Знакомьтесь, моя первая героиня — одна из самых востребованных и узнаваемых артисток театра драмы им. Горького Анастасия Поддубная. В интервью вы узнаете, с чего начинается день актрисы, как воспринимают зрительницы одну из последних постановок Арсения Фогелева «Космос» и всем ли представительницам прекрасного пола нужна любовь. Возможно, это миф.

«Актеры через персонажей разбираются в себе»

— Анастасия, я знаю, что вы стали актрисой года. Кто и по каким критериям это определяет?

— В социальных сетях проводилось голосование: под постом нужно было написать имя и фамилию артиста (одной женщины и одного мужчины), который нравится. Удивилась, что много голосов было отдано за меня. А вот по каким критериям определял зритель, я не знаю, и для меня это до сих пор загадка. Дело в том, что в театре я всего третий сезон, это не так много. Но скрывать не стану, приятно, когда твой труд замечают.

— Расскажите свою историю: где учились, почему актриса, почему театр драмы?

— В 2018 году я окончила Краснодарский государственный институт культуры и сразу же попала в драматический театр. Здесь, на малой сцене, мы показывали дипломный спектакль «Учитель химии», мастером курса была Светлана Ливада. После просмотра отобрали несколько человек, включая меня и Елизавету Вареникову. Мое личное мнение (возможно, со мной кто-нибудь согласится): все люди, выбирающие профессию, связанную с творчеством и конкретно актерскую деятельность, пытаются разобраться в себе через своих персонажей.

— С языка сняли. Полностью согласна. У многих журналистов и людей, работающих с текстом, тоже есть аналогичный запрос.

— В первый месяц учебы в институте я пыталась проработать какие-то свои проблемы. Позже ко мне пришла мысль, что актер должен привносить в эту жизнь что-то хорошее, тем самым влияя на человеческие души и меняя их. Да, это звучит банально, но это жесткая схема, и она работает у большинства из нас. Важно, чтобы зритель зашел в зал со своими проблемами, посмотрел спектакль и нашел для себя решение. Да, мы не можем со сцены поменять чью-то жизнь, но мы можем помочь. Станиславский говорил, что театр — это храм души. Я согласна. Люди идут к нам со своими вопросами или просто отдохнуть, что тоже хорошо, уйти от тягостных мыслей — в данный момент это актуально. Представляете, однажды прочла в комментариях в соцсетях, что какая-то влюбленная парочка посмотрела спектакль «Слуга двух господ» и…

— …и рассталась под занавес?

— Они находились на грани разрыва, а ушли, обнимаясь и целуясь. Вот так.

— А на вас роли оказывают влияние?

— Скорее, учат. В студенчестве роль Татьяны в «Учителе химии» показала мне, что стоит любить не только себя, но и окружающих тебя, открывать в людях что-то светлое. Ведь по своей природе каждый человек изначально «персонаж» положительный, но под влиянием разных негативных событий в нем происходят изменения, и он начинает обрастать жесткой коркой. И вот за этой коркой и нужно искать свет.

«Мечтала сыграть Каренину»

— С чего начинается и как заканчивается день актрисы?

— С 2014 года, как я поступила в институт, мой утренний ритуал остается жестким и неизменным: просыпаюсь в 7-8 часов, не завтракаю (иначе это еще минус один час сна) и еду на работу. А заканчивается день, если есть вечерний спектакль, в 22 часа. Весь день провожу на ногах, перекусываю на ходу.

— Когда же вы учите роли?

— Как правило, это происходит на работе.

— Какая вы героиня? И в каком амплуа видите себя лет через 30? Возможно, и не в театре вовсе?

— В институте я играла в основном драматические роли. Пришла в театр и стала, к своему удивлению, играть в комедиях! В «Примадоннах», в «Трех сестрах». Да, это не комедия, но моя Ирина — такая лирическая, романтичная дама. Мне кажется, что по своему внутреннему содержанию я больше драматическая актриса. Но амплуа полезно менять.

— Мерлин Монро мечтала сыграть Грушеньку из «Братьев Карамазовых» Достоевского, а ей не давали серьезных ролей. О какой роли грезите вы?

