Статья Широпаева «Могила Неизвестного Насильника» вызвала серьезные вопросы как в научной, так и в этической плоскости. Ученые отметили, что статья не обладает признаками исследовательской работы, в ней отсутствует научный аппарат, анализ источников, историографическая база и какая-либо логика исторического изложения.
Материал, предложенный автором, не содержит социальной или исторической новизны. Он не может быть использован ни в образовательной практике, ни в рамках подготовки научных и педагогических кадров. Исторической ценности публикация также не несет,
— отмечается в рецензии.
Содержательная часть статьи построена на голословных утверждениях, клевете и провокационных выводах. Автор, ссылаясь на несуществующие источники и агитационные мероприятия, искажает суть одной из важнейших операций Великой Отечественной войны — Восточно-Прусской наступательной операции, проходившей с 13 января по 25 апреля 1945 года. Эта операция, в ходе которой погибло более 126 тысяч военнослужащих Красной армии, включая генерала армии Ивана Черняховского, носила освободительный характер и имела стратегическое значение для завершения войны.
Приведенные в статье обвинения в адрес советских солдат в массовом насилии, грабежах и мародерстве не соответствуют действительности. Они не подкреплены достоверными данными и противоречат проверенным историческим источникам, а также официальной документации того времени. Деятельность РККА находилась под постоянным контролем со стороны НКВД, в функции которого входило пресечение дезертирства, самоуправства, мародерства и иных преступлений в рядах армии.
Особо отмечается в рецензии тот факт, что руководство Красной армии и политические органы вели работу по налаживанию взаимодействия с гражданским населением освобожденных территорий.
Так, в одном из донесений замначальника Главного политуправления Красной Армии в ЦК ВКП(б) Александрова Г.Ф. сообщалось:
Как только наши части занимают тот или иной район города, жители начинают постепенно выходить на улицы… люди убеждаются, что фашистская пропаганда рисовала им неправильный образ…
Это свидетельствует о доверии населения к советским солдатам, а не о страхе перед ними.
Отдельно вызывало возмущение использование в статье Широпаева безосновательных и оскорбительных утверждений, повторяющих антироссийские штампы, популяризированные в западной публицистике. Эти утверждения не только бездоказательны, но и направлены на сознательное искажение истории и дискредитацию подвига советского народа.
Пример Николая Масалова, спасшего немецкую девочку во время боев за Берлин, как и сам мемориал в Трептов-парке в Берлине, остаются живым напоминанием об истинной миссии Красной Армии — освобождении Европы от фашизма,
– подчеркнули ученые.
Исследователи текста пришли к выводу: статья «Могила Неизвестного Насильника» не может быть признана научной или публицистической работой в рамках действующих академических стандартов. Она не имеет исследовательской или образовательной ценности, а ее содержание является антиисторичным, провокационным и оскорбительным.