В каком парке прошла ее юность и как изменилась публика за последние годы — в беседе с Анной Климанц.

«Скучаю по Зеленому театру»

— Нина Вадимовна, я знаю, что вы жили в разных городах, но все-таки остались в Краснодаре. Расскажите свою историю.

— Родилась я в городе Великие Луки, но так как мой папа был военным, мне действительно пришлось пожить в разных городах России и даже Германии. Приехали мы сюда, когда я училась в четвертом классе. Счастлива, что основная часть жизни прошла именно в Краснодаре, потому что город этот я очень люблю.

— И сразу же пошли учиться в музыкальную школу?

— В музыкальную школу я не пошла, так как была, мягко говоря, переростком, а детей туда обычно принимают в 5-6 лет. Когда пришла поступать в музыкально-педагогическое училище, то у всех ребят за плечами была музыкальная школа, а я «выехала» на своих способностях: у меня хороший слух, неплохой голос и три года музыкальных курсов в Доме юного техника. Но я не подвела! Училище окончила с отличием. Но речь же не обо мне, а о нашем чудесном городе?

— Вы и Краснодар — неразделимы! Расскажите о своих местах силы.

— У каждого краснодарца есть такие уголочки в городе, с которыми связаны самые трепетные моменты. Мы с родителями жили в районе парка им. Горького, он тогда так назывался, а сегодня — Городской сад, и это место для меня самое любимое и родное. Там же, недалеко, на Красной, 18, находился музыкально-педагогический факультет, и мы частенько гуляли в парке вместе с однокурсниками и моим будущем мужем, композитором Владимиром Магдалицем. Позже я водила в парк и своих детей. Продолжаю жить в этом же районе, и когда ко мне привозят внуков, мы также ходим туда на прогулку. Лишний раз не отказываю себе в удовольствии пройтись по тенистым аллеям нашего сада.

— Мне тоже дорог этот квартал. Там хорошая энергетика, и после променадов возвращаешься домой вдохновленной.

Для меня это самое настоящее место силы. Но есть еще одно местечко! Неподалеку от озера Карасун стоит дом, где я жила больше 35 лет. По Карасунонабережной, которая сегодня стала прекрасной зоной отдыха, возила свою младшую дочь на коляске, потом и старшего внука… Знаете, что мне больше всего нравится в нашем городе? С одной стороны — новые микрорайоны, глядя на которые ты удивляешься, насколько быстро они развиваются и это не может не радовать, а с другой — тихие улочки старого Краснодара. Они сохранились именно такими, какими мы их помним. Это сочетание современности и старины. Изумительно!

— Часто старожилы критикуют «новый» Краснодар». Смотрю, что вы не из их числа.

— Недавно ездили всей семьей с концертом на родину Владимира Магдалица в поселок Ахтырский, и должна вам сказать, что новый мост смотрится очень стильно. Да, есть пробки, в Краснодар приезжает много людей, но нужно ко всему относиться с пониманием. Проблемы решаются, не так быстро, как нам хотелось бы, но они решаются.

— А что город утратил и этого не хватает сегодня?

— Если вернуться к моему любимому Городскому саду, то в годы нашей юности там находился Зеленый театр. Его нет сейчас. Стояли скамейки для слушателей, и их было много. Была сцена, где спокойно располагался симфонический оркестр. А так как у нас в городе не было своего оркестра, то мы ждали приезда на гастроли оркестры из других городов, и для нас это была огромное счастье. Сегодня в парках тоже проводятся симфонические концерты, в том числе в Городском саду, но сцена там маловата, и мы располагаем оркестр в районе ротонды, публике практически негде сидеть. Мне жалко летнюю концертную площадку сада. Помню, что вход туда был по билетам, и на хороший концерт еще надо было постараться попасть.

— Какой театр вы скорее выберете?

— Конечно, Музыкальный. Люблю и балет, и оперу, и оперетту. С радостью хожу и в драму: в ближайшее время собираюсь с внучкой на «Слугу двух господ». Люблю наш Молодежный театр, где посмотрела почти весь репертуар. Я человек всеядный, и если хорошо сделано, то это замечательно.

«Дух авантюризма присутствует в нашей семье»

— Представим, что Краснодар — это мужчина (сегодня так часто делают на различных выставках), сколько ему лет и как он выглядит?

— Он не высоченный, брутальный и спортивный с футбольный мячом под ногой  (не только футболом отличается наш город от других, я считаю). Это мужчина лет за сорок, основательный, твердо стоящий на земле двумя ногами — не сдвинешь! И, конечно, он очень добрый.

— Если бы у города был символический герб, что там непременно должно быть?

— Помимо футбольного мяча (шучу), я обязательно разместила бы там купола наших церквей, концертные залы, здание филармонии им. Пономаренко или театр драмы им. Горького. Напомню, что Краснодар — это культурная столица юга России, и того, что проходит у нас, в других городах просто нет. А уровень какой? Если это джаз, то Гаранян. Если балет, то Григорович. Знаки культурных ценностей должны быть на этом гербе непременно.

— Вы футбол упомянули. Бывали на матчах?

— На матче я была, но не могу сказать, что получила большое удовольствие. Скорее, мне нравятся другие виды спорта. В детстве занималась спортивной гимнастикой, и мне всегда она была по душе. Еще в моей жизни была стрельба и парашютный спорт.

