Краснодарские известия

В Общественной палате Краснодара обсудили проблему лечения болезни Альцгеймера

общественная палата

Эльвира Мясищева

Сегодня этим недугом страдает более 50 млн пациентов во всем мире. И это не предел: диагноз молодеет, а единственное оружие, которое мы по большому счету имеем против него — это профилактика.

Кратковременная память страдает первой

Жизнь каждого из нас состоит из бесконечного потока информации, которая с годами накапливается, образуя хоть и сложнейший, но слаженный механизм. Те или иные сведения распределяются по разным отделам головного мозга, словно книги на библиотечных полках. Главенствующая из них — гиппокамп: этакое пристанище для кратковременной памяти, которая отсюда постепенно переходит в кору больших полушарий, где и оседает на долговременное хранение.

Гиппокамп — та структура мозга, которая прежде всего страдает при болезни Альцгеймера — одной из разновидностей деменции. Как правило, родственники бьют тревогу первыми — становятся очевидны проблемы пациента с социальной адаптацией и общей активностью. Мы проводим диагностику, включая нейропсихологические тесты, и подтверждаем ухудшение соматического состояния,

— говорит главный внештатный психиатр министерства здравоохранения Краснодарского края Николай Шапошников.

Человек не может вспомнить недавнюю беседу, номера телефонов, часто переспрашивает собеседников о теме разговора… Казалось бы, с кем не бывает? Рассеянность можно смело спихнуть на усталость, особенно когда тебе немного за тридцать. Хотя и это спорный вопрос.

С жалобами на неврологические болезни к нам ежегодно обращается около 7 тысяч пациентов. У каждого третьего из них  проблемы с памятью. И это не только пожилые люди в возрасте от 60 лет. Почему недуг молодеет? Часто это сопутствующее явление при тревожно-депрессивном и других видах расстройств. Влияют на нарушение когнитивных функций и экраны гаджетов, которым сейчас уделяют слишком много времени,

— рассказывает заведующий неврологическим центром ККБ №2 Поликлиники СКАЛ кандидат медицинских наук Константин Рапацкий.

Сердечно-сосудистая система не в стороне

Что касается пожилых людей, то здесь все дело в возрастных изменениях, которые происходят в организме: нейроны головного мозга все чаще дают сбой. Также нарушается работа желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.  Такие диагнозы, как атеросклероз, артериальная гипертензия только ускоряют наступление Альцгеймера, шире — деменции, поэтому заболевание требует слаженных действий не только психиатра, но и невролога, эндокринолога и кардиолога.

Иными словами, снижение когнитивных способностей с годами неизбежно. Но важно, чтобы это происходило не слишком быстрыми темпами. Врач-кардиолог доктор медицинских наук, профессор КубГМУ Виталий Зафираки убежден, что о том, как предотвратить болезнь Альцгеймера, нужно думать уже после 40 лет. И заботиться о своей сердечно-сосудистой системе — не в последнюю очередь.

Среди факторов, повышающих риск развития деменции, повышенное артериальное давление, высокий уровень холестерина в крови, фибрилляция предсердий — то, что является компетенцией врача-кардиолога. Занимаясь лечением соответствующих болезней, он снижает этот риск, а значит, либо отсрочивает приход Альцгеймера, либо уменьшает количество работы для невролога и психиатра,

— отмечает Виталий Константинович.

Обсудили в ходе круглого стола и споры вокруг статинов — лекарственных препаратов, которые используются для снижения уровня холестерина в крови. По мнению участников, вопреки мнениям о том, что статины негативно влияют на когнитивные функции и увеличивают риск деменции, они, напротив, снижают его.

Статины применяются в кардиологии более тридцати лет и уже доказали свою эффективность в снижении не только уровня холестерина, но и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, включая инфаркт миокарда. Разумеется, как и любые лекарственные препараты, они обладают определенными побочными эффектами, но необратимых тяжелых последствий от их применения нет,

— продолжает Виталий Зафираки.

Подняться по лестнице, спуститься по канату

Что провоцирует болезнь Альцгеймера, помимо заболеваний сердечно-сосудистой системы? Нездоровый образ жизни: малая активность, несбалансированное питание, нарушение сна, злоупотребление курением и алкоголем. А еще генетика — более тысячи генетических маркеров создают дополнительные риски для развития деменции.

Как такового лечения болезни Альцгеймера нет, а потому главная задача — снизить вышеперечисленные факторы риска.По словам доцента кафедры медицинской реабилитации КубГМУ, заведующего отделением медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы ККБ №2 кандидата медицинских наук Азамата Маремкулова, нужно развивать нейропластичность мозга — его способность адаптироваться под воздействием опыта, создавать новые связи между нейронами или менять уже существующие.

Это происходит в стрессовой обстановке, но не той, которая выбивает нас из колеи. Речь о разгадывании кроссвордов, заучивании стихотворений и других задачек для мозга. Ему должно быть чуть-чуть трудно, но достаточно интересно. Важна также умеренная, но сложная физическая нагрузка: не беговая дорожка, а быстрая ходьба по пересеченной местности с холмиками и лужами. Что называется, подняться по лестнице, а спуститься по канату — так мозг начнет работать даже активнее, чем мышцы,

— поясняет эксперт.
Фото: Эльвира Мясищева

Возникает закономерный вопрос: разве не отвечают этим критериям видеоигры? Как оказывается, нет — наш мозг так легко не обмануть. Виртуальное пространство в данном случае не подкрепляется компенсацией от других анализаторов — задействован лишь зрительный, реже — мышечный, если видеоигра связана с движением.

А жизнь гораздо многограннее: со вкусами, запахами, тактильными ощущениями. Для полноценной работы мозгу нужны все эти импульсы,

— добавляет Азамат Русланович.

С профилактикой все понятно. Но как быть тем, чьих родных и близких уже постигла болезнь Альцгеймера? Об этом рассказала психолог, онкопсихолог Федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» Александрина Колбина.

В первую очередь помните, что человек с таким диагнозом — не маленький ребенок, он все чувствует и понимает. Разговаривайте с ним спокойно, без раздражения и поучений. При этом фразы выстраивайте как можно проще и короче, давая время на обработку информации. Обсудить былое можно, но не начинайте со слов «А помнишь…», это вызовет в больном чувство вины. И главное — не изолируйте его от социума, дарите ощущение востребованности,

— заключает Александрина Александровна.

Ранее в Общественной палате Краснодара обсудили подготовку к транспортной реформе.

Exit mobile version