Краснодарские известия

Отец крупнокалиберной победы: жизненный путь кубанского конструктора Грабина

О выдающемся советском конструкторе артиллерийского вооружения, лауреате четырех Сталинских премий первой степени, Герое Социалистического Труда, генерал-полковнике технических войск рассказывает наш автор заместитель атамана Екатеринодарского отдела кандидат исторических наук Александр Бурмагин.

Три класса школы

Говоря о его вкладе в Великую Победу, достаточно сказать, что именно «грабинской» пушкой был вооружен легендарный танк Т-34. А его 76-мм противотанковая пушка ЗИС-3 была признана лучшей в мире. В годы Великой Отечественной войны эта пушка, стоявшая на вооружении всех стрелковых дивизий, стала самой массовой, в советской армии было более 48 тысяч таких орудий. Из 140 тысяч полевых орудий, которыми воевали наши войска во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, которым в качестве главного конструктора руководил генерал Грабин. Его пушки в годы войны уничтожили подавляющее большинство немецких танков, включая хваленые «Тигры» и «Пантеры».

Судьба прославленного конструктора напрямую связана с историей нашего города. В 1908-1921 годах он проживал в Екатеринодаре-Краснодаре. Именно здесь молодой кубанский паренек начал свою трудовую деятельность, приведшую впоследствии к его мировому признанию.

Василий Грабин родился на заре нового ХХ века в станице  Старонижестеблиевской Таманского отдела Кубанской области в семье бывшего старшего фейерверкера (старшего унтер-офицера). Бывший артиллерист Гавриил Грабин работал мастеровым на станичной мельнице. По свидетельству писателя П. Ткаченко, его могила до сих пор находится на станичном кладбище. Семья Грабиных была многодетной — 10 детей, к труду всех приучали с ранних лет. 

С 1908 года маленький Василий жил в столице Кубани.

Тогда мне было восемь лет. Отец договорился с одной женщиной в Екатеринодаре и поселил меня у нее на квартире вместе с двумя старшими братьями: все трое мы ходили в школу. Я — первый год. Наши родители жили от Екатеринодара в 30 верстах, — вспоминал он.

По его словам, кирпичная Екатерининская школа, в которой он учился, находилась на улице Карасунский Канал (ныне Суворова). На карте Екатеринодара того времени на этой улице школа не обозначена. Можно предположить, что она находилась в кирпичных помещениях Кубанского исправительного приюта, построенного Екатеринодарским благотворительным обществом в 1908 году на углу улиц Карасунский Канал и Дмитриевская Дамба (ныне торгово-экономический колледж).

Школы были разные: для казаков — пять лет обучения, для иногородних — три года обучения, — вспоминал Василий Грабин.

После окончания третьего класса Василий, которому исполнилось 11 лет, был вынужден пойти на работу:

«Через давнего своего приятеля Сундугеева отец устроил меня в Екатеринодаре в котельные мастерские. Сундугеев и учил меня ремеслу. Он был работником высокого класса, самое ответственное дело поручалось ему. Мы изготовляли котлы, резервуары, баки, фермы, всевозможные решетки. Работа была тяжелая, первое время у меня от нее все мышцы дрожали…».

С началом Первой мировой войны хозяина призвали на фронт и мастерская закрылась. Василий  вернулся в станицу к отцу, где они вместе работали  на мельнице. Однако после ссоры с хозяином Грабин-младший был вынужден уйти. В станице работы не было, и 14-летний Василий вернулся в Екатеринодар, где с большим трудом устроился сортировщиком, затем почтальоном на екатеринодарскую почту (ныне Краснодарский главпочтамт).

«Долго стоял я возле пушек. В ушах звенело от грохота выстрелов»

После установления в столице Кубани советской власти в июле 1920 года 20-летний Василий Грабин поступил добровольцем на учебу на Первые краснодарские артиллерийские курсы, расположенные в здании бывшего Кубанского Мариинского женского института (ныне училище имени генерала армии Штеменко, ул. Красина, 4).

Василий Грабин. Фото: архив

В.Г. Грабин вспоминал:

«В марте 1920 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар) я, совсем еще молодой, возвращаясь с работы, увидел на Соборной площади толпу зевак, а у стен собора — четыре небольшие пушки, которые вели огонь по отступившим за реку Кубань белогвардейцам. Это и были трехдюймовки — 76-миллиметровые пушки образца 1902 года. Артиллерийскую стрельбу так близко я видел впервые. Долго стоял я возле пушек. В ушах звенело от грохота выстрелов. То и дело поглядывал на колокольню, где находился командир батареи. Очень хотелось забраться туда, посмотреть, куда стреляют и как поражают цель, но просить об этом я не решился.