— Пожалуй, на этот вопрос я вам сейчас не отвечу. В студенчестве хотелось сыграть Анну Каренину, теперь не хочу, возможно, лет через десять созрею. Монолог из «Братьев Карамазовых», кстати, я читала на вступительных экзаменах.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

О спектакле «Космос»

— В вашем репертуаре есть роли совсем юных девушек. Одна из последних — Нина в «Космосе». Какие у вас впечатления от этой непростой женской истории?

— У Нины, как и у главной героини, Татьяны Викторовны, тяжелая судьба. Не сразу, но мы узнаем, что девушку бьет отец, а в конце спектакля — о том, что она любит свою учительницу и хочет быть похожей на нее. Но какие на самом деле у нее проблемы в семье, в классе, что она чувствует, — все это автор пьесы оставляет как бы за кадром. Я ее во многом понимаю.

— Вероятнее всего Нина пойдет по такому же пути страданий, как и ее учительница. И это самое страшное. Многие женщины в нашей стране живут так, словно из западни не могут выбраться.

— Не знаю. В любом случае это ее путь. Она может стать учительницей, как и мечтает, а возможно, уедет и никогда не вернется в эту Бугульму.

— Есть обратная связь от женщин? Как реагирует зал? Замечали что-то необычное?

— Когда Татьяна Викторовна отводит мою героиню в сторону и спрашивает: «Нина, у тебя точно все хорошо», я, то есть она, отвечает, что да, все хорошо. Она переспрашивает: «Точно?» — «Да точно, точно!» Иногда слышу подобные реплики из зала: «Как же, хорошо у нее!.. Ее отец бьет. Зачем обманывает, почему не говорит правду?» А в финале, когда я выхожу в зал и читаю сочинение на английском «My family» (мне самой очень нравится эта сцена), — вижу отклик в глазах некоторых женщин, они как будто говорят: «Как я тебя понимаю!»

— Ведь были сомнения у Арсения Фогелева, оставлять эту сцену с сочинением или нет. Хорошо, что она вошла. Одна из самых сильных в спектакле. Как по мне, так последний гвоздь в истории.

— Арсений Владимирович говорил нам, что самая страшная проблема в том, что все и всегда молчат. А это сочинение — как некое откровение Нины. Ведь она замалчивает свои проблемы на протяжении всего спектакля.

— Да, сколько ужасных вещей творится за дверьми квартир. Женщины годами молчат, потому что боятся.

— У нас очень терпеливые женщины. Бьет — значит любит. Это испокон веков и до сих пор так, к сожалению. О проблемах говорить нельзя, страдать и плакаться нельзя, надо все держать в себе, а потом вся эта боль фонтаном выливается наружу и взрывается бомба. Я не знаю, как с этим можно жить и как можно молчать.

Красота души спасет мир

— Джульетта, Нина, Снегурочка — одни из ваших последних работ. Мне кажется, что у них общая природа. Какая?

— Природа женщины — это любовь. Все мои героини хотят любви и хотят отдавать ее в двойном размере, а чтобы отдавать, ее нужно получать.

— «Снегурочка» — это был эскиз, поставленный для последней лаборатории по Островскому «Быт или не быт». И в итоге он набрал наибольшее количество голосов. Что для вас было самое сложное?

— Артем Устинов — пожалуй, один из самых интересных режиссеров, с которым я работала, и многое мне было непонятно. За неделю невозможно поставить полноценный спектакль, сделать роль, ведь ты впервые знакомишься с текстом и должна его выучить. А текст у меня был достаточно сложный — в стихах и с древнерусскими оборотами. Ко всему прочему, нам же нужно было осовременить сюжет сказки Островского в рамках лаборатории. Мне было важно понять задачу режиссера и то, как он мыслит, что хочет от Снегурочки. Кто такая современная Снегурочка и чего хочет она? Мы с Артемом определились с главной темой: Снегурочка разбирается в том, что такое любовь. И в начале постановки я говорю: «Что это? Блаженство или смерть? Блаженство или смерть?» К чему приводит первое зарождение чувства, нужна ли была Снегурочке любовь? Может, она вполне обошлась бы и без нее, рассуждали мы с режиссером.

— Вот именно. А вы говорите, что всем женщинам нужна любовь. Сегодня мы настолько эмансипированы, что, кроме работы и своих интересов, нам и не нужно ничего. Актрисы, полагаю, особенно боятся потерять связь с работой. 

