Краснодарские известия

Вклад органов военной контрразведки «СМЕРШ» в дело Победы над фашистскими захватчиками

mishukova viktorija vladislavovna 4

В целях формирования объективных общественных оценок деятельности военной контрразведки в годы ВОВ и недопущения искажения исторической правды о подвигах советских бойцов, ФСБ России рассекретила архивные документы о подвигах зафронтовых агентов органов военной контрразведки «смерш».

Историческая справка

Накануне и во время Великой Отечественной войны советские органы государственной безопасности пережили несколько реорганизаций, которые затронули и органы военной контрразведки.

При разделении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 года НКВД СССР на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности – подразделения военной контрразведки в состав НКГБ СССР не вошли.

8 февраля 1941 года постановлением Совета народных комиссариатов СССР особые отделы были выделены из НКВД СССР и переданы в Народный комиссариат обороны (в качестве 3-го Управления НКО СССР) и Народный комиссариат военно-морского флота (в качестве 3-го Управления НКВМФ СССР).

17 июля 1941 года постановлением Государственного комитета обороны на базе 3-го Управления НКО СССР было создано Управление особых отделов (УОО) НКВД СССР. Третьи отделы и отделения фронтов, округов, армии, корпусов, дивизии были переименованы в особые отделы и подчинения УОО.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 года народные комиссариаты внутренних дел и государственной безопасности были вновь объединены в одно ведомство – НКВД СССР.

10 января 1942 года постановлением Государственного комитета обороны вместо 3-го Управления НКВМФ СССР был образован отдел морской контрразведки в составе Управления особых отделов НКВД СССР. Третьи отделы и отделения флотов и флотилий были переименованы в особые отделы и подчинены УОО.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 года был вновь образован самостоятельный НКГБ СССР к ведению которого, как и в 1941 году, не были отнесены вопросы военной контрразведки.

19 апреля 1943 года постановлением Совета народных комиссариатов СССР вместо упраздненного Управления особых отделов наркомата внутренних дел были образованы Главное управление контрразведки (ГУКР) «Смерш» НКО СССР, Управление контрразведки (УКР) «Смерш» НКВМФ СССР.

15 мая 1943 года приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР был создан Отдел контрразведки (ОКР) «Смерш» НКВД СССР.

Руководителем ГУКР «Смерш» НКО СССР – заместителем наркома обороны И.В. Сталина стал комиссар госбезопасности 2-го ранга Виктор Семенович Абакумов.

Начальником УКР «Смерш» НК ВМФ являлся комиссар госбезопасности ( с 24 июля 1943г. – генерал-майор береговой службы) Пётр Андреевич Глотков.

Начальником ОКР «Смерш» НКВД СССР стал комиссар госбезопасности Семён Петрович Юхимович, которого в мае 1944 года сменил генерал-майор Владимир Иванович Смирнов.

Основной задачей органов «Смерш» была борьба против подрывной деятельности со стороны абвера («Abwehr») – подразделение верховного командования вермахта («Wehrmacht» – вооруженные силы Германии), занимавшегося разведкой, контрразведкой и организацией диверсий в тылу Красной армии.

Противостояние советских контрразведчиков с «Абверкомандой 203»

В 1941-1943 годах на московском направлении основным противником советских спецслужб была диверсионная «Абверкоманда 203» («АК 203») при разведотделе группы армии «Центр», которая осуществляла подготовку и загрузку разведчиков – диверсантов в прифронтовую полосу и советский тыл. «АК 203» последовательно возглавляли подполковники Вернер Геттинг-Зеебург, Вильгельм Готцель и Георг Арнольд.

В большинстве случаев «АК 203» вербовала агентуру из числа советских военнопленных, находящихся в Смоленском пересыльном лагере №126, Минском лагере №352 и пересыльном лагере в пригороде Борисова, в последнем было сформировано особое отделение – «лесной лагерь», в котором находились только перебежчики.

В абвере считали, что агентуру из военнопленных можно быстрее подготовить для зафронтовой работы и легче внедрить в часть красной армии. Одновременно в разведывательно-диверсионных школах обучалось по 30-100 агентов. Срок обучения в школе составлял, как правило, от двух недель до двух месяцев. После обучения агенты – диверсанты пешим порядком или на самолетах перебрасывались за линию фронта для выполнения заданий.

Эффективность работы германских спецслужб по созданию разведывательно – диверсионной резидентуры в тыл СССР, по их же оценкам, была невысокой. Бывший начальник германской военной разведки «Абвер I» генерал-лейтенант Ганс Пикенброг, давая после войны показания в советском плену, признавал:

«Россия — самая тяжелая страна для внедрения агентов вражеской разведки. После вторжения германских войск на территорию СССР мы приступили к подбору агентов из числа военнопленных. Но трудно было распознать, имели ли они действительно желание работать в качестве агентов или намеревались таким путем вернуться в ряды Красной Армии…Многие агенты после переброски в тыл советских войск никаких донесений нам не присылали».

Слова генерала Г.Пикенброка подтверждались данными, полученными советскими спецслужбами. В первой половине 1942 года каждый третий германский агент после перехода линии фронта спешил добровольно сдаться представителям советских властей.

Оперативная работа по проникновению советских контрразведчиков в разведывательные и разведывательно-диверсионные школы противника. Агент «Михайлов»

Приобретенный в 1941-1942 годах боевой опыт позволил армейским контрразведчикам активно использовать для зафронтовой работы не только советских военнослужащих, готовых выполнять рискованные задания в тылу врага, но и завербованных немцами военнопленных, явившихся с половиной. В этом случае предпочтение отдавалось лицам, которые по своей сути являлись патриотами, готовыми вести борьбу с оккупантами.