Случай этот, как и рассказы отца, сыграл немалую роль в том, что я решил связать свою жизнь с артиллерией — поступил в артиллерийское училище, окончил его, прослужил несколько лет строевым офицером».

В августе 1920 г. в составе сводного батальона курсант Грабин принимал участие в боях с врангелевским десантом генерал-лейтенанта Улагая.

После окончания курсов в 1921 году смышленого и технически грамотного артиллериста направили для продолжения учебы в военную школу тяжелой и береговой артиллерии в Петроград, которую он окончил в 1923 году.

В 1923-1924 годах служил в строевых частях командиром артиллерийского взвода и начальником связи артдивизиона. С 1924 года командовал курсом второй Ленинградской артиллерийской школы. В 1925 году поступил в Военно-техническую академию РККА имени Дзержинского в Петрограде.

Начало карьеры конструктора-оружейника

В 1930 году, после окончания академии с отличием, перспективный артиллерийский командир Василий Грабин был направлен на службу в конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» на должность инженера-конструктора. Здесь началась его карьера конструктора-оружейника.

В 1931 году начальство, оценив талант молодого  оружейника,  направило его на работу в Москву конструктором в КБ №2 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения Наркомата тяжелой промышленности СССР.  Уже в следующем 1932 году В.Г. Грабин был назначен первым заместителем начальника ГКБ-38. Это было единственное конструкторское бюро в СССР, которое занималось разработкой и доработкой различных типов ствольных артиллерийских систем.

Однако вскоре КБ было закрыто по инициативе сторонника идеи безоткатной артиллерии, тогдашнего начальника вооружения РККА М. Тухачевского. Благодаря ошибочному (или осознанному) решению будущего маршала перспективные разработки талантливого конструктора Грабина легли под сукно. Это случилось в год, когда в Германии к власти пришел Гитлер. Времени на перевооружение Красной армии новейшими образцами вооружения оставалось критически мало. В итоге признанная впоследствии лучшей в мире противотанковая дивизионная 76-мм пушка ЗИС-3 была принята на вооружение уже после начала Великой Отечественной войны — в 1942 году.

Разработка этого орудия началась еще в мае 1941 года по личной инициативе Грабина. Возглавлявший в то время Главное артиллерийское управление Красной армии лучший друг красного наркома Ворошилова бывший начальник артиллерии 1-й Конной бездарный маршал Г.И. Кулик  не давал разрешения на разработку нового орудия для стрелковых дивизий. Василий Грабин начал работы на свой страх и риск и, как показало время, оказался прав.

Первое орудие и первый орден Ленина

С конца 1933 года Грабин работал на вновь созданном Горьковском артиллерийском заводе № 92. Там он сумел добиться создания конструкторского бюро ствольной артиллерии и был назначен его начальником. Однако чего ему это стоило? Как мы уже говорили, Тухачевский и многие высшие артиллерийские командиры были против разработок в области ствольной артиллерии, считая ее устаревшей. Вместо конструкторской работы Грабину приходилось поначалу решать общие вопросы организации производства нового завода, то есть быть не конструктором, а обычным инженером.

Однако он продолжал отстаивать свои новаторские взгляды на развитие артиллерийской промышленности. Под свою ответственность, невзирая на противодействие директора завода, он продолжал работу над новыми проектами образцов артиллерийского вооружения. Вскоре его поддержал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, а через него и сам Иосиф Сталин. Только так было получено разрешение на создание КБ. Мешавший работе Грабина директор был уволен, на его место поставлен другой, понимавший новое перспективное направление развития завода руководитель.

Работа бюро под  руководством талантливого конструктора достигла впечатляющих результатов. Первым орудием, созданным на 92-м заводе, стала 76-мм пушка Ф-22 образца 1936 года. Главного конструктора Грабина наградили орденом Ленина.

В 1939 году ее доработали и заменили на Ф-22УСВ. Одновременно завод не останавливал производство танковых и противотанковых пушек различных типов. В КБ были созданы десятки образцов артиллерийских орудий, которые не уступали и даже превосходили зарубежные аналоги. Советские артиллерийские системы, созданные Грабиным, превосходили немецкие на протяжении всей войны. Кроме того, им была разработана система скоростного проектирования и внедрения в производство опытных образцов, что позволило обеспечивать армию необходимым вооружением в кратчайшие сроки. Время разработки проектов сократилось с 30 до 3 месяцев. В три раза была сокращена стоимость производства орудий. В организации проектно-конструкторских работ Грабин опередил мировой уровень на десятилетия.

1 августа 1940 года руководителю конструкторского бюро В.Г.Грабину «За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Просьба главнокомандующего

Самым известным творением выдающегося конструктора и его команды была 76-мм дивизионная пушка ЗиС-3 образца 1942 года. Как уже говорилось, на начальном этапе ее противником выступил маршал Кулик.

