Краснодарские известия

Стоит ли идти на новую экранизацию романа Булгакова?

В процессе работы сменили режиссера

Дамы и господа, Аннушка уже купила и даже разлила подсолнечное масло, а это, сами знаете, что означает.

Новая кинокартина сразу же стала объектом внимания критиков и ревностных почитателей «Мастера и Маргариты»: «Все должно быть буква к букве или руки прочь от книги!» Но, позвольте, ведь в самом начале, причем достаточно крупным шрифтом написано, что кино снято по мотивам произведения, стало быть, предполагает авторское прочтение. Создатели имели полное право вести повествование не как у Михаила Афанасьевича с часа жаркого заката на Патриарших, а с погрома жилища критика Латунского невидимой и свободной ведьмой Маргаритой. Что они и сделали.

Мой скептический настрой, с которым, признаюсь, я шла в кинотеатр, растаял, как дымка, с первых кадров. Каждый удар молотка по клавишам рояля в квартире критика, погубившего Мастера, попал точно в цель. Неожиданно и абсолютно. Как вы понимаете, я выступаю в роли адвоката, а никак не обвинителя этой работы. Рук не умываю.

Не горит рукопись. Сколько лет прошло, а история бессмертной и бесстрашной любви и коварных проделок свиты Воланда в Москве на рубеже 30-х годов прошлого века, как открытая рана, все еще живет в стенах нехорошей квартиры, что на улице Большой Садовой, 302-бис. Пульсирует. Новую картину снимали более шести лет около 500 смельчаков, готовых к тому, что ленту разберут по косточкам. 

Кино в массы?

Итак, приготовьтесь к тому, что прямой экранизации Булгакова вы не увидите. И предстоит много думать, напрягаться и сопоставлять факты на протяжении двух с половиной часов — где реальность, а где написанный Мастером роман? Хорошая новость: если это ваше кино, в какой-то момент (со мной это произошло на вечеринке Степы Лиходеева), вы отключите мозг и начнете наслаждаться действом на большом экране. Ни в коем случае не сравнивайте премьеру с сериалом Владимира Бортко! Это фильм-пазл, разобранный на части, визуальная картина, которую хочется рассматривать в деталях не один раз и желательно в одиночестве.

Хорошо бы помнить текст, тогда у вас не возникнет вопросов: «Что было дальше после сцены в варьете? Почему не показали?» Нелишне бы знать и другие произведения автора — в фильме есть к ним отсылки, в частности, к «Собачьему сердцу». Ленту нужно «читать между строк». В кино много скрытого смысла, знаков и тонкого юмора. К примеру: красная буква «М» крупным планом (обозначение Московского метрополитена), которая здесь вполне может означать Мастер, Мефистофель, Москва… Муза. «Патриаршие пруды им. К. Маркса». Громоздкая сталинская архитектура, подчеркивающая ничтожность человека и уничтожающая его. Стройка, идущая вокруг героев, символизирует строительство нового мира, и в нем нет места влюбленным. Великолепная работа немецкого актера Аугуста Диля: «Симпатичнейший Степан Богданович-ч-ч…»  — его акцент дьявольски хорош и здесь очень к месту.

Новая версия скорее для гурманов. Навязчивый Коровьев больше напоминает шута, но так как этот рыцарь когда-то неудачно пошутил, то теперь шутит много и навязчиво. Сложное перемешивается с простым и дает возможность зрителю взять паузу. Выдохнуть. Стильные костюмы и ракурсы не нуждаются в дополнительных пояснениях. Работа Бортко, даже при участии сильнейших артистов, скорее экранизация для тех немногих, кто не читал роман и только хотел бы с ним познакомиться. Она проста и понятна, и не требует от зрителей сосредоточенности и полного погружения в процесс.

Культурный обозреватель «КИ» Анна Климанц

Когда человека загоняют в угол, он идет к Воланду

В целом фильм получил положительные отзывы критиков, но и те больше неоднозначные и противоречивые, в стилистике хорошо, но… «Дуэт Цыганова и Снигирь выглядит гармоничным, но Юлия явно превзошла своего супруга, который всегда и везде одинаковый» или «Режиссер попытался создать авторское кино, но, скорее, у него не получилось»; «Неплохая актерская игра, но почему так урезана линия с Ершалаимом» и т.д.

Итог

Безымянный Писатель сочиняет пьесу о римском префекте Иудеи Понтии Пилате. Текст печатается в официальных журналах, готовится к постановке… Как вдруг чиновники снимают спектакль. Коллеги на съезде МАССОЛИТа обвиняют автора в идеологической близорукости и требуют переделать пьесу, но тот отказывается, и его выгоняют из профсоюза. Тогда он встречает ЕЕ и начинает писать новый роман… «Мастер и Маргарита», который был бы невозможен без одной-единственной женщины. Реальность и вымысел переплетутся. И что считать реальностью, а что вымыслом?

Персонажи новой книги — карикатуры на реальных людей из окружения автора, а центральный — таинственный Воланд, прообразом которого становится недавно встретившийся иностранец с немецким акцентом. Режиссер вывел на первый план человека, растоптанного сапогом безжалостной эпохи. Здесь нет Бога, зато дьявол тут как тут. Он приходит к Мастеру, когда его предают вчерашние друзья. «Куда это вы, — спрашивают его, — направляетесь?» — «Туда».

Exit mobile version