Краснодарские известия

Театр драмы открыл юбилейный сезон новой постановкой «Евгений Онегин»

спектакль, театр драмы, Евгений Онегин

Эльвира Мясищева

…и лучше выдумать не мог

Весной в прокат вышла экранизация культового романа Пушкина, и о «молодом повесе» вновь заговорили. Герой вроде бы и далек от нас, живущих по жестким правилам XXI века, но тем не менее  народный и неприкосновенный, пускай и подлец. Главное — раскаялся. Подумаешь, от скуки и праздного безделья убил единственного друга. Школа оправдала: мол, лишний он, Онегин, человек, и все ему простительно. Красив, умен, говорит по-французски, зациклен на себе. В него влюблена Татьяна — девушка кроткая, застенчивая, любящая читать.

Примерно в таком виде роман в стихах «Евгений Онегин» запечатлен в памяти большинства. И поставлен на полку. Он не развивается и никак не интегрируется в современные реалии. Петербург превратился в Питер. Да и Онегин, скорее, «мертв». И что значит лишний человек? Лишний кому? Почему лишний? Разве только в этом суть романа?

Фильм Сарика Андреасяна критиковали рьяно. Всего щедрее — за неудачный подбор артистов. Каст, как ныне говорят. Больше всех досталось Виктору Добронравову — актеру далеко не 18 и даже близко не 26 лет (именно столько герою в романе). Ругали ленту и за однообразные операторские решения и слишком «плоскую мораль». Эстетика дорогих петербургских салонов не спасла ситуацию, и кино в прокате все же провалилось. Главный плюс и — он же минус — экранизации в том, что создатели не отклонились от первоисточника, а страницу за страницей бережно перенесли на экран. Те, кто любит, чтобы каждая буква стояла на своем месте, вероятно, остались довольны, прочие же просто развели руками. Ценители костюмов и интерьеров «в соответствии с эпохой», что нового, на ваш взгляд, сказала одна из самых высокобюджетных лент, снятая по мотивам «Онегина»? Ответьте, если сможете.

Когда в конце лета стало известно, что наш драматический представит на большой сцене свою версию произведения на века, а dandy, одетого по последней лондонской моде, сыграет главный режиссер театра, постановке тоже прочили провал. Великая классика ошибок не прощает.

Но. У заслуженного артиста Кубани Арсения Фогелева и всей команды получилось создать стильный спектакль с русским колоритом, прекрасными лаконичными костюмами, французским акцентом и небанальным смыслом. В аннотации заявлено, что самому произведению «Евгений Онегин» не требуется интерпретация, но оно нуждается в актуализации, в приближении к современному человеку с помощью ясного и коллективного прочтения, в которое актеры будут вовлекать человека по ту сторону сцены.

Решение оказалось верным. Чувство вкуса и глубокое погружение в тему соединилось с болью главных героев и хорошей актерской игрой — и в результате Краснодар получил один из лучших спектаклей.

Роман живет в моем сердце давно, — признался режиссер. — Лет 12 думал о том, как хочу его поставить, поэтому, можно сказать, что работа над ним началась далеко не сегодня. Каждая постановка —  это, безусловно, сценическое переосмысление материала, и наш  спектакль не исключение: кто такой Онегин сегодня? Попытаемся найти этого человека в обществе,

— сказал режиссер.

Бумажный мир рухнет

На сцене — трое. Женщина в черном садится за старое пианино. Вероятно, та самая русская хандра, терзавшая и доводившая Онегина до исступления. Она живая и осязаемая, и говорит на хорошем французском — блестящая игра заслуженной артистки Краснодарского края Виктории Лукиной.

Свет гаснет медленно и плавно. В спектакле он будет сменяться с теплого на холодный и наоборот — в соответствии с мизансценами, оттеняя и передавая чувства персонажей (прекрасная работа художника по свету Марии Панютиной). Звучит фортепиано. Ноты чистые, нефальшивые, а музыка приятна. На смятом бумажном полотне, застывшем рытвинами, появляются обрывки знакомого со школы текста. Стилистика немого кино? Непохоже…

В стеклянном кубе или, скорее, футляре, где обычно хранят коллекционные куклы, находится мужчина. По его позе можно сделать вывод, что он самовлюблен, но закрыт на тысячу замков, и ключи от них потеряны. Больше на сцене ничего нет. Вспомнилось кроваво-красное маковое поле в спектакле «Месяц в деревне»16+ —  прошлой работе художников Ивана Мальгина и Елены Чирковой, сегодня оформивших сценическое пространство к «Онегину». Абсолютно другой почерк в сценографии.

Мир Онегина — это смятая бумага, — поясняет главный художник Иван Мальгин, — а мир Татьяны — тоже бумага, пока не смятая, так как она еще ничего не изведала, но в процессе спектакля она начинает эту бумагу рвать, мять — и ее мир сминается.

Отмечу, что для изготовления декораций потребовалось более 500 метров ткани, а все костюмы выполнены из натуральных материалов. Дорогой лен актуальных оттенков виден даже с последних рядов.