— Если у меня появится ребенок и я уйду в декрет, то сразу после его окончания, мне кажется, выйду на работу. Театр для меня — это как второй дом, как семья, где все люди близкие, а мои роли — это мои дети, которых вынашиваешь.

— Вам помогает в жизни ваша красота? Многим женщинам мешает, им приходится доказывать каждый день этому миру, что если ты чего-то добилась в жизни, то не потому, что красива, а потому что умеешь делать что-то хорошо.

— Спасибо за комплимент! До 18 лет мне моя красота никак не помогала. Не скажу, что помогает и сегодня. Не думаю об этом. В школе у меня не было большого количества поклонников — мальчикам нравились блондинки, милые девочки, а у меня достаточно своеобразная внешность. Только в театральном институте осознала и почувствовала свою особенность. Люди стали говорить, что я необычная, а в детстве я никогда ничего подобного не слышала.

Считаю, что, как на сцене, так и в жизни, важна не только внешность, но и внутреннее содержание: как ты мыслишь, что в себе несешь, какой ты человек. Поэтому актриса все время должна работать над собой: читать, смотреть фильмы, наблюдать за жизнью, изучать психологию, чтобы разобраться в себе и других, побольше слушать и поменьше говорить.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«Герой фильма «Дурак» поступил правильно»

— С кем из кинорежиссеров вам хотелось бы поработать и почему?

— С Юрием Быковым. Мне нравятся социальные темы, которые он поднимает в своих фильмах «Дурак», «Майор».

— «Майор» — страшный фильм, две ночи после него не спала.

— Смотрела эту картину, когда училась в институте. Быков приезжал в Краснодар, кажется, по приглашению Григория Гиберта, мы разговаривали, и мне понравилось, как он рассуждает, что он очень прост в общении.

— Фильм — мужской, а вы такая утонченная. Чем он вас зацепил? Видите, рассуждаю стереотипно: красивая — значит, серьезные темы не для нее.

— Я бы сказала, что «Дурак» меня зацепил даже больше, чем «Майор». Поразил главный герой, который пытался отстоять свою точку зрения, донести до чиновников, что люди в аварийном доме могут погибнуть. Всем вокруг наплевать: у кого-то финансовые дела, свои задачи, и даже самый близкий человек, его жена, говорит: «Да забей! Нормально дом простоит, дались тебе эти жильцы!»

— У женщины в критической ситуации обостряется инстинкт самосохранения, включается «наседкин синдром», ей важно уберечь своих детей. Такова ее природа.

— Мне кажется, что герой поступил правильно.

— «Дурак» напоминает «Левиафана» Андрея Звягинцева. Невыносимая тяжесть бытия.

— У Звягинцева мне больше нравится «Нелюбовь». Первые 40 минут я сидела с обращением к главным героям: «У ВАС СЫН УШЕЛ ИЗ ДОМА!» Как так? О чем вы думаете? Ребенок — это плод любви, а фильм называется «Нелюбовь». Страшный сюжет.

Музыка. Улица. Пешком

— В выходной день мысли о работе вас отпускают? Часто спрашиваю у своих героев о месте силы. Где ваше?

— Место силы — это дом и кровать, люблю поспать лишний час, восстановить силы. А вообще мне нравится гулять. И неважно где. Если хорошая погода, светит солнце, нет холодного ветра, включаю музыку и хожу пешком по улицам. Куда глаза глядят.

— Интересно, музыка какого жанра преобладает у вас в плейлисте?

— Я меломан. С юности люблю русский рок, я на нем выросла. «Сплин», «Чиж», «Крематорий», «Земфира», «Агата Кристи» — все эти группы есть в моем плейлисте. Выбор, конечно, зависит от настроения, как у всех.

— Приближается Новый год. Как будете отмечать и как насчет традиционных блюд: салата оливье и селедки под шубой?

— Хочу провести праздники со своей семьей, за общим столом. Если по каким-либо причинам этого не произойдет, то тогда лес, домик и бой курантов. И хорошо бы снег! Обязательно салаты: оливье, мимоза — все, что с майонезом — и все, чего не ем целый год.