Краснодарские известия

Так ли страшно глобальное потепление и виноват ли в нем человек?

bezymiannyi 3144 267b2b0e25 Краснодарские известия
Сегодня нигде в мире не фиксируют накопление льда. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Проблема повышения температуры Земли, вызванная парниковым эффектом, заботит сегодня не только экологов и активистов, но и ученых, и политиков. О ней говорят с самых высоких трибун. Общее мнение сводится к тому, что планета находится на грани катастрофы и виноваты в этом люди. Чтобы спасти Землю, чаще всего призывают сократить масштаб деятельности человека, а также стараться переходить на чистые производства, стоимость которых намного выше традиционных. Каково влияние на потепление климата антропогенного фактора и нет ли за призывами спасти планету экономической выгоды?

Температура однозначно повышается

— Николай Борисович, кажется, сегодня тех, кто не соглашается с антропогенным влиянием на потепление, записывают чуть ли не в сумасшедшие. Почему так происходит?

— Проблема потепления климата в последнее время приобретает политический окрас. О том, что человечество прежде всего за счет производства (выхлопных газов автомобилей и т.д.) увеличивает выбросы СО2, говорят везде. Большое количество углеводорода в атмосфере вызывает парниковый эффект, который, в свою очередь, повышает среднюю температуру на Земле. Дошло до того, что некоторые экологи утверждают, что в глобальном потеплении повино увеличение числа поголовья коров и свиней, что, конечно же, просто бред! Но критическое влияние газов, выделяемых этими животными, признается в отчетах авторитетных международных экологических организаций, таких как Greenpeace. 

К уже привычным требованиям перейти на альтернативные источники энергии, на электромобили добавляются призывы к сокращению поголовья домашнего скота. Мясо пытаются заменять цикадами, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

Оставим экономические выгоды, которые несет переход на экологическое производство и потребление. Важно понять: смогут ли эти требования, даже если все они будут удовлетворены, остановить парниковый эффект?

— Но повышения температуры на нашей планете вы не станете отрицать?

— Заявление о потеплении климата делается на основании оценки состояния среднегодовых температур по сравнению с ранее накопленными знаниями подобных наблюдений.

Среднегодовые температуры на планете измеряют максимум 200 лет, и все. Однако судить о них и вообще климатической обстановке в мире можно и по косвенным признакам — это письменные описания, сведения об урожаях в тот или иной период времени и т.д.

Сегодня на территории Кавказского биосферного заповедника работают две метеорологические станции. Одна из них находится в районе поселка Красная Поляна (Лаура) на высоте 570 м над уровнем моря, вторая станция — на северном макросклоне Кавказского хребта (Джуга) на высоте 2040 м. Результаты с этих станций дают однозначный ответ, что за 35 лет наблюдений среднегодовые температуры в этих местах увеличились (на станции «Лаура» в среднем на 2,3°C, на станции «Джуга» — 2,1°C). Такие показатели полностью коррелируют с наблюдениями на других метеорологических станциях в мире. Следовательно, однозначно можно говорить о потеплении климата в этих районах.

На Кавказе станет суше

К каким это ведет последствиям?

— Например, сокращается количество осадков. На территории Кавказского заповедника оно синхронно снизилось на 280 мм в год, то есть климат здесь стал суше. Можно предположить, что это отражается на других показателях, прежде всего на высоте снегового покрова. Так, на Северном макросклоне Кавказского хребта он снизился за 35 лет на 10-35 см (в зависимости от месяца и года). На Южном макросклоне понижение произошло на 20-65 см. Это существенные показатели. 

В целом приходится говорить о понижении мощности среднегодового снегового покрова на 10-20 см, что также представляет существенное изменение. Климат отражается на состоянии ледников: чем теплее, тем быстрее они тают. Ледник сокращается в площади и мощности. Если становится холоднее, он растет.

