Краснодарские известия

В России с 1 сентября старшеклассники начнут заниматься по новому учебнику истории


Фото: https://vk.com/vr_medinskiy

Мединский — уважаемый историк

Тогда, на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению, было принято решение о его разработке. Об этом напомнил один из авторов, помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества доктор исторических наук, профессор Владимир Мединский на презентации единого государственного учебника по истории для старшеклассников, которая состоялась в августе в Москве. Тогда журналисты своими глазами увидели «Историю России» и «Всеобщую историю» для 10-х и 11-х классов в двух томах.

Его уже окрестили «учебником Мединского», но справедливости ради стоит отметить, что вместе с председателем РВИО над содержанием работали ведущие историки страны: ректор МГИМО Анатолий Торкунов, академик и председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян.

— Я еще не видел новые учебники, но очень хочу с ним познакомиться. И если события в нем описаны правдиво и объективно — это достойно похвалы. Знаю, что среди соавторов Владимир Мединский, поэтому верю, что учебник достойный. Мединский, как автор, привлек меня своей книгой «Война. Мифы СССР. 1939-1945», в которой он расставил все точки над «i», дал отповедь тем, кто в 90-е годы очернял Великую Отечественную войну, ее героев. Например, Александра Матросова, Зою Космодемьянскую и многих других, на подвигах которых выросло не одно поколение детей. Когда я ее прочитал, рекомендовал многим своим знакомым, депутатам, руководству края и города, студентам. И все отмечали, насколько это мощное издание,
— прокомментировал «Краснодарским известиям» Владимир Громов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КубГУ, заслуженный деятель науки Кубани, член Общественной палаты Краснодара.

Он отметил, что его радует уже то, что впервые после 1991 года права на написание и издание учебника истории принадлежат государству в лице Минпросвещения, а не издательствам, как это было ранее.

— Я всегда говорил, что наличие нескольких учебников — это каша в голове подрастающего поколения. Не может быть множества авторов и разной трактовки. История — это такая вещь, которую нельзя переписывать «под себя». Это нить времени, нить правды, какой бы она хорошей или плохой ни казалась. Поэтому создание единого учебника я рассматриваю как маленький шаг к нашему суверенитету в области образования,
— добавляет Громов.

«Не читал, но осуждаю»

Новый учебник истории пока еще мало кто видел. Однако это не мешает высказывать разные мнения, и не всегда позитивные. Но если Владимир Прокопьевич говорит как есть, при этом не ругает преждевременно, хотя все знают — Громов может и резкое слово сказать, — то есть и такие, кто заочно хает новое издание. Это крайне удивило Юрия Никифорова, члена Научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории.

«Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения ЕДИНОГО государственного учебника. Что касается претензий по существу, то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные — идеологические — претензии. Прежде всего, сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника демагогически интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю»; «отныне мыслить нужно только по канону» (А. Колесников, New Times )», — отмечает в своей статье Юрий Никифоров.

Продолжая тему «единомыслия», соавтор отмечает, что так называемыми критиками «полностью игнорируется наличие в учебнике методического аппарата (вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации). А именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления».

За разъяснениями мы решили обратиться к тем, кто уже хорошо знаком с новой «книжкой» — школьным учителям.

Легче и детям, и педагогам

Сначала педагоги увидели ее в электронном виде, скачали, почитали, а на прошлой неделе новые учебники доставили в школы. Своими впечатлениями с «Краснодарскими известиями» поделилась Инна Тихонова, педагог краснодарской школы №35, победитель конкурса «Учитель года». Первое, что отметила Инна Алексеевна, выпуск обновленного издания — это долгожданное событие. Но главное, что это — единый учебник, который должен значительно облегчить работу историков.

— Во-первых, это подготовка к Единому государственному экзамену, который требует показать финальные знания, умения и навыки. Было очень сложно выводить детей на итоговую аттестацию, когда в разных учебниках содержится разная информация. И по содержанию, и по объему. Дети находились в неравном положении, так как учились по разным «линейкам». Теперь эта проблема должна решиться.

Во-вторых, мы недостаточно использовали воспитательный потенциал учебника. Все-таки история — это наука, на которой мы должны воспитывать подрастающее поколение. Учитель истории — это проводник государственных идей, поэтому не должно быть разных трактовок в оценке событий. Уверена, что этот вопрос тоже будет решен.

