Краснодарские известия

В Краснодаре показали органную фантазию «Дуэль титанов»

Гендель пригласил Баха на шикарный ужин с устрицами и изысканными авторскими закусками и что из этого получилось? В главных ролях — мэтры: заслуженные артисты Краснодарского края Анатолий Дробязко и Алексей Алексеев. Сдачу спектакля, вошедшего в репертуар МКЗ, посмотрела обозреватель «КИ» Анна Климанц.

От создателей «Записок сумасшедшего»

«Дуэль титанов» — еще одна ожидаемая премьера нового сезона. Фантазию представили Муниципальный концертный зал и Молодежный театр, и это вторая совместная работа в рамках проекта «Спектакль для органа». Идея принадлежит директору МКЗ, Марии Тернавской. По ее словам, для современного зрителя это прекрасная возможность узнать неизвестные факты о гениях своего времени быстро и доступно. Плюс важно развивать органный репертуар.

Краснодар располагает уникальным инструментом, который есть не в каждом городе, и в этом наша фишка и особенность. Мне всегда хотелось соединить слово и музыку, а так как у нас сильная труппа в Молодежном театре, то мы смогли эту задумку воплотить в жизнь. Первая наша постановка — «Записки сумасшедшего», где глубина и сила звучания «короля инструментов» сочетается с мистическим произведением Н.В. Гоголя. В «Дуэли титанов» мы решили рассказать о выдающихся композиторах, потому что сейчас редко кто погружается в биографии, изучает жизненный путь таланта. Ритм жизни настолько динамичен, что у людей просто нет на это времени,

— считает Мария Тернавская.
Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Антиподы?

Прежде чем я расскажу о премьере подробнее, совершим маленькое путешествие в прошлое и перенесемся в век XVIII. Уверена, этот экскурс в историю может вас удивить, и в контексте материла он как нельзя кстати.

Бах и Гендель. Считается, что гении приходят в этот мир раз в 100  лет, но эти два величайших музыканта давно опровергли все существующие теории. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759) не только родились в один год и практически в один месяц, но и географически оказались близкими соседями. Оба оставили в наследие свои произведения, на которых выросли последующие поколения композиторов. Вот только Гендель писал в основном светскую музыку, а Бах, прослуживший почти всю жизнь церковным музыкантом, — духовную. Гендель был известен и богат, Бах — не признан и беден.

Есть еще одно поразительное и печальное сходство в биографиях: они почти одновременно ослепли и обоих безрезультатно прооперировал один и тот же врач, хотя Гендель жил в Лондоне, а Бах — в Лейпциге. Ушли из жизни с разницей в девять лет, что по меркам истории, согласитесь, не так уж и много.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Встречались ли они когда-нибудь? Вероятно, что ровесники интересовались творчеством друг друга, но лично знакомы не были, хотя Бах и предпринимал несколько попыток увидеться с конкурентом, но каждый раз им что-то мешало. Возможно, зависть и страх сравнения: «Всюду Бахи, а я — один!» — восклицает Гендель в постановке Плужникова. На разрыв аорты.

Сама вечность расставила акценты. Бах написал музыку на все времена, она чаще исполняется, и многие произведения на слуху даже у людей,  далеких от искусства, а Гендель все-таки не так известен на бытовом уровне. Зато Гендель был успешнее, и ему единственному при жизни поставили двухметровый памятник,

— рассуждает режиссер спектакля «Дуэль титанов» заслуженный артист Краснодарского края Виктор Плужников.

Но если бы их пути все же пересеклись? Что бы они сказали друг другу? Эта тема и легла в основу спектакля. Получилось легко и философски. Вместе с приятным послевкусием, которое остается, новая постановка задает много риторических вопросов о жизни, смерти, творчестве и метаниях человека, избранного самим Господом.

Обратились к воспоминаниям классиков и очень подробно изучили нюансы и особенности характера, поведения наших главных персонажей. Что мы точно для себя понимали, так это то, что каждый из них борется со своими страхами, и единственная вещь, которая их объединяет и делает в какой-то степени друзьями, — это музыка. Данный им свыше дар,

— продолжает Виктор Плужников.
Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Орган и немножко нервно

Итак. 1747 год. Лейпциг (где Бах, согласно исторической справке, создал лучшие свои произведения. — Прим. ред.), куда Гендель приехал по своим делам. На столе, который вскоре станет «полем боя» — прекрасно сервированный ужин, горят воображаемые свечи. Гендель в ожидании Баха нервничает, но второй, кажется, не торопится навестить будущего оппонента. Неужели встреча вновь не состоится? Под бурные овации зала Бах все-таки выходит к зрителю.

Для меня сразу было очевидно (зная нашу труппу), что Анатолий Дробязко — это Бах, а Алексей Алексеев — Гендель. Эти мощные актеры могут сыграть все, и даже то, чего у них в жизни нет. Перед самим собой я поставил задачу —  показать не памятники, а живых людей,

— признается Плужников.

Звучит хоральная прелюдия фа-минор Баха в исполнении заслуженного артиста Краснодарского края Михаила Павалия, получившая популярность благодаря ленте Тарковского «Солярис», после — токката ре-минор. Но, несмотря на минорность выбранных произведений, в постановке отчетливо слышны и мажорные ноты — это комичность самой ситуации, блестяще сыгранной артистами.

Репертуар подбирали вместе с Михаилом Павалием. Решали, где и какая именно музыка подойдет по характеру. Самое сложное, что Гендель не писал конкретно для органа, и Михаил Иванович делал переложения,

— рассказывает режиссер.
Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Диалог между героями на протяжении всего спектакля находится на острие ножа. Гендель признается, что живет в замке своей славы, и говорит, как одинок. Он поднимает сложные темы, подливая в свой бокал вина, пока Бах красиво угощается предложенными закусками и, кажется, остается равнодушным к душевным метаниям коллеги. Он спокоен и тверд в своих убеждениях: «Мы уже не в том возрасте, чтобы репетировать провал».

В конечном итоге гении раскрывают карты: они завидуют друг другу, но при этом Гендель знает наизусть музыку Баха, а Бах —  Генделя. И каждый восхищается талантом другого.

Сам материал очень хороший. И, как мы, актеры, любим говорить, нам есть здесь что поиграть и в чем разобраться. На сцене мы вынуждены друг друга все время держать во внимании, как петелька и крючочек,

— отмечает Алексей Алексеев.

А Анатолий Дробязко добавляет:

Главный актерский интерес заключается в том, что тема пьесы напрямую пересекается с искусством, муками творчества и актуальна для драматического артиста. 

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Спектакль идет без антракта, на протяжении часа 15 минут. Перед просмотром советую включить в свой плейлист шедевры вышеупомянутых классиков и более детально изучить их биографию — это поможет настроиться на нужную волну. Да. Ни в коем случае не приходите на «Дуэль титанов» голодными. Если только в духовном плане. Будет вкусно.

Информационный обзор редакции / 12+

Ранее «КИ» рассказали, как прошел пресс-показ спектакля «Самозванцы» в Краснодаре.

Читайте также: самый мистический спектакль сезона — в Краснодаре поставили «Пиковую даму».

Exit mobile version