После открытия нового Яблоновского моста транспортная обстановка в кубанской столице значительно улучшится. Но путь к этому событию был довольно тернист.
Взорвали, чтобы немец не прошел
У мостов через реку Кубань на южном выезде из Краснодара богатая история. В 1887 году для массовой переправы был построен железнодорожный мост, который был ключевым участком железнодорожной ветки к Чёрному морю.
В 1926 году соорудили пешеходный деревянный мост через реку Кубань. Он был взорван в годы Великой Отечественной войны советскими солдатами, чтобы замедлить продвижение немцев к морю.
Но после окончания войны вместо разрушенного моста стали строить автодорожный, его открыли в 1952 году. А уже через шесть лет хутор Яблоновский стал поселком городского типа и был присоединен к Адыгейской автономной области — и вот тогда значение моста возросло кратно. Нагрузка на мост постоянно росла, постепенно он изнашивался.
Не выдержал транспортной нагрузки
В связи с этим в конце 1980-х годов появилась идея создать дублер моста. Но начался распад СССР, о проекте подзабыли.
В начале 2000-х годов по мосту за сутки уже проезжало 20 тысяч автомобилей. Построенный в послевоенный годы и рассчитанный на меньший транспортный поток, объект не выдерживал такой нагрузки. И даже проводимые ремонты моста не спасали ситуацию: его дальнейшая эксплуатация становилась опасной.
В 2019 году по Яблоновскому мосту приостановили движение грузового транспорта и автобусов, оставив его только для легковушек. И в этом же году команде губернатора Кубани Вениамину Кондратьеву удалось довести лоббирование проекта на федеральном уровне до логического конца: Яблоновский мост включили в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Был спроектирован новый 4-х полосный автомобильный мост, возведение которого было начато в 20 метрах от старого в конце 2019 года. Завершить планировали в 2024 году, но сроки благодаря федеральной поддержке удалось существенно сократить.
Пропускная способность вдвое выше
Сегодня открыли движение по новому Яблоновскому мосту. Его протяженность – один километр. Но пока в работу включили две из четырех полос: по одной в каждую сторону. Схема временная, уже к концу года будут задействованы для движения все четыре полосы.
Пропускная способность путепровода вдвое выше, чем у старого, — более 50 тысяч автомобилей в сутки. Здесь предусмотрена пешеходная зона, велосипедная дорожка, смонтировано освещение.
Что касается старого Яблоновского моста, возможно, когда-то его капитально отремонтируют. После этого, как утверждают специалисты, он может прослужить еще 50 лет. Кстати, общественники Краснодара предлагают сделать старый двухполосный мост полностью велопешеходным. Воплотится ли их инициатива в реальный проект – покажет время.