Помимо уменьшения осадков, в Кавказском биосферном заповеднике фиксируется такой метеорологический показатель, как продолжительность безморозного периода — это время между первыми и последними заморозками в году. Продолжительность безморозного периода на том же Северном макросклоне заповедника в целом возросла на 12-16 дней. Потепление влияет и на число ясных дней. За 35 лет наблюдений их количество снизилось, правда, незначительно. Возросла катастрофичность климатических явлений. Это амплитуда (разброс) самых холодных и самых теплых дней.

При одинаковом среднегодовом количестве осадков осень или весна могут иметь существенно больше дождливых дней. Количество осадков в это время года бывает даже колоссальным. Такая катастрофичность тоже нарастает.

Из всего этого можно сделать вывод: мы имеем быстро изменяющуюся окружающую среду, к которой привыкли. Ледники и арктические льды тают. Сегодня нигде в мире не фиксируют накопления льда, даже в Антарктиде.

bezymiannyi 3561 018e6efbd5 Краснодарские известия
Николай Ескин пришел работать в заповедник в 1992 году научным сотрудником в области экологии и лихенологии. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

— Фиксируется ли глобальное потепление в изменении биологии Кавказа?

— Пока лишь один процесс, который косвенно это подтверждает, — повышение верхней границы леса. Лес поднимается по склонам, повторяя в своей поясности природные зоны: от тайги — к тундре, а далее — к пустыне. Нижние леса — широколиственные (на северном склоне Кавказских гор — дуб, бук, граб). На высоте 550 м над уровнем моря появляется пихта. Выше ее доля только нарастает, и возникают глухие пихтарники.

А вот границу леса снова формируют лиственные деревья, так как пихта неустойчива к давлению света. Лес на верхней границе имеет изогнутые стволы деревьев. Причина — все то же высокое давление снеговой массы. Сейчас ученые отмечают, что в верхнем пределе леса начинает появляться пихта, которая создает собственный микроклимат. Приживается она там, потому что снега на такой высоте становится меньше. Иначе пихтарник там не смог бы сформироваться. Если пихта займет территорию альпики, это существенно отразится на биоразнообразии той высоты.

Возможно, так и должно происходить. В заповеднике уже работали специалисты по остаткам растений: они бурили отложения в болотах и озерах. Ими отмечалось многократное изменение растительного состава в этих местах. Это означает, что кардинально менялся абиотический комплекс, то есть в разные периоды становилось то холоднее, то теплее, снега было то больше, то меньше. Эти процессы колебались. Но пока пихты большого возраста на границе леса не замечено. Значит, четкого биологического подтверждения потепления еще нет.

Гренландия снова может стать «зеленой землей»

— К чему все это может привести?

— Многие ученые предрекают подъем уровня Мирового океана. А там уже все зависит от бурной фантазии. Кто-то прогнозирует затопление Венеции, Санкт-Петербурга, полностью Нидерландов. Такая ситуация, безусловно, будет из ряда вон выходящей для планеты.

— И вины человека во всем этом нет?

— Как выясняется, нет. Сейчас человечество живет в период завершения так называемого Малого ледникового периода. Он случился после эпохи Атлантического оптимума, когда продолжительное время (приблизительно с IV века д.н.э. — до конца IX века н.э.) на планете не происходило никаких катастрофических событий, все метеорологические процессы оставались стабильными. Судя по описаниям уровня воды, сопоставимым с ныне сохранившимися памятниками архитектуры, после пересчетов можно утверждать, что среднегодовая температура Атлантического оптимума была выше современной средней температуры приблизительно на 2,5°C. И человечество это спокойно пережило. Получается, если ту температуру принять как норму, у планеты еще имеется запас, куда можно «добирать».

bezymiannyi 3555 c1274efcf6 Краснодарские известия
Потепление климата из-за повышения выбросов человеком углерода в атмосферу искусственно преувеличено, считает Ескин. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

— Почему Атлантический оптимум завершился?

— Ряд ученых считает, что произошло это в XI веке и положило ему конец извержение вулкана на островах Юго-Восточной Азии. Что там происходило — неизвестно. Письменных или каких-то других источников о событии не сохранилось. Но это сильно повлияло на всю планету. Наступило существенное затенение Земли и, как следствие, ее охлаждение. Изменились теплые и холодные течения Мирового океана. На европейской части планеты в целом среднегодовые показатели температуры резко снизились. Земля вошла в так называемый Малый ледниковый период. Случившиеся события привели к неурожаям, голоду, о чем свидетельствует литература того времени. Косвенное подтверждение похолодания мы можем наблюдать на картинах голландцев той эпохи: люди изображены катающимися по льду, охотящимися в снегу. Сейчас в тех краях такие явления крайне редки.

Серьезные изменения климата происходили при дальнейших извержениях других, менее мощных вулканов. Одно из них привело к похолоданию и, как результат, к голоду в первые три года XVII века на территории России.

Сейчас планета снова приближается к точке Атлантического оптимума, что также влечет за собой изменение климатических условий. Скорее всего, они приведут к увеличению уровня мирового океана, а значит, и к подтоплению ряда территорий. Гренландия может оправдать свое название «зеленой земли». Ведь открытие острова произошло как раз в IX веке н.э., в начале похолодания. Но никто точно не знает, приведет ли нынешнее потепление к катастрофе.

В депопуляции и деиндустриализации не нуждается

— Как реагировать на такие прогнозы?

— Сегодня глобальное потепление климата используется для того, чтобы убедить мир снизить уровень объемов производства (деиндустриализация). А если и не снижать, то обязательно внедрять в производство альтернативные (экологические) технологии. Хоть и осторожно, но раздаются идеи депопуляризации. Ведь любое производство, а значит, и выделение углекислого газа на планете тесно связано с численностью населения. О том, что стада коров и поголовье свиней нужно свести на нет, потому что они выделяют вредные для планеты CO2, экологи говорят открыто. Их мясо следует заменить соей, а то и насекомыми. И сегодня подобные идеи уже не являются какой-то фантастикой. Их воспринимают вполне реально. Их озвучивают с высоких трибун. А попутно продвигают более дорогую альтернативную энергетику.

— Могут ли все эти призывы изменить существующую ситуацию?

— Небольшое извержение вулкана на Земле сведет все вековые усилия современного человечества по сокращению выбросов углекислого газа к нулю. Специалисты давно изучают концентрацию вулканических веществ при извержении. Эти объемы в разы превышают все выбросы, к которым приводит деятельность человека. Показательным тут является извержение вулкана Эйяфьядлайокудль в Исландии весной 2010 года. Оно привело к продолжительной приостановке авиасообщения в значительной части Европы. 

Авиакомпании боялись неполадок с двигателями самолетов, остановили полеты из-за облака вулканического пепла, распространившегося на весь Север Европы. Тогда было парализовано около 29% мирового авиационного рынка. Ни одно современное производство, как и все вместе взятые, привести к такому сейчас не могут. 

Попытка человека бороться с выбросами углекислого газа является борьбой с ветряными мельницами. Конечно, такое заявление не отменяет борьбу с ядовитыми соединениями, попадающими в природу благодаря человеку: окислами серы, которые формируют серные дожди, фреонами, что разрушают озоновый слой, инертными газами, сбросами, отравляющими реки и т.д. Такие вещи требуют пристального внимания. 

Потепление же климата из-за повышения выбросов человеком CO2 в атмосферу искусственно преувеличено. Сокращение выделения углекислого газа на планете совершенно не требует таких жертв. Не стоит умирать от ужаса перспективы будущего, весь эсхатологизм экологов следует воспринимать здраво. Нынешнее человечество точно в никакой депопуляции и деиндустриализации не нуждается.

Exit mobile version