1. Выборы№ 1: рекорд и второй кандидат
18 марта действующий глава государства Владимир Путин в качестве кандидата в президенты на новый срок впервые в истории современной России получил больше половины голосов. Причем не только от явившихся к урне избирателей, но и от их общей численности.
Феноменом №2 стал второй результат кандидата от КПРФ Павла Грудинина — доселе знакомого только работникам подмосковного совхоза имени Ленина и активистам Народно-патриотического союза России. Всю весну аналитики прочили взлет грудининской политической карьеры, гадая, пойдет ли он в министры сельского хозяйства, а может, в подмосковные губернаторы, или ему предложит другой регион? А может, кресло сенатора? Но пока так и сидит в совхозе.
2. Новое правительство: почти старое
В настоящую интригу превратились прогнозы на предмет формирования нового Правительства РФ. Кого только не прочили в премьеры! В итоге обновление правительства произошло, но не глобальное, а в кресле председателя остался Дмитрий Медведев. Ушли некоторые вицепремьеры и министры. Аркадий Дворкович — в совет директоров ряда компаний и возглавлять шахматную федерацию ФИДЕ. Дмитрий Рогозин теперь рулит Роскосмосом. Покинула правительство кубанская команда Минсельхоза.
3. Вторые серии выборов № 2
9 сентября, в единый день голосования, выбирали муниципальные и региональные власти. Итоги оказались очень пестрыми, а кое-где и неожиданными. И не все закончилось 9 сентября. Вторые туры губернаторских выборов прошли в Хабаровском и Приморском краях, Владимирской области и Республике Хакасия. Их итоги были сенсационными.
В Хабаровске и Владимире с огромным отрывом победили соколы Жириновского. В Приморье итоги второго тура из-за большого числа нарушений и вовсе обнулили, а на повторных выборах уже 16 декабря победил Олег Кожемяко.
В настоящий триллер превратилась история с избранием главы Хакасии. Ушел, проиграв в первом туре, действующий на тот момент глава Хакасии Виктор Зимин. Снялись с выборов все остальные кандидаты, кроме лидера гонки коммуниста Валентина Коновалова. Был назначен врио главы Михаил Развожаев.
Второй тур в итоге прошел в середине ноября с единственным кандидатом коммунистом и позицией «против всех», которая в таких случаях полагается. Попутно сторонники врио организовали нелепую кампанию под названием «альтернативные выборы». Но юридической силы она не имела. А Коновалов победил.
Без второго тура не обошлось и у нас. Состоялся он на выборах главы Тамани. 30 сентября больше нигде в стране выборов не было, и к нам съехались наблюдатели со всей России. Борьба была упорной, победил единоросс Михаил Погиба.
4. Выборы№3: цари, певцы, аэропорты
А на закуску россиянам предложили еще определиться с тем, чьи имена будут носить крупнейшие аэропорты страны. Акция с благородными патриотическими целями в чем-то была очень странной. Министр культуры Владимир Мединский ополчился на Егора Летова, чье имя своему аэропорту хотели присвоить омичи.
В итоге омичи не стали ждать итогов официальной кампании, нашли в своей области маленький аэродром, не участвующий в большом конкурсе, и теперь имя Летова у него никто не отнимет. В Калининграде первоначальный высокий рейтинг философа Канта обратился в протестные акции против него. Храброво в итоге будет «имени Елизаветы Петровны».
Больше всего повезло Красноярску и Магадану: их аэропорты соответственно будут носить имена Дмитрия Хворостовского и Владимира Высоцкого. А Краснодару досталась Екатерина Вторая. Впрочем, еще Общественная палата России должна итоги подвести, и окончательный Указ — за президентом.
5. Дискуссии года: пенсии и «желтые жилеты»
Вместе с эрой сверхвысоких цен на нефть подошла к концу и эра популизма. Настало время принимать непопулярные решения, и 2018-й — только начало. Дискуссией года в России стала пенсионная реформа. А во Франции реформа, связанная с переходом на альтернативные источники энергии за счет более высоких цен на бензин, вызвала небывалые протесты, прозванные «желтыми жилетами». Все эти события говорят о том, что пропагандистская машина должна учиться преподносить народу, зачем нужны непопулярные меры.
6. «Сочинское дело» и жертвы деклараций
Одной из нашумевших антикоррупционных историй стали уголовные дела против сочинских вице-мэров. Их открывали одно за другим. Это как традиционная русская матрешка: раскрываешь, а внутри — новая кукла. Многие местные депутаты массово стали жертвами неправильно заполненных деклараций о доходах и расходах. Как известно, если что-то в них не совпадает, мандат — на стол. Сложили их и три краснодарских депутата.
7. Гала-саммиты и мегапроекты
В нынешнем году было много встреч на высшем уровне. Помимо традиционных «семерок» — «двадцаток», БРИКС — АТЭС — АСЕАН, был еще настоящий гала-саммит практически всех мировых лидеров во Франции на праздновании 100-летия окончания Первой мировой войны в ноябре. А летом многие мировые политики неформально или официально посетили чемпионат мира по футболу в России. Особенно отметилась президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, приехав к нам в качестве простой болельщицы. Мегапроектами года стали Крымский мост и морской участок «Турецкого потока» Анапа — Стамбул.
8. «Лидеры Кубани» и другие
В администрации президента и на уровне регионов глубоко задумались о новой кадровой политике. Все прежние способы формирования резерва исчерпаны. На смену пришли губернаторские школы с прыжками через каньон, конкурсы «Лидеры России» и «Лидеры Кубани». А в Краснодаре хорошим подспорьем стал диалог местной власти с общественностью. Из него выросло назначение главным архитектором города Натальи Машталир.
9. Официальные миллионеры
Это о нас, краснодарцах. 2018 год совершенно точно войдет в историю города как время, когда нас официально признали миллионником. Хорошо или плохо кубанской столице в одежках миллионера, сегодня много спорят. Но ведь некомфортно жить в городе, если его население фактически уже приблизилось к полутора миллионам, а официально это не было признано.
10. Гражданское общество растет
Самая хорошая тенденция уходящего года как раз в этом. У нас заметно повзрослело гражданское общество. Люди хотят участвовать в решении и местных, и государственных вопросов. Общественные организации готовы подавать голос громко, но в цивилизованной форме. Примеры? Почитайте на сайте Кремлин.ру полную стенограмму встречи президента с Советом по правам человека 11 декабря. Или давайте вспомним, как продуктивно прошел форум «Гражданская солидарность» 5 декабря в Краснодаре.