Тот самый Доходный дом врача Михалева. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Торговля в стиле ар-нуво

Особняк украсил угол Чапаева и Красноармейской (в Екатеринодаре — Кирпичной и Бурсаковской) в 1910 году. Выполненное в стиле русского модерна, здание стало новой удачей архитектора Александра Козлова, в нем чувствуется его характерный почерк. Чего стоила только его изящная четырехскатная башенка со смотровой площадкой и куполом со шпилем! Взобравшись на площадку, можно было обозревать город со всех сторон.

— Высокий каменный узорчатый парапет, опирающийся на ступенчатый карниз, весьма гармонировал с симметричными продольными выступами стен и трехгранными эркерами — балкончиками на 2-м этаже — по четыре с каждого фасада: южного и восточного, обращенного на проезжую часть улиц,
— пишет в своем очерке краевед Виталий Бардадым.

Здание в стиле ар-нуво внизу украшено растительным и цветочным орнаментом — веточками дуба и незабудками.

Но если окна на верхнем этаже узкие и высокие, то на нижнем это были огромные окна-витрины. Первый этаж изначально строили под торговые помещения. И действительно, уже в январе 1911 года здесь открыли писчебумажный магазин, позже его занимали магазины готовой одежды и мануфактуры, а также отделение Российско-Американской резиновой мануфактуры, в котором немногочисленные автомобилисты (машин в Екатеринодаре тогда насчитывалось около 20-ти) могли приобрести шины и камеры. 

В 1913-м второй этаж заняла 4-я женская прогимназия Ольги Хрусталевой. Заведение пользовалось большой популярностью. Здесь, помимо общеобразовательной программы, девочек обучали рукоделию, домоводству и кулинарии.

— Работы по реставрации особняка идут не первый год. Прежде всего была проведена историко-культурная экспертиза — это огромный объем работы, потребовавший больше года. Уже заменили кровлю вместе с куполом, поставили новые въездные ворота. А сейчас нам выделили средства на то, чтобы привести в порядок фасад,
— объяснила вице-мэр Лилиана Егорова.

Во время работ возникают некоторые сложности.

— Стоит задача — вернуть назад размер окон, изначально они были расположены гораздо ближе к земле. Вверху-то остались прежние, а внизу их заложили. И тут проблема — и окна вернуть, и не особо повредить внутренние помещения. Средства на ремонт внутри здания, надеемся, выделят в следующем году,
— объясняет Лилиана Николаевна.

Краски, цвета — все это, согласно федеральному закону, определено уже при прохождении экспертизы. Кстати, один из примеров восстановления первоначального облика старинного особняка — реставрация бывшего Второго Общественного собрания, ставшего позже Домом офицеров, а сегодня это Театр Защитника Отечества.

Доходный дом доктора Михалева, открытка 1912 года. Фото: Андрей Чугунов

А в подвале был тир…

В первые годы советской власти в бывшем доходном доме размещался госпиталь, затем контора Всесоюзного текстильного синдиката. Многие же краснодарцы запомнили его как 28-ю школу, которая занимала его более 70 лет с небольшим послевоенным перерывом: осенью 1943 года здесь начал свой первый учебный год новый вуз — Краснодарский институт пищевой промышленности, образованный путем слияния двух институтов — виноградарства и виноделия и химико-технологического.

В здании на ул. Красноармейской, 61 сейчас работает три учреждения дополнительного образования: ДХШ им. Филиппова, Малая академия и Центр творчества

— В школе №28 училось три поколения моей семьи: отец окончил ее в 1965-м, мама годом позже. Я ходил в нее с 1976 по 1986 год — наша семья много лет живет в доме напротив. А моя дочь успела проучиться всего четыре года — до того, как ее в 2006-м закрыли. И конечно, в нашем семейном архиве масса школьных фото разных лет,
— рассказал краснодарец в пятом поколении Андрей Чугунов.

Да, было такое: в начале 2000-х школу закрыли из-за низкой заполняемости, мол, дорого содержать — лучше расформировать. Поговаривают, что в особняке собирались открыть банк, потом — казино, после пару лет здание стояло замороженным, а затем его снова отдали под школу.

— Долгое время директором школы был Игорь Тихонович Дубов, учитель истории. У него учились все три поколения нашей семьи — я вообще думаю, что моя мама стала историком благодаря ему. В школе находился прекрасный исторический музей — в этом большая заслуга Раисы Ставриевны Милиди, бессменного завуча школы, преподававшей географию. Она организовывала походы по местам боев, пополняя музейные фонды. В немалой степени благодаря ей ул. Троллейбусную переименовали в ул. им. Федора Лузана, его имя носила и наша школа.

