Краснодарские известия

Современный, экологичный, надежный: будущее за краснодарским трамваем

То, что краснодарский трамвай, — самый удобный и безопасный вид общественного транспорта, подтверждают факты. Быстро, с ветерком, без пробок бежит наш трамвай в разные районы столицы Кубани! И пассажиры, и общественники, а главное, власти города и края считают, что будущее нашего мегаполиса именно за электротранспортом.

Время рекордов: новые направления и трамваи

Еще несколько лет назад мы мечтали о суперновых, супертихих, супернизких, супербыстрых вагонах. Сегодня для жителей Краснодара это не грезы, а реальность. История нашего трамвая не только не заканчивается, но и продолжается. И это при том, что во многих регионах страны от него отказались. Время доказало преждевременность опрометчивого решения.

В наши дни в Краснодаре строятся линии, идет закупка и поставка новых единиц — комфортабельных, низкопольных, с площадками для колясок, зарядками USB, системой адресного открытия дверей. Все новые трамваи оборудованы кондиционерами. Кто из нас 10-15 лет назад мог предположить, что они вообще появятся в общественном транспорте?

Возможно, это прозвучит высокопарно, но я уверен, что сегодня наступила эпоха расцвета городского электрического транспорта. Да и, в принципе, общественного. Много для этого делается на самых разных уровнях власти: федеральном, краевом и муниципальном. Эффективно работают программы по обновлению подвижного состава, по которым на хороших условиях можно приобретать автобусы, троллейбусы и трамваи. Серьезный прорыв в этой теме произошел в 2019-2021 годах, когда было закуплено сразу 103 новых трамвайных вагона. Это было самое масштабное обновление парка. Чтобы за три года приобрели более ста вагонов, — такого не было за всю историю, которую мы ведем с 1900 года. И это только начало. Кстати, в прошлом году закупили 60 троллейбусов. И это тоже наш рекорд. Приобрели 16 электробусов, которые ходят по маршруту 2Е. На днях в троллейбусное депо №2 прибыл первый белорусский электробус. Он оборудован пандусом, системами кондиционирования и видеонаблюдения, терминалами для бесконтактной оплаты проезда и USB-разъемами для зарядки электронных устройств. До конца марта придет еще 6 электробусов производства завода «Белкоммунмаш»,

— рассказывает «КИ» директор КТТУ Александр Грачев.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

По словам руководителя, ключевым событием прошлого года также стал старт реализации концессионного соглашения, которое в 2022-м администрации Кубани и Краснодара подписали с ООО «Синара — Городские транспортные решения — Краснодар». В рамках модернизации трамвайного узла на пересечении Московской и Островского заменили 1,2 км рельсошпальной решетки, установили 12 стрелочных переводов и уложили 200 м путей.

Следующий этап еще более масштабный. Строительство новой трамвайной ветки в западном направлении. Сегодня идет переустройство коммуникаций, расчистка площадки и другие процедуры. Концессионное соглашение преду-сматривает строительство 35,6 км трамвайных путей в западной части города, а также покупку 100 трамвайных вагонов. До конца 2024-го планируется закупить сразу 90 вагонов,

— говорит Александр Грачев.

Чьи будете?

— Александр Константинович, подскажите, а на каких трамваях мы сегодня ездим, кто производитель? Помнится, когда я впервые увидела «Витязь», очень удивилась. Он как будто из будущего к нам приехал.

— Основное количество трамваев, бегающих по городу, — Усть-Катавского вагоностроительного завода разных лет производства, в том числе три — трехсекционные. На втором месте — вагоны фирмы «Татра». Есть немного  Уралвагонзавода. И один — трехсекционный «Витязь» производства  ООО  «ПК Транспортные системы». Это новая компания, — говорит руководитель КТТУ.

Напомним, что старые добрые чешские трамвайчики «Татра» верой и правдой отслужили городу более 40 лет. Часть из них уже списали. Тех, что с наибольшим износом корпуса, двигателей, ускорителей и такого важного элемента, как хребтовая балка. Другие и сейчас отлично работают на маршрутах Западного депо и для многих краснодарцев стали символом целой эпохи. Одна только городская легенда о черной «Татре» чего стоит!

Но уже ясно, что, как того требует время и пассажиры, суперсовременный транспорт отечественных компаний полностью пододвинет старый подвижной состав. Безусловно, сейчас всем интереснее ездить на вместительных и элегантных трамваях. Таких, как, к примеру, «Витязь». У него в салоне имеется климат-контроль, весь комплекс систем оповещения, он удобен для маломобильных групп пассажиров и мам с колясками. К тому же такой вагон вмещает до 320 пассажиров!

Настройки, откатки, притирки, наладки

— Вы напомнили о модернизации трамвайного узла на пересечении Московской и Островского, работы по концессионному соглашению провела компания «Синара — ГТР — Краснодар». Однако краснодарцы часто жалуются на сход трамваев с рельсов на этом участке.

— Сходы действительно происходили. Однако в основном в первое время эксплуатации. Связано это с достаточно сложными работами, которые произвели на участке, к тому же без остановки движения. Только стрелочных переводов там 12. Применены новые механизмы управления. Какое-то время шли настройки, откатки, притирки, наладки. Надо отдать должное Синаре: специалисты компании быстро реагировали на наши обращения, подключали производителей, поставщиков. Сегодня мы полностью освоили оборудование, теперь самостоятельно производим планово-предупредительный ремонт, смазку, регулировку. Думаю, проблем с эксплуатацией узла больше не будет. В таком объеме точно.

— Я ваш постоянный пассажир. Живу на улице Петра Метальникова. Утром никаких проблем нет, трамваи идут один за другим. Но вот вечером добраться до дома намного сложнее.

— Утром все трамваи выезжают строго по времени. В это время редко происходят поломки, заторы, ДТП. А вот когда трамвай отработал 12 часов, чаще происходят сбои и аварии. Учитывая, что трамваи не могут обогнать друг друга, к вечеру накапливаются перебои в расписании. К примеру, если один встал на улице Ставропольской, то остановились все шесть маршрутов.

Самая большая проблема не финансовая, а кадровая

— Есть у жителей нашего микрорайона еще одна проблема. Бывает, вечером трамваи разворачиваются на кольце остановки «Солнечная» и не идут на «Метальникова», объясняя это тем, что выбились из графика. В такой ситуации мы, что уж тут кривить душой, чувствуем себя людьми второго сорта. Особенно это чувствительно при плохих погодных условиях. И это очень печалит.

— Поверьте, и нас это печалит. Я сам не сторонник коротких рейсов. Но по закону существует режим труда и отдыха водителей. И если мы не развернем трамвай, то водитель превысит максимально возможное время, которое он может находиться за рулем. Если в этот момент еще и ДТП случится, мы все пойдем в тюрьму. Нельзя заставить водителя отработать больше, чем положено по закону. Общественный транспорт — это такая вещь, где режим труда и отдыха очень важен. Бывает, что водитель не соглашается, хочет довезти пