«Китайцы» подкачали
Поездки на такси за год могут подорожать почти на треть, прогнозирует заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. В беседе с «Краснодарскими известиями» он отметил, что автомобили, которые используют таксопарки, в основном китайские и не отличаются надежностью. Обычно компании берут машины в лизинг с расчетом, что они отработают хотя бы три года без серьезных вложений. При этом уже сейчас, по словам Попкова, таксисты жалуются на проблемы с моторами — в среднем их ресурса хватает на 150 тыс. км.
— Некоторые предприятия уже столкнулись с техническими проблемами, так и не докатав машины до конца срока лизинга. Кроме того, автомобили из КНР подорожали, выросла и стоимость запчастей для них. Добавим к этому ежегодную инфляцию, и, по моим прогнозам, стоимость поездки в такси к концу года может вырасти на 30%,
— пояснил Андрей Попков.
Вместе со стоимостью проезда растет и доля китайских машин в таксопарках страны: в ближайшее время она может достигнуть 75%, заявила председатель Общественного совета по развитию такси в России Ирина Зарипова. Это случится, если Госдума одобрит ранее принятый в первом чтении закон о локализации и все производство авто для таксопарков окажется в руках четырех крупных игроков, таких как Haval, Evolute, «Москвич» и АвтоВАЗ.
По данным «Авито Авто», с января 2023-го по январь 2024 года спрос на китайские машины вырос на 141%, а их доля на рынке достигла 41%. При этом за год средняя цена новой иномарки из КНР увеличилась незначительно — на 5% до 2,97 млн рублей. Дешевле всего стоит кроссовер Haval Jolion, начальная цена которого не превышает 2 млн рублей.
Несамозанятых в таксисты не берут
«Краснодарские известия» решили узнать в таксопарках кубанской столицы, сталкиваются ли они с проблемами при использовании легковушек из Поднебесной. В одной из компаний нам рассказали, что в ближайшее время проезд определенно подорожает, но связали это не с низким качеством иномарок, а с нововведениями в законодательстве.
— В нашем парке около 250 автомобилей, из них китайских около 35%. В основном это Baic U5 PLUS, JAC и FAW. Да, есть проблема с кузовными запчастями, она не так быстро решается, но не скажу, что мы сильно страдаем. Некоторые «китайцы» проехали уже более 150 тысяч км, особых нареканий нет. Проблема в другом: в прошлом году вступил в силу закон о такси. Теперь требуется, чтобы все водители имели статус самозанятых и состояли в реестре перевозчиков. А для этого нужна постоянная регистрация на Кубани. Получается, что таксисты с пропиской в Адыгее могут официально работать только там. В «Яндексе» сообщили, что до 22 апреля таксопаркам необходимо подтвердить статус занятости своих сотрудников. Если этого не сделать, агрегатор ограничит таксопаркам и водителям доступ к заказам. Думаем, что в скором времени 20-30% наших работников, к сожалению, будет вынуждено уйти. С подобной проблемой столкнутся и другие компании. В результате предложение в сфере такси в Краснодаре снизится, а спрос останется на том же уровне. Это и станет причиной повышения тарифа,
— рассказал старший менеджер компании Виталий Айтов.
Нововведения действительно вызвали волну серьезных возмущений среди таксистов. В Перми водители даже объявили забастовку. 22 апреля они собираются не выходить на линию, так как для них это стало невыгодно: нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого, пойти в министерство транспорта и оформить разрешение на перевозку пассажиров. Перед каждой поездкой требуется проходить медосмотр и техосмотр, а также ставить отметки в путевых листах. Все это дополнительные траты и потеря времени.
Сейчас водитель «Яндекс.Такси» получает примерно 80% от стоимости заказа: 18% — комиссия агрегатора, еще 2% берет таксопарк. Со своего заработка таксист оплачивает аренду авто, техобслуживание, бензин и прочие расходы. Теперь к этому прибавится еще налог на самозанятость в размере 4-6%.
Тарифы продолжают расти
Тем временем ООО «Яндекс.Такси» объявило о повышении стоимости поездок в регионах. Это произойдет уже в апреле.
— Обновление тарифов происходит плавно, так, чтобы спрос на поездки не упал, заказов не стало меньше и заработок водителей не сократился,
— пояснили в пресс-службе агрегатора.
В некоторых городах повысится стоимость подачи машины, в других — цена километра и минуты. Изменения затронут все тарифы с учетом специфики каждого города.
В Краснодаре в апреле поездка в эконом-классе в час пик может обойтись примерно в 100 рублей за километр. При этом «Комфорт» и «Комфорт+» не сильно дороже, в среднем на 100-150 рублей.
— Цена зависит от количества машин, доступных в конкретное время в районе, где находится пассажир, а также от статистического прогноза развития ситуации в ближайшие несколько минут. Цена рассчитывается автоматически с учетом этих факторов,
— рассказали «Краснодарским известиям» в службе поддержки «Яндекс.Такси».
Если же не брать «горячие часы», то средняя цена за пользование сервисом в краевом центре сейчас такая: минимальная стоимость поездки — 85 руб., бесплатное ожидание — 2 мин., далее — не более 10 руб./мин. Поездка по городу — не более 12,5 руб./км, не более 6,5 руб./мин. Кроме того, подача машины может быть платной: стоимость рассчитывается исходя из расстояния между автомобилем и адресом пассажира.