Из рода Кутузовых
А вы знаете, что… …Сумароков-Эльстон считается одним из основателей конезаводства и конно-спортивных соревнований на Кубани. Средства на призы в первых скачках ассигновал граф из собственных средств.
Происхождение графа Феликса Эльстона (1820-1877) достаточно запутанно. Наиболее популярная версия считает его внебрачным сыном внучки полководца Михаила Кутузова и наследника прусского престола Фридриха Вильгельма IV.
Юноша получает прекрасное воспитание и военное образование, делает блестящую карьеру. Во время Крымской войны 1853-1856 годов он участвовал в военных действиях на Кавказе и обороне Севастополя.
Двойную фамилию и титул он приобрел после женитьбы на графине Елене Сумароковой. С 1858 года граф снова на Кавказе. В должность наказного атамана Кубанского казачьего войска Феликс Николаевич вступает во время завершения долголетней Кавказской войны.
Ее окончание открыло перед Кубанской областью большие перспективы в развитии транспорта, торговли, культуры, образования. Этому немало способствовал и Сумароков-Эльстон, обладавший выдающимися административными талантами.
«Только при распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, под которой разумеется не только ее механический смысл, но и поучительные беседы, чтение с учащимися всех возрастов, можно надеяться на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении», – напишет он в своем циркуляре сразу после вступления в должность.
Слова не расходятся с делом
Немало сделало семейство и для развития благотворительности: супруга графа была, например, председательницей Екатеринодарского женского благотворительного общества. Народному просвещению способствовало и создание, по инициативе Феликса Николаевича, полковых библиотек.
В 60-е годы позапрошлого века Екатеринодар был большой станицей: в нем почти не было двухэтажных зданий, а «дворец наказного атамана» представлял собой небольшой одноэтажный домик с железной крышей, покрашенной в зеленый цвет.
«Возле дома стояла пушка на колесах, ходил часовой казак с обнаженной саблей у плеча, а по атаманскому двору, – вспоминал очевидец, будущий историк Федор Щербина, – часто расхаживали большой прирученный болотный журавль, павлин и пава…»
Уже не крепость
Для горожан устанавливались пятилетние льготы по платежу городских и государственных налогов и повинностей. Казаки, не желавшие приписываться к городскому сословию, должны были выселяться в станицы. 6 июля 1867 года с участием наказного атамана ККВ и начальника Кубанской области состоялась торжественная церемония открытия города.
На встрече с представителями городского общества начальник области выразил надежду, что «они, а в лице их и все члены новой городской семьи, окажут ему дружное содействие в деле благоустройства и процветания заново ныне открытого города…»