Всем известна Анапа летом – это солнечные ванны, детский хохот и бескрайнее Черное море. Это семейный курорт – такой, каким он должен быть.
Осень в этих краях набирает обороты постепенно – бархатный сезон привлекает туристов даже больше, чем июльское солнце. А в ноябре, когда семейные пары начинают возвращаться домой из отпусков, в отели массово заселяются группки путешественников-натуралистов, прибывших не спеша оценить первозданную природу. Где же еще это делать, как не среди гор – на Большом Утрише.
Смотри, но не плавай
Большой Утриш – сокровенное место для любителей «дикого» отдыха. Путь туда пролегает через покрытые густыми можжевеловыми лесами горы. Расстояние от Анапы до Утриша – всего 15-16 километров, но локации сменяются в мгновение ока.
Любопытный взор заметит, как в конце дороги вниз за шлагбаум уводит разбитая тропинка. Вдоль испещренной трещинами стены – выцветшее граффити с игривыми дельфинами: неподалеку располагается дельфинарий на открытой воде. Дорога превращается в узкий перешеек со скалистым, неприветливым берегом с одной стороны и маленькой бухтой для суден – с другой. Этот пляж не предназначен для любителей плавать: камни на нем острые, большие и невероятно скользкие из-за одноклеточных водорослей.
Перешеек обрывается, так и не соединив большую землю с островом Утриш. Эту функцию выполняет металлический мост. Пролив совсем небольшой – всего 20 метров в ширину.
Проделки Зевса или гнев природы?
Среди местных в ходу две теории о том, как образовался остров. Первая – прозаическая. Она гласит, что остров отделился из-за мощного землетрясения еще тысячи лет назад.
Вторая теория – мифологическая. Когда-то Анапа была греческим полисом Горгиппией, и, по легендам, именно на Утрише к скале приковали Прометея – титана, что добыл для человечества божественный огонь. А потому мечтатели и поклонники греческой мифологии верят, что отделение острова от большой земли – проделки разъяренного Зевса. Кто знает.
Проехать к мысу на автомобиле не составит труда, но заехать на территорию самого острова с недавних пор возможно лишь по разрешению. Остров Утриш совсем небольшой, а обойти по периметру его не получится вовсе, так как со стороны моря – отвесные скалы, о которые с грохотом разбиваются соленые волны. И там, на крутом берегу, одиноко возвышается затерянный среди волн маяк.
Или не одиноко?
Сейчас на острове два объекта – это монументальный памятник-маяк, сооруженный в 1975 году архитектором Борисом Камаевым, и старый маленький маяк, основанный в 1911 году. В наши дни он переделан в часовню Николая Чудотворца, покровителя моряков.
«Фабрициус» и маяк – в чем связь?
Надпись на новом маяке гласит: «Памятник-маяк поставлен в память о героических подвигах моряков Азово-Черноморского пароходства, отдавших свою жизнь за честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945». О каких подвигах речь и что за тайны скрывает это строение?
По данным отдела краеведения Анапского археологического музея, судно «Фабрициус» было построено в Англии в 1903 году и первоначально носило имя «Саида». До начала Второй мировой корабль занимался мирным делом – перевозкой марганцевой руды из Поти в Мариуполь для заводов «Азовсталь» и Донбасса.
Во время войны корабль следовал по маршруту «Новороссийск – Камыш-бурун». Так, в ночь с 1 на 2 марта 1942 года на борту корабля находились солдаты воинской части, боевая техника, продовольствие и обозное снаряжение с лошадьми. На расстоянии 4 миль от мыса Утриш в корабль прилетела торпеда с самолета – он долгое время поджидал судно на фоне темного берега с заглушенными моторами.
Экипажу «Фабрициуса» не повезло – корабль попал на лунную дорожку.
152 дня на мели и в огне
В корпусе судна в районе третьего трюма раздался взрыв, образовались пробоины. Вода хлынула в машинное отделение, в отсеки. Сразу погибли пять членов экипажа, но обнаружили их только через несколько дней. Солдаты с борта полетели в воду. Судно за секунды погрузилось в воду по главную палубу, легло на правый борт с большим креном, но потом все же немного выпрямилось. С «Фабрициуса» начали стрелять из пушек вверх, чтобы дать знать береговым постам, что судно нуждается в помощи.
Из Новороссийска прислали сторожевой катер «малый охотник», но он не смог провести буксировку – лопнули тросы. Мимо проходил теплоход «Василий Чапаев», который вплотную подошел к «Фабрициусу»; по трапам воинская часть была пересажена на теплоход, а само судно было подтянуто к берегу на расстояние 150-200 метров, где оно жестко село на гребень скалы. На канонерскую лодку перегрузили лошадей, сохранившуюся часть провианта. Экипаж остался на «Фабрициусе».
152 дня они вели огонь по торпедоносцам и бомбардировочной авиации. В конце июля 1942 года экипаж был снят с «Фабрициуса». Оставшиеся в живых члены экипажа впоследствии сражались на разных фронтах войны.
И новый маяк освещает путь моряку
В наши дни на территории нового маяка находится целый мемориальный комплекс. Рядом с памятником-маяком установили гранитную плиту, на которой выбиты имена погибших членов экипажа: это кочегары Чистяков Сергей, Рысев Юрий и Миронов Иван, а также политический помощник Ломоносов Феодосий и механик Витман Ганс. Территория не заброшена и за ней ведется постоянный уход – в 2004 году мемориальный маяк реконструировали, а регулярные субботники проводит местная община казаков.
Сейчас маяк, который освещал путь «Фабрициусу», переделан в скромную часовню. В нее можно зайти и поставить свечу в память о героях, что полегли в этих краях. Это место пропитано молчаливой силой и одухотворенной энергией. Иконы Николая Чудотворца благоволят в плавании тем, кто ориентируется по затерянному средь скал мемориалу.
Свет нового маяка хорошо видно по ночам из Анапы, особенно с Высокого берега, – он напоминает гостям и жителям города об еще одной странице истории Краснодарского края.