Кулик наотрез отказался санкционировать новое производство. Он приказал: «Возвращайтесь на завод и давайте больше тех пушек, которые уже есть в производстве», — вспоминал впоследствии Грабин.

С началом войны артиллерия Красной армии понесла сокрушительные потери. Фронту ежедневно требовались новые орудия. В этих условиях выделять время и производственные мощности для создания новых образцов вооружения считалось нецелесообразным. В этих условиях Василий Грабин вновь берет всю ответственность на себя. Втайне от руководства, под видом серийных он производит несколько опытных образцов ЗИС-3. Примечательно, что первый образец этого орудия был изготовлен 22 июня 1941 года. В течение месяца производились заводские испытания, которые дали впечатляющие результаты. К августу были готовы несколько новых орудий, которые вместе с обычными представили армейским приемщикам.

Фото: архив

Высокому начальству доложили о строптивом и своевольном конструкторе. Тучи над Грабиным начали сгущаться. И вдруг в самый напряженный момент в кабинете руководителя КБ Грабина в Горьком раздается телефонный звонок. Звонил Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин.

В.Г. Грабин вспоминал:

«10 августа 1941 года меня срочно вызвали в заводоуправление к телефону… В трубке послышался спокойный голос Сталина:

— Вам хорошо известно, что положение на фронтах очень тяжелое. Фашисты рвутся к Москве… Очень прошу вас, сделайте все необходимое и дайте поскорее как можно больше пушек. Если для этого потребуется пойти на снижение качества, идите и на это.

Услышанное меня ошеломило, я ответил не сразу:

— Товарищ Сталин, вашу просьбу, ваше задание я передам коллективу завода. Могу вас твердо заверить, что завод в ближайшее время обязательно резко увеличит выпуск пушек.

Сталин поблагодарил и добавил:

— При переходе на увеличенную программу так организуйте работу, чтобы выпуск пушек непрерывно возрастал. Учтите, нам дорога каждая пушка».

Грабин сдержал слово. Опытные образцы ЗИС-3 уже прошли испытания, в том числе во фронтовых условиях, и вскоре новые орудия пошли в войска. Причем стоимость  их производства была в три раза дешевле, чем их довоенный серийный образец.

В январе 1942 года, впервые увидев ЗИС-3, Сталин сказал: «Эта пушка — шедевр в проектировании артиллерийских систем». Василий Грабин в 1941 году стал лауреатом своей первой Сталинской премии.

Около тысячи орудий ЗИС-3 были отправлены на фронт еще в 1941 году, а в феврале 1942 года они были приняты на вооружение официально и стали самыми массовыми артиллерийскими орудиями советской армии.

Фото: архив

Командующий артиллерией РККА маршал артиллерии Воронов отмечал:

«Легкая 76-миллиметровая пушка, производившаяся на этом заводе, была любимицей наших артиллеристов и грозой для гитлеровских танков. От огня этой пушки враг нес большие потери, и пленные немецкие офицеры и солдаты говорили, что гитлеровцы боятся ее как огня».

Советские бойцы дали орудию ласковое прозвище «Зося». Пушка действительно отличалась простотой и надежностью. Немцы называли ее  «Ratsch-Bumm» (Трещетка-Бумм) за то, что сначала раздавался звук пролетевшего мимо снаряда и только потом характерный звук выстрела самого артиллерийского орудия.

Кампания против Грабина

В августе 1942 года по постановлению Правительства и Государственного комитета обороны СССР В.Г. Грабин приступил к организации Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ) в Калининграде (ныне Королев) Московской области. Центральное бюро вскоре приступило к работе по конструированию новых артиллерийских систем.

 «За образцовое выполнение заданий командования по обеспечению действующей Красной армии артиллерийским вооружением и успешное выполнение заданий ГКО по созданию новых образцов вооружения» Указами Президиума Верховного Совета СССР В.Г. Грабин был награжден высшим полководческим орденом Суворова 1-й и 2-й ст. В 1945 году ему было присвоено воинское звание генерал-полковник технических войск.

Фото: РИА Новости

После окончания войны в 1946 году ЦАКБ переименовали в Центральный НИИ артиллерийского вооружения. Генерал-полковник Грабин стал его начальником и главным конструктором.  К концу 40-х годов в серию пошла новая зенитная пушка С-60, а основные силы НИИ Грабин направил на создание крупнокалиберных систем. В серии, кроме того, активно прорабатывалась концепция «дуплексов» и «триплексов» — размещение на унифицированном лафете двух или трех типов орудий.

