Протоирей Сергей Рыбкин. Фото: Игорь Чураков, «Краснодарские известия»

Люди «загружаются»

— Это же праздник, имеющий языческие корни?

— Нет, к язычеству он никакого отношения не имеет. Само слово «Масленица» —
христианский термин. Он происходит от масленой седмицы или, как ее еще называют, сырной. Это семь дней перед Великим постом, когда вкушается сливочное масло, сыр, рыба, но не мясо. Масленица относится исключительно к христианству, до его появления она существовать не могла.

— Почему же тогда часто можно услышать, что ее истоки в дохристианских временах?

— Первые упоминания об этом празднике до нас дошли из записок иностранных путешественников, которые посещали Россию в XIV-XV веках. Они писали, что народ пил, гулял и веселился. Почему так вышло? Потому что этот праздник оказался пустующим по нашему уставу. Масленица, как я уже упомянул, приходится на седмицу перед Великим постом. Гуляние идет целую неделю, не раньше и не позже: только от мясопустной недели (один день, последнее воскресенье перед Масленицей) до сырной недели (воскресенье и последний день Масленицы). Народ в это время, конечно, начинает наедаться перед постом, если говорить языком водителей, «загружаться». 

Возможно, в это празднование пришло что-то от язычества: гульбища, тризны, обильная еда, проводы зимы, костры, сжигание чучела, кулачные бои. Все эти элементы приходят из разных языческих празднеств. Здесь они сосредоточились именно потому, что эта седмица стала сопутствовать христианскому календарю. Давайте посмотрим те же Святки, которые идут от Рождества Христова до Крещения.  

В эти дни тоже можно наблюдать что-то подобное: водят козу, Миланку, сеют-посевают. Но таких гуляний нет. Почему? В дни после поста христиане предпочитают воздерживаться. Или Светлая седмица после Пасхи. Похожая неделя, где, казалось бы, позволено отрываться по полной, как на Масленицу. Но никаких гуляний. Почему? Да потому что к тому времени уже начиналась посевная. 

А в Масленицу никаких ограничений нет. Крестьянин был свободен, и он давал себе возможность нагуляться вдоволь. Потому что потом наступит пост, начнутся весенние работы. Вплоть до Рождества ему веселиться нет возможности, некогда. Посмотрите на народный календарь. От Великого поста и до Рождественских Святок мы не видим праздников, кроме Ивана Купалы. А все другие христианские праздники в это время проходят умеренно, без особых развлечений.

Освобождение от работы для молитвы

— Как сейчас православные отмечают Масленицу?

— Уж точно не ударяются в гульбище. Ходят в гости, конечно, готовятся к посту.

— Как воспринимать такие действия, как ряжение, разведение костров, сжигание чучела зимы?

— Церковь относится к этому умеренно, но сама не празднует. Более того, по уставу, в сырную седмицу уже идет постовое песнопение. А в среду и пятницу литургия не совершается, а идет постовым чином. В уставе у нас Масленица не записана. Да, сегодня в нашей стране пытаются поднять весь этот фольклор. 

Я на проповедях своим прихожанам предлагаю в это время жить как обычно. Но в этот раз праздник выпал в том числе на 23 февраля. В нашем молодежном центре при церкви мы будем устраивать вечер, посвященный Дню защитника Отечества. А на следующий день пойдем в поход в лес на могилу летчиков, погибших во время Великой Отечественной войны.

Поплакать да и только

— А нужны ли человеку такие праздники, когда гуляют, наедаются?

— Трудно сказать. Где-то нужны, где-то нет. Я сам родился в Абинске, жил среди казаков. Вспоминаю те времена, когда был мальчиком, деды собирались по каким-то поводам. Пробовали вино, рассказывали, как гоняли басмачей. Масленица, конечно, перекликается с карнавалами: те же ряженые, те же гульбища. Человек склонен к этому издревле. Если вы будете только работать, сложно станет жить. Вот владыка Илларион Верейский, когда сидел на Соловках, всегда нес много позитива заключенным. 

Даже в ГУЛАГе тогда праздновали Пасху, не запрещали проводить службу. Праздники должны быть, просто нужно иметь меру. Все церковные праздники отмечаются богослужением: торжественно, мощно, сильно. А вот устраивать пышные застолья у православных не очень принято. Хотя я своим прихожанам говорю: «Вы хоть стол дома накрывайте, чтобы дети к христианским праздникам привыкали». В церкви мы тоже столы иногда накрываем, собираемся, за здравницу поднимаем. А вот напиваться допьяна — такого здесь никогда не бывает. Должна быть самодисциплина.

— Что же вы нам посоветуете: праздновать или нет?

— Ну что тут ответить. Наступает Великий пост. Что это за повод? Тут поплакать, да и только. Радоваться тому, что заканчиваются дни, когда ты был мясоедом? Повода тут тоже нет. Но если люди хотят, пусть сходят в гости друг к другу, блинов напекут. А вот мясо есть, конечно, нежелательно.