средства для решения этого вопроса.

Дословно

Андрей Алексеенко, глава города:

— Такие масштабные проекты являются результатом огромной коллективной работы. И конечно, без поддержки края и губернатора нам не обойтись. Это решение говорит о том, что на федеральном уровне Краснодар воспринимают как важный и активно растущий мегаполис. Сейчас наша основная задача —
максимально быстро приступить к реализации намеченных планов.

Материал подготовила Зара Хушт