К 1949 году было создано новое 130-мм орудие С-130 для тяжелого танка ИС-7. Впоследствии НИИ артвооружения был преобразован в ЦНИИ-58 Государственного комитета по оборонной технике при Совете министров СССР. В.Г. Грабин был назначен его главным конструктором и директором.

Во времена «миротворца» Хрущева, который активно проводил сокращение советской армии (свыше 1 млн человек), ЦНИИ передали из оборонного ведомства в ведение Министерства среднего машиностроения. Вместо разработки вооружения институту стали выдавать несвойственные его профилю государственные заказы. Например, создание ядерного реактора. Для этого артиллеристам прислали в поддержку группу ученых-физиков. В 1958 году в Обнинске состоялся успешный запуск реактора.

В июле 1959 года хрущевский Кабинет министров СССР принял решение влить ЦНИИ-58 в состав ОКБ-1 академика С.П. Королева, занимающегося проблемами космоса. Попытки В.Г. Грабина противостоять разрушению артиллерийского центра к успеху не привели.

По свидетельству биографа Грабина А. Широкорада устранению прославленного конструктора во многом способствовал его волевой и жесткий характер правдолюбца. За правду он стоял до конца, невзирая на чины и звания. Не все могли это терпеть и простить.

Амбициозные планы Грабина вызывали недовольство и просто зависть у многих специалистов, работавших как в других КБ, так и в ЦАКБ. Устинов (в то время заместитель председателя Кабинета министров СССР) пользовался этими настроениями и всячески пытался поссорить Грабина с другими конструкторами. И это у него получалось, особенно после смерти Сталина. Именно Устинов добился ликвидации ЦНИИ-58 и других артиллерийских КБ якобы в пользу создания ракетно-ядерного щита СССР, — писал Широкорад в своей статье «Закат империи Грабина».

Преподавал в Бауманке

В результате устранения выдающегося конструктора отечественная артиллерия начала серьезно отставать от артиллерии стран НАТО. Эта роковая ошибка вскоре дала себя знать на практике. Уже в 1967 году израильская армия, занявшая Голанские высоты, безнаказанно обстреливала сирийские части на расстоянии до 32 км. Вооруженные старыми советскими артиллерийскими системами сирийцы ничем не могли ответить на эти обстрелы.

После этого по указанию ЦК КПСС в СССР началось восстановление производства 180-мм пушек С-23 и вновь начали развивать ствольную артиллерию. В.Г. Грабин вновь оказался прав, однако время было упущено. 

Открытое увольнение прославленного конструктора лауреата 4-х Сталинских премий Героя Социалистического Труда в отставку могло получить негативную реакцию общественности, поэтому некоторое время В.Г. Грабин числился консультантом в Министерстве обороны СССР.

С 1960 г. Василий Гаврилович перешел на преподавательскую работу и стал заведующим кафедрой МВТУ им. Н.Э. Баумана (сейчас МГТУ).

В 1972 году журнал «Октябрь» начал публикацию мемуаров прославленного конструктора под названием «Оружие Победы». К изданию была подготовлена его полноценная книга. Однако правдолюбец Грабин отказался полностью убрать или хотя бы смягчить в своих воспоминаниях данные им характеристики окружавших его лиц, которые в 1970-х занимали высокие посты в партийной и военной иерархии. Поэтому уже готовый к печати набор книги «внезапно испортился». Книга его воспоминаний вышла только после смерти автора, в период так называемой перестройки в 1989 году. 

Прославленный конструктор умер 18 апреля 1980 года в Калининграде (Королеве). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й ст., орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Именем Грабина названы улицы в Королеве, почетным гражданином которого он был, и в городе Краснодаре. 

Фото: архив «КИ»

7 мая 2022 года прославленному конструктору в Краснодаре в парке 30-летия Победы установили памятник. На здании краснодарского почтамта, где он работал в 1914-1920 годах, установлена мемориальная доска.

Послесловие

В  Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге установлена 76-мм дивизионная пушка конструкторского бюро Василия Грабина ЗИС-3 образца 1942 года за № 4785. Расчет этого орудия начал боевые действия в июле 1943 года на Курской дуге и закончил свой боевой путь в мае 1945 года в Берлине.

Согласно историческому формуляру этого орудия, пушка прошла с боями 6204 км, произвела по врагу 3969 выстрелов, уничтожила: танков — 33, самоходных орудий — 21, автомашин — 74, самолетов на аэродроме — 5, орудий — 14, минометов — 17, пулеметов — 17, солдат противника — 752.

Таких грабинских пушек за годы войны было выпущено 48 016 штук — больше, чем любой иной пушки за всю историю человечества. Именно поэтому память о ее создателе, нашем земляке, прославленном конструкторе Василии Грабине, никогда не исчезнет в веках, несмотря ни на какие попытки его врагов.

Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.

Exit mobile version