О повышении оперативного мастерства военных контрразведчиков свидетельствовали успешные мероприятия по проникновению в разведывательные и разведывательно-диверсионные школы противника.

Одной из самых результативных зафронтовых операций советских военных контрразведчиков в первые годы войны стало внедрение агента «Михайлов» (Алексея Семеновича Соболева) в Смоленскую разведывательно-диверсионную школу, подчиненную «АК 203».

Красноармеец 444-го полка 20-й армии Западного фронта А.С. Соболев в июне 1942 года был переброшен в расположение германских войск с задачей внедриться в диверсионную школу.

Попав после перехода линии фронта в Вяземский лагерь военнопленных «Михайлов», используя подготовленную смершевцами легенду, смог заинтересовать немецкую разведку и был в начале зачислен в подразделение РОА, а затем в качестве курсанта – в Смоленскую диверсионную школу так называемый «лагерь МТС».

В школе «Михайлов» убедил 12 курсантов после переброски в советский тыл вместо выполнения заданий противника явиться с половиной в советские органы госбезопасности. Одному из советских агентов доверил передать в органы «Смерш» свой письменный отчет о проделанной за линией фронта работе.

Помимо рядовых солдат «Михайлов» удалось привлечь к сотрудничеству агента абвера, бывшего начальника штаба батальона Красной Армии Петра Марковича Голокоз, который также сумел уговорить 17 курсантов оказаться от проведения диверсии на советской территории.

В каждую группу, выбрасываемую немцами за линию фронта, Соболев и Голокоз внедряли своих людей с задачей обеспечить сдачу диверсантов сотрудникам «Смерш».

В конце января 1943 года «Михайлов» вышел на связь с местными партизанами и был переправлен на «Большую землю» с ценными сведениями о смоленской диверсионной школе абвера.

Петр Голокоз ещё некоторое время оставался в школе, занимался перевербовкой агентов абвера и помогал партизанам раздобыть оружие.

В июле 1943 года ему удалось не только предупредить партизан 1-й белорусской партизанской бригады о готовящихся оккупантами карательной экспедиции, но и вывести отряд карателей под огонь партизан. 84 немца были взяты в плен, а Петр Голокоз переправлен за линию фронта.

Доклад товарищу Сталину

О самоотверженной работе зафронтовых агентов в тылу врага было доложено лично Сталину.

В спецсообщении ГУКР «Смерш» НКО СССР № 197/А в Государственный комитет обороны «О деятельности агента Управления по выявлению вражеской агентуры, подготавливаемой в Смоленской диверсионной школе абвера» от 12 августа 1943 года говорилось:

«…ГУКР «Смерш» докладывает, что 8 августа сего года из тыла противника возвратился агент органов «Смерш» Голокоз Петр Маркович, 1913 года рождения, уроженец с. Висунок Николаевской области УССР, украинец… с высшим образованием, окончил учительский институт, бывший начальник штаба заградительного батальона 346 сд 61-й армии, лейтенант. 14 августа 1942г. в районе г. Волхова находясь в окружении противника, попав в плен к немцам…».

Работая в «лагере МТС» в должности командира отделения 1-й роты Голокоз был в декабре 1942 г. завербован агентом органов контрразведки Соболевым А.С.

В мае сего года в «Лагере МТС» немцы сформировали отряд численностью 150 человек во главе с бывшим лейтенантом Красной Армии Чвалой ( до пленения командир роты 7-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса) для разведки переднего края обороны частей Красной Армии на Орловском направлении.

Из состава этой группы Голокоз обработал и завербовал: Каменева И.М. – бывшего командира звена 883-го авиаполка 3-й воздушной армии; Фоменко И.М. – бывшего сержанта саперного батальона 91 сд; Тюрикова-бывшего красноармейца 4-го воздушно-десантного корпуса; Селиванова и Колесникова – бывших красноармейцев; Никулина-бывшего старшего лейтенанта 61-й армии, которым дал задание перейти на сторону частей Красной Армии и предупредить советское командование о готовящемся наступлении немцев.

В июне перед отправкой отряда для выполнения задания Голокоз снабдил завербованных им лиц данными о концентрации немецких войск и техники на Орловском направлении и предложил эти сведения передать Советскому командованию.

Как сообщили УКР «Смерш» Центрального фронта, Каменев и Фоменко, выполняя задание Голокозу, 29 июля сего года в районе д. Юрасов Хутор (близ г. Севская) перешли на сторону частей Красной Армии в составе группы из 26 человек…

Начальник ГУКР «Смерш» НКО СССР Абакумов».

Гибель агента «Михайлов»

Указом Президиума Верховного Совета СССР оба зафронтовых агента были награждены орденами Красного Знамени.

В феврале 1944 года А.С. Соболев в составе оперативного – чекистской группы ГУКР «Смерш» был вновь заброшен в тыл врага.

8 мая того же года при возвращении с задания он попал в засаду карателей и, уходя от преследования, подорвался на мине и погиб.

Послесловие

С первых дней войны на плечи военных контрразведчиков легла основная тяжесть борьбы со спецслужбами гитлеровской германии. Благодаря им в первый же год войны выявлены тысячи шпионов, диверсантов предателей и дезертиров.

Военные контрразведчики были такими же тружениками войны, как представители любых других воинских специальностей, также ходили в атаки, а в случае гибели командира им нередко приходилось брать командование подразделениями на себя.

Наш долг помнить их подвиги и хранить в наших сердцах и в нашей памяти. Поэтому ФСБ рассекречивает и публикует ранее имевшие гриф «совершенно секретно», например, в книге «СМЕРШ» 1943-1946. Главные документы и оперативные материалы.

Автор: С. В. Николаев, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры МАИ (НИУ).

Exit mobile version