В-третьих, важно, чтобы учебник истории содержал актуальную информацию. Историческая наука не стоит на месте, особенно современная, когда рассекречиваются разные документы, становятся известны новые факты. Поэтому они обязательно должны быть включены в школьную литературу.

— А еще у учителей возникали трудности из-за отсутствия в учебнике нужных сведений. Учителя выходили из положения, занимаясь поисковой работой, но ведь и дети тоже пытались найти недостающую информацию. Источников сегодня — огромное количество, только вопрос: каких?

Инна Алексеевна вспоминает ситуацию, когда одна из учениц подготовила презентацию о воссоединении Крыма с Россией, написав, что наша страна аннексировала полуостров. Когда стали разбираться, как это произошло, оказалось, что сведения девочка взяла из справочного источника, материалы которого внесены в реестр запрещенной в России информации. Это говорит о том, что ребенок далеко не всегда может дифференцировать данные и критически осмыслить то, что он читает.

В одном временном отрезке

Один из важных моментов, который отмечают педагоги, это то, что курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» четко синхронизированы.

— Для нас это было большой проблемой. Получается, что по «Всеобщей истории» мы с ребятами проходим один период, а по «Истории России» — другой. Осложняло восприятие и то, что авторские коллективы учебников разные, подходы к подаче материала — тоже. Даже сам объем параграфов и тот разный. Теперь издания полностью адаптированы друг под друга,
— говорит учитель истории краснодарской гимназии №23 Татьяна Беляева.

Отмечает Татьяна Ивановна и так называемую «красочность» изданий.

— Сейчас мы имеем дело с поколением визуалов, которые воспринимают информацию зрительно. В учебниках много карт, разноплановых иллюстраций. Если раньше это были только фотографии или картины, то сейчас к ним добавились плакаты, карикатуры. Есть много документов.

Кстати, про документы. Именно они помогают ученику вместе с учителем дать оценку тому или иному событию. В этом абсолютно уверена Инна Тихонова.

— Благодаря новым изданиям уже никто не скажет, что мы занимаемся пропагандой, у нас есть контраргумент – документы, которыми просто изобилуют учебники. Понятно, что издания не могут вместить весь объем исторического материала, но и здесь авторы нашли выход. Учебник создавался с учетом современных технологий, а это, в первую очередь QR-коды, которые ведут на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги, ознакомившись с которыми и ученик, и учитель смогут получить исчерпывающую информацию.

Ну и еще один важный момент: обновленные издания наконец-то ушли от европоцентризма.

— Если взять наши учебники, особенно по всеобщей истории за 7, 8, 9 классы, то увидим, что процентов 70 — это изучение, в основном событий европейской истории. Только одной Французской революции посвящено 20 листов. Причем очень детально, мы так свои революции 1905 и 1917 годов не изучаем. Теперь значительный объем посвящен событиям в Азии, Африке, Южной Америке. То есть дети должны знать, что мир не замыкается на событиях в Европе и Северной Америке,
— отмечает Инна Алексеевна.

Ключевое событие

Ну и самый долгожданный момент — в «Истории России» для 10-11-х классов повышенное внимание уделили Великой Отечественной войне, ведь именно на ней, по мнению педагогов, в принципе должно происходить воспитание детей.

— Это ключевое событие, на котором мы должны строить собственное национальное единство. Да, в прошлом году перечень вопросов на ЕГЭ по Великой Отечественной войне расширился, но единого источника информации, где можно было взять ответы, у нас не было. Сейчас все по-другому. Объем тем значительно увеличен. Кроме того, мы будем вновь говорить о героях военных лет,
— продолжает Инна Тихонова.

И, конечно, в новых учебниках отражена новейшая история, события сегодняшних дней, что тоже очень важно. Об этом говорят даже их обложки. Например, на учебнике для 11 класса — Крымский мост. Почему именно этот объект, ответил сам Владимир Мединский:

— Тут очевидная история. Мост — символ новейшей истории страны. Символ строительства, мирного созидания. То, что мы делали в Крыму все эти годы, начиная с 2014-го. И то, что стараемся сейчас делать на новых территориях. Крымский мост соединяет русские земли, это символ нашего общего будущего.
Exit mobile version