— Вот это неожиданно!

На уроках физкультуры в училище у нас была военно-патриотическая подготовка, и мы стреляли из винтовок из разных положений. Почему-то я показывала очень хорошие результаты и меня даже на соревнования куда-то выдвигали. Есть фотография, где я стою с винтовкой, с медалью на груди. Смешно, конечно. А гимнастикой занималась серьезно, у меня есть разряды. С парашютом все вышло случайно, «на слабо» с подругой. Увидели объявление и решили записаться. Парашюты складывал каждый сам, и в случае, если что не так, пенять не на кого. Теперь представьте картину: девочка, студентка второго курса музыкально-педагогического училища, в пять утра встает, одевается в спортивный костюм и куда-то собирается…  На вопрос родителей,  ты куда, отвечает: «Надо». А добираться до Энема! Автобусы еще не ходят. Мы ловили какие-то попутные машины, и это было не страшно в то время. Вообще, советское время вспоминаю с большим теплом, потому что доброты было очень много в людях.

— Рискованный вы человек.

— Я сказала бы, что дух авантюризма присутствует в нашей семье. Если бы не он, многого бы не случилось в моей жизни. Вот так взять и написать первую книгу, затем вторую, третью…  Сейчас мы затеяли семейный концерт, ведь 2024 год объявлен Годом семьи, и ситуация с ним у нас непростая! Младший внук будет играть на скрипке, а так как в семье все имеют музыкальное образование, дочери — профессиональные пианистки, мы спросили у него: «Ванечка, с кем ты хочешь играть?» — «С бабушкой!» А бабушка клавишей лет 30 не щупала точно. Начинаю заниматься, а у меня уже нет той гибкости в кисти, твердости в пальцах, но мне так страшно его подвести. Преодолела себя. Вижу, что начинает получаться, и меня уже не оторвать.

«Не позволяю даже малейшую неточность»

— Вы 30 лет вы работаете в МКЗ, с первого дня его существования. Публика за эти годы изменилась?

— Зритель, к моей большой радости, растет, я имею в виду не только количество, как вы понимаете. Люди стали разбираться в музыке.

— Считаю, что это в том числе ваша заслуга.

— Об этом судить не мне. Я знаю, что многие приходят в зал, чтобы сначала услышать слово. После этого они по-другому воспринимают и музыку. Им это нравится. Я это чувствую.

— Как формируется репертуар?

— Составляет программу, как правило, главный дирижер. Если советуется со мной, могу высказать свое мнение. Программы должны быть разнообразными, ведь у каждого зрителя свои вкусы и музыкальные пристрастия.

— Читала о вас очерк. Меня привлекла фраза, что вы не только душа, но и совесть МКЗ. Почему?

Не знаю, почему так написали! Возможно, потому, что честна по отношению к людям, с которыми работаю, и по отношению к композиторам, о которых рассказываю. Не позволяю себе даже малейшую неточность и проверяю всю информацию досконально. Лучше не скажу ничего, если не уверена. Очень много читаю. У меня дома серьезная музыковедческая библиотека.  Мы начали собирать ее вместе с мужем еще  в училище. Хотела какую-то книгу купить, он говорил: «Не бери, она у меня есть». Знал, что наши библиотеки будут сливаться.

— Какие традиции неизменны в МКЗ?

— Их много. Приведу в пример наш органный фестиваль, который проходит на протяжении 30 лет. Раньше он был международным, а сейчас, в силу определенных обстоятельств, исполнители из разных стран к нам не могут приехать, и фестиваль носит всероссийский статус. В этом году для наших дорогих гостей мы также подготовили оригинальные программы.

— Вас на улицах узнают?

— Случается такое. Мне приятно, конечно, что люди, которые приходят в этот зал, что-то новое и полезное для себя узнают. Когда они говорят, что им нравится, как я веду концертные программы, и благодарят — радуюсь, что тут скрывать. Но надо заданную планочку держать и не потерять этого высокого доверия.

— Музыка каких композиторов прозвучит в праздничные выходные?

— В первый день будет играть Кубанский симфонический оркестр с приглашенным дирижером. Его зовут Денис Брундуков, и к нам он приезжает впервые. Вы услышите русскую музыку самого высочайшего качества: увертюру Римского-Корсакова к опере «Царская невеста», сюиту из балета «Раймонда» Глазунова, симфонию №1 Чайковского «Зимние грезы». Как музыковед скажу, что программа интересная, и для человека, который разбирается в музыке, это бальзам на сердце. Второй день мы решили посвятить основоположнику русской классической музыки Михаилу Глинке. В рамках цикла «Музыкальные встречи у рояля с Екатериной Рыбальской» прозвучат известные произведения композитора, а Вариации на тему Беллини будут исполняться в Краснодаре впервые.

— Думаю, что у нашего издания и у МКЗ аудитория приблизительно одна. Что вы пожелаете жителям нашего города?

— В нашей жизни много светлого и прекрасного.  Это искусство, хорошие книги…  Но есть и много всего негативного — все мы знаем, в какое время живем. Но как бы там ни было, нам надо пройти через все эти трудности. И когда обращаешь внимание на что-то хорошее, то сложности сегодняшнего дня переживать становиться легче. Идеальный мир уже был создан в звуках, и там есть гармония. Если ее не хватает в жизни, приходите к нам, и пускай на два часа, но вы ее почувствуете.