Ожидание и реальность
Если бы Ломбиной семь лет назад сказали, что она получит навыки не хуже спецназовца, краснодарка, наверное, посмеялась бы. Выбирая профессию, она питала иллюзии, что у педагогов много свободного времени.
— Я думала, что учитель отвел свои пять уроков и полдня свободен. А оказалось, это не так. Времени вообще нет. Мне кажется, мало какая профессия занимает столько времени. У нас все часы в сутках — рабочие. Кто-то великий сказал, что человек, который пошел работать в учебное заведение, должен 24/7 посвящать свое время школе и детям. Это было сказано несколько десятков лет назад, а фраза до сих пор актуальна,
После обучения молодой педагог Ломбина попала в школу в городе Энгельсе, которую негласно называли кузницей кадров. Поэтому Юлии повезло: она не разочаровалась в профессии, а попала в прекрасный коллектив.
— Все, кто начинал деятельность в этой школе, добивались высот, были лучшими. Я взяла на руководство класс очень хорошего педагога, поэтому обязана была соответствовать. Дети были образцово-показательные, а коллектив всегда подсказывал и помогал,
Ее трудовой стаж отсчитал уже семь лет, педагог работает только с начальными классами.
— Если не учитель, то какую профессию вы бы выбрали?
— Не могу сказать однозначно, но я не пошла бы на специальность, в которой нет явной пользы людям. Я не хочу принизить другие профессии, но я бы не смогла так работать. Для меня главный результат — это польза обществу, и его должно быть видно. Мир должен стать от этого лучше, пусть даже для 36 детей. Если я смогла внести какой-то вклад в их воспитание, сделать их жизнь комфортней, чтобы ребята выросли счастливыми и уверенными в себе, значит, работаю не зря.
Современный учитель, по мнению Ломбиной, похож на индуистское божество Шиву – такой же многорукий и многозадачный.
— Постоянные отчеты, чаты учебные и родительские, учитель должен подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства за секунды. У тех, кто сейчас работает, это получается очень хорошо. Говорят, тому, кто проработал в школе, ничего уже в жизни не страшно. Надо успевать многое, и при этом ничто не должно негативно отражаться на качестве обучения. Надо понимать, что современные педагоги должны соответствовать детям. Школьники сейчас активные, и сидеть слушать просто лекцию им неинтересно. У них обязательно должна быть практическая часть, хорошо, если в уроке есть воспитательные моменты.
Чемпионы по глупым вопросам
С младшеклассниками Юлии приятно работать: школьники очень любознательные и интересуются буквально всем. Растут эдакие «почемучки» и порой забавляют своими вопросами.
— Какие самые смешные и глупые вопросы задавали вам ученики?
— Скажу, что чемпионы по таким вопросам – ученики 1-2-х классов. Вопросы они задавать любят, иногда, лишь бы что спросить. «В тетрадке писать? Ручкой писать? Сегодня писать?». А в конце урока могут даже спросить: у нас математика?
«Один дома»: русская версия
Иногда бывают курьезные случаи, о которых Юлия вспоминает с улыбкой. Один такой был летом, еще до карантина и походил на сценарий для фильма «Один дома».
— Однажды мы с детьми ездили в бассейн, это был летний лагерь, в другую школу. Мы повезли ребят организовано, по всем правилам – в начале строя один учитель, в конце другой. Дети шли ровненько, но в одном из коридоров все пошли налево, а один – направо. Видимо, замыкающий преподаватель отвлекся. Все уже переодевались, кто-то даже пошел плавать, и тут мы заметили, что одного ребенка не хватает. Нам привели мальчика через 5 минут преподаватели этой школы. Спрашивают меня: это ваш? Я сказала, что наш. А когда спросили у ребенка, его ли я учитель, мальчик то ли испугался или обиделся на меня, ответил отрицательно. Я удивилась, начала ему напоминать про себя, а он ни в какую. В итоге мы потратили несколько минут чтобы доказать, что это наш. После, конечно, посмеялись и с его мамой.
Отличники налево, двоечники — направо
Каждый ребенок, как зернышко в семечках: одинаковых не бывает. К каждому нужен свой подход и в образовательном процессе. Конечно, в любом классе есть успевающие и отстающие. И это нормально, уверяет краснодарский педагог: у всех свои особенности восприятия, память, мышление. Но поскольку школа общеобразовательная, подстраиваться нужно под всех.
— Как вы работаете с ребятами, которые даже после объяснений на уроке не смогли понять тему?
— Это происходит ежедневно, не может быть такого, что 100% класса сплошь отличники. Если школа не загружена, как наша, есть свободный кабинет, я могла приглашать таких деток дополнительно, еще раз проходить тему. В этом году такой возможности нет, потому что не позволяет пространство. Поэтому мы поступаем так: на переменке к доске могут подойти сильные ученики, прорешать какие-то задачи для отстающих ребят, им очень нравится писать на доске на переменке. Самые заботливые и внимательные родители узнают, как подготовиться дома дополнительно, я обязательно подсказываю, скидываю инструкции или объясняю по телефону.
«Недолюбленных детей видно сразу»
— А теперь о важном: наверное, вы слышали о трагедии в Перми, когда студент расстрелял людей в университете. И этот случай не единичный. Как вы считаете, что происходит сегодня с детьми? Кто виноват в том, что они совершают такие ужасные поступки? И можно ли предотвратить это?
— Сейчас новое поколение детей. Они совсем другие, с другими ценностями. Сейчас школа очень много времени посвящает воспитательной работе. Если посмотреть структуру учебников советского времени – все построено на авторитете, который нужно было принимать безоговорочно. А сейчас учебники другие. Там есть информация для размышления, и читающий сам делает выводы, рассматривает проблему с разных сторон. С одной стороны, это хорошо, развивается критичность мышления, но с другой – мне кажется, может отражаться на поведении подростков.
Юлия Ломбина уверена, что дети, которые совершают такие ужасные преступления, сбились с пути.
— Мне кажется, отсутствие значимых авторитетов, должного воспитания со стороны родителей приводят к таким печальным последствиям. Не может одна только школа полностью заниматься жизнью детей. Родители должны знать, в какой компании растет ребенок, как реагирует на конфликты.
На родительских собраниях педагог призывает родителей любить свое чадо просто за то, что есть. Неважно, как хорошо он учится, станет ли он великим спортсменом или покорит космос, а может быть, вырастет простым клерком – важно любить его любым, а если что-то не получается – помочь и поддержать еще сильнее.
— Сравнивать ребенка нужно не с отличниками, а с самим собой из прошлого. Если еще неделю назад он грязно писал, а сейчас вы видите улучшения, значит ребенок молодец. Родители должны понимать, насколько ребенку тяжело дается процесс, даже в начальной школе. Адаптация, новые люди, обучение – это стресс. И детям нужна поддержка, забота и любовь. Я всегда радуюсь, когда родитель слушает замечания учителя, соглашается, говорит, что примет меры, но все равно за своего ребенка заступается. Потому что кто, как не мама или папа должны вставать на защиту?
Дети – это отражение семьи, уверена Ломбина. Если родители несчастны, часто ссорятся и обижаются друг на друга по пустякам, то ребенок впитает эту манеру поведения как губка, ведь другой он не знает.
— По детям всегда видно, кто недолюбленный в семье. Мы в классе много говорим, объясняем школьникам, как реагировать, вести себя в конфликтах, если что-то не нравится, и репетируем специальные фразы.