В Краснодаре Покрышкина помнят и чтут. Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Втайне выучился на пилота

Будущий ас родился в Новосибирске (до 1925 года — Ново-Николаевск) 21 февраля 1913 года в семье рабочего. По новому стилю этот день выпадает на 6 марта. В семье он — второй ребенок, еще было четверо братьев и сестра, четверо детей умерло в младенчестве.

С ранних лет мальчик любил учиться, к 12 годам увлекся авиацией, начал заниматься в авиамодельном кружке. С 1928 года, после окончания семилетки, работал на стройке вместе с отцом и дядей. В 1930-м поступил в местное техническое училище, где за 18 месяцев получил специальность слесаря-лекальщика. Потом продолжил учебу в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». В это же самое время Покрышкин увлекался изобретательством, за успехи в этом деле получил несколько дипломов.

В 1932 году юноша пошел служить в Красную Армию, где попал в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил через год. Затем последовали курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии им. К.Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. 

В 1934-м Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Служа в Краснодаре, во время отпуска зимой 1938 года Александр Иванович втайне от начальства за 17 дней прошел годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться направления в Качинскую Красно-знаменную военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова, которую окончил с отличием в 1939-м. Получив звание лейтенанта, Покрышкин стал младшим летчиком 55-го истребительного авиационного полка, входившего в состав ВВС Одесского военного округа.

Сбил своего

В Великой Отечественной войне он принимал участие с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года. Уже в первый день боевых действий аэродром Покрышкина бомбили. Первая воздушная схватка закончилась для летчика трагично: по недоразумению он подбил советский легкий бомбардировщик Су-2, штурман которого погиб.

— В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолеты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…
— вспоминал слова Покрышкина Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго.

Первую победу Александр Иванович одержал 26 июня 1941 года, сбив истребитель мессершмитт Bf.109. Уже 3 июля, одержав еще одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта, катапультировался и четыре дня пробирался в свою часть.

В первые недели войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Фиксировал все детали воздушных боев, в которых участвовал сам и его друзья, а потом делал детальный анализ. Тогда советским летчикам приходилось сражаться в тяжелых условиях постоянного отступления. Позже Покрышкин говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942-м, не знает настоящей войны».

Несколько раз прославленный летчик оказывался в шаге от гибели. Однажды во время полета пуля прошла через его сиденье, повредила плечевой ремень, отрикошетила от другой стороны и рассекла кожу на подбородке. Приборная доска самолета была вся залита кровью.

Александр Покрышкин. Фото из открытых источников

«Скоростные качели» и «кубанская этажерка»

Покрышкин участвовал в оборонительных операциях в Молдавии, а также Тираспольско-Мелитопольской, Донбасской и Ростовской, Ростовской наступательной операции. В 1941 году, управляя МиГ-3, он взлетел, несмотря на грязь и дождь. Два других пилота разбились до него прямо на аэродроме. Задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков командующего танковой армией Эвальда фон Клейста. Части РККА остановили их перед Шахтами, но затем разведка потеряла машины. 

После обнаружения танков, невзирая на кончавшееся топливо и продолжающиеся тяжелые погодные условия, Покрышкин смог вернуться и доложить эту важную информацию. В то время радиосвязь в советских самолетах отсутствовала. Летчика наградили орденом Ленина.

В 1942 году Покрышкин воевал на Южном, а потом на Северо-Кавказском фронте, участвовал в битве за Кавказ. В это же время за серию конфликтов с командиром Н.В. Исаевым, который не принимал критики устаревшей тактики советской истребительной авиации, Александра Ивановича сняли с должности и исключили из партии. 

В тот же период у Покрышкина произошла стычка в летной столовой с офицерами соседнего полка. На летчика завели дело, которое направили для рассмотрения в военный трибунал. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасло Покрышкина. Дело прекратили, летчика восстановили в партии и должности.

В 1943-м 16-й гвардейский авиаполк Покрышкина активно участвовал в сражениях за Кубань. Именно здесь проявился талант летчика. Он разработал совершенно новую и, главное, эффективную тактику воздушного боя. Его приемы патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», использование данных от радаров плюс улучшенная наземная система контроля за воздушным пространством принесли советским летчикам первую большую победу над люфтваффе. 

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего врага. Из опыта прошлых боев летчик понял: вывести из борьбы ведущего значило деморализовать противника. Достижение такой задачи часто приводило к тому, что бой завершался, а ведомый самолет возвращался обратно на аэродром.

Воспитал покрышкинцев

В апреле 1943 года Покрышкин сбил 10 немецких самолетов и был представлен к званию Героя Советского Союза. За май 1943-го им сбито 12, в июне — 2 самолета. В одном бою уничтожил сразу пять немецких самолетов — потрясающий результат. Уже в августе 1943 года Покрышкина награждают второй Золотой Звездой Героя. Всего в воздушной битве на Кубани с апреля по июнь 1943-го летчик лично сбил 22 самолета врага и приобрел всесоюзную славу. В июле 1943 года Александр Иванович присутствовал на Краснодарском процессе над коллаборационистами.

Далее последовали Миусская, Мелитопольская наступательные операции, блокирование немецких войск в Крыму. С начала 1944-го Покрышкин участвовал в боях на 2-м Украинском, а потом на 1-м Украинском фронтах, участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, во Львовско-Сандомирской операции. В августе 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награжден третьей Золотой Звездой Героя, став первым трижды Героем Советского Союза. Он по праву считался главным сталинским соколом. Примечательно, что ас не только искусно громил врага сам, но и воспитал целую плеяду молодых покрышкинцев, которые успешно воевали в воздухе.

В 1945-м полковник Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Последний боевой вылет летчик совершил 30 апреля 1945 года.

Помнят и чтут

После войны Александр Иванович окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. В 1953 году стал генерал-майором авиации и продолжил служить в ПВО. С января 1972-го — председатель Центрального комитета ДОСААФ СССР. После войны Покрышкин написал несколько томов мемуаров о Великой Отечественной войне. Скончался 13 ноября 1985 года в Москве. Покрышкину было 72 года.

В Краснодаре Покрышкина помнят и чтут. В городе есть улица, названная в его честь. Хорошо известен дом, в котором жил летчик с 1936-го по 1938-й. Это знаменитая «стодворка» на пересечении Седина и Постовой. На доме установлена мемориальная табличка. В Краснодаре стоят два памятника трижды Герою Советского Союза. Один изначально установили в 2005 году на ул. Постовой, но в 2008-м его перенесли на улицу, названную в честь летчика. Другой открыли в 2013 году на территории Краснодарского авиационного училища.