Действительно, бумаги на сцене будет очень много. Хрупкая, карамельно-сливочного оттенка, податливо реагирующая на каждое дуновение и колышущаяся на ветру — это мир Татьяны. Та же, но уже оторванная и скомканная бумага, целая гора, символизирует то самое письмо: ее чувства, замурованные в тихой и милой деревне вместе со сверчком в траве, книгами и Святками. В этой исповеди она выпустит их на волю и отнесет Онегину, положив ему под ноги. Он вернет их ей обратно. Она понесет вновь. Они еще долго будут существовать в пространстве сцены, напоминая о себе, пока Татьяна не похоронит их в полынье вместе с «неприличными мечтами». А  мир Ленского напоминает снежки, которыми он осыпает Ольгу. Их уберут, когда поэта убьют — бумажный мир легко разрушаем.

Минимализм подчеркивает суть

Главный герой молчит более 30 минут — от начала спектакля и вплоть до самой поездки в деревню, где хандра сменяет черное на белое и, кажется, исчезнет совсем. Вот для чего куб… Он показывает закрытость и безысходность, но в то же время уязвимость души Онегина. В конце спектакля место в футляре займет Татьяна, и в этот момент задумаешься: что Пушкин мог оставить за «кадром», рассказывая о судьбе Онегина? Возможно, «модного тирана» когда-то тоже отвергли?

Несколько раз герой покидает «стеклянный дом» и выходит в светский Петербург, где его ждут ложь, ласки прекрасных дам, игристое и отменные закуски на парижский манер. Исчезая за бугристой бумажной тканью, он превращается в тень, среди других таких же теней — маленьких и больших, где слышен звук столовых приборов, где раздаются веселые голоса и царствует фальшь. Он любит женщин, и они любят его. Алексей Мосолов медленно и вкрадчиво, правильно расставляя акценты, начинает читать роман, известный каждому из нас с юных лет. Язык Пушкина звучит свежо и смело. Ты понимаешь, что стал частью созданной режиссером эстетики с привкусом боли.

Сегодня очередь моя

Два года назад Фогелев как режиссер-постановщик открывал сезон спектаклем «Космос»16+, затрагивающим невидимые аспекты женской души, и его работа была хорошо принята критиками и публикой. Да, это не классика, но очевидно: режиссер ставит так, что зритель проживает каждую сцену вместе с действующими лицами. Как в кино.

В «Онегине» (16+) же многих смущало, что на ведущих позициях задействованы артисты, фигурирующие в последнее время во всех кассовых постановках. В роли Татьяны — яркая Анастасия Поддубная, сыгравшая год назад Ларису Огудалову в «Бесприданнице»16+. Ленского исполнил заслуженный артист Кубани харизматичный Михаил Дубовский, он же граф Вронский. Ольгу в одном составе играет Анастасия Довбыш, в другом — Елизавета Вареникова, и вновь дежавю с «Карениной». Замечу, что едва заметные пытливому глазу отсылки к спектаклю «Анна Каренина»18+ можно увидеть и в «Онегине»: пронзительная виолончель и лица Онегина и Татьяны крупным планом. Местами угадываются и тонкие черты «Бесприданницы».

Что касается авторского повествования: в каких-то сценах герои читают от третьего лица, что лишь подчеркивает разницу между ними. Там, где необходимо передать чувства или привнести долю юмора в эпизоды, полные драматизма, выручает видеоряд. Текст от автора — НЕОНЕГИН в аннотации, как я упоминала выше, — читает сначала на сцене, далее — из правой боковой ложи мастер перевоплощений Алексей Мосолов. Он же впоследствии играет мужа Татьяны, вернувшись на сцену и переставляя местами предметы при полной тишине, меняя уклад. Эффект создается такой, будто он, этот всемогущий мужчина, был где-то рядом с героями как неизбежность. И вот он правит бал. Возможно, что приговор Онегина Татьяне ничего бы не изменил, ведь в жизни уже все предопределено.

Когда Татьяна становится знатной дамой, она наигрывает на рояле «Лунную сонату» Бетховена в атмосфере блестящей роскоши и нависающей тяжести в виде дорогой люстры. Ее мир раскрашен в пепельный серый почти черного цвета. Сидя на английском диване спиной к зрителю, Онегин и ее муж разговаривают. Действие изысканно и непринужденно перенеслось в наши дни, покинув томный XIX век. У Евгения меняется голос, и слышно, как бьется его сердце. Теперь он на коленях, но и она безгранично несчастна.

Новое прочтение романа показывает знакомых персонажей живыми людьми, а не экспонатами картинной галереи. Объясняет природу и мотивы их поступков, пробуждает интерес к Пушкину как к автору.  Нет, эта история не обескровлена. Она жива! У команды драматического получилось. Без лести.

Ранее «КИ» рассказывали, почему спектакль «Тень» заявлен как культурное событие в Краснодаре.

Exit mobile version