По словам Чугунова, в угловом кабинете, над которым возвышается башенка, находилась учительская — так что проход на смотровую площадку был невозможен. Расположение самого здания школы напоминало крепость: ее стены с четырех сторон окружали внутренний дворик, из которого можно было попасть в школьную столовую с буфетом, медсанчасть и начальную школу.

А это другой ракурс, тоже открытка — Доходный дом доктора Михалева со стороны ул. Бурсаковской, начало прошлого столетия. Фото: Андрей Чугунов

Метлахская плитка, лестница со старинными перилами, толстенные стены — вот, пожалуй, и все, что осталось от родных интерьеров особняка.

И еще, конечно, большие высокие подвалы — по всей видимости, изначально предназначенные под склады.

— В этих подвалах устроили мастерские для уроков труда, а еще тир, где мы учились стрелять из мелкокалиберных винтовок. Подвалы мы излазили вдоль и поперек,
— вспоминает Чугунов.

Лет 15 Андрей активно занимается изучением истории Екатеринодара, публикуя результаты своих исследований в соцсетях. Одни из самых интересных и, безусловно, заслуживающих внимания — сведения о екатеринодарских домовладельцах. Например, он готов документально подтвердить, что жилой дом на ул. Чапаева, 85, владельцем которого по Реестру объектов культурного наследия назван тот же врач Михалев (не путать с Доходным домом врача Михалева на ул. Красноармейской, 61, о котором идет речь в статье), принадлежал на самом деле купчихе Екатерине Арзамановой. 

С дотошностью инженера-теплоэнергетика Андрей доказывает это, используя архивные списки выборщиков начала прошлого века с адресами владельцев и стоимостью имущества и планы Екатеринодара с нумерацией домов.

А так выглядел интерьер в советское время, когда здесь была школа № 28. Фото: Андрей Чугунов

Врач-новатор

А теперь о екатеринодарском враче Степане Михалеве, которому мы, его потомки, обязаны появлением такого прекрасного здания. Надо полагать, осуществить эту постройку ему помог отец — успешный купец Георгий Степанович Михалев, имевший недвижимость из нескольких жилых и торговых домов (угол Красной и Гоголевской), которая в 1916 году оценивалась в 76 400 рублей золотом (около 100 млн руб. на нынешние деньги).

Юноша окончил войсковую гимназию, однако торговать, как его отец, не захотел. Степан поступает в Харьковский императорский университет на медицинское отделение. Там увлекся революционными идеями, читал запрещенную литературу, участвовал в сходках — и через три года его исключают из университета. Тогда отец отправляет его учиться за границу: сначала в Вену, потом, в прославленный Гейдельбергский университет в Германии.

Учебу завершил в Мюнхене, получил степень доктора медицины. Вернувшись в родной город, поступил на службу в екатеринодарскую больницу. Позже с помощью отца открыл частную рентгеновскую клинику, причем диагностику новомодными лучами для малоимущих проводил бесплатно.

На рубеже веков в моду входит лечение естественными силами природы: водой, грязями, электричеством. Вместе с коллегой, доктором Платоновым, Михалев открыл в 1898 году первую в Екатеринодаре водолечебницу, где принимали хвойные, солевые, нарзанные и «электросветовые» ванны, были душ Шарко и массаж.

Степан Михалев активно участвовал в общественной жизни: был депутатом или, как тогда говорили, гласным гордумы Екатеринодара. Михалев, например, добился, чтобы при Думе был создан врачебно-санитарный совет, который боролся бы за чистоту в городе, за проведение прививок, прежде всего от тифа, подступавшего к Северному Кавказу. 

В 1908 году по его предложению образовано Кубанское медицинское общество, председателем его стал Михалев. Общество многое сделало для создания больниц, фельдшерских пунктов, открытия родильного дома в Екатеринодаре. В должности председателя Екатеринодарского отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом Михалев вместе с супругой Евгенией Илларионовной стали одними из организаторов ежегодного благотворительного праздника День белой ромашки.

Умер Степан Михалев в марте 1915 года, скоропостижно, у постели пациента. До этого, в декабре 1914 года, у него уже случилось два сердечных приступа, однако отказать больному из хорошо знакомой купеческой семьи он не смог.

Его вдова вступила в наследство, став одной из самых состоятельных домовладелиц Екатеринодара. Но продолжалось это недолго: новая власть в 1922-м конфисковала всю ее недвижимость, и вдова осталась нищей, вынуждена была скитаться по чужим углам, ютиться у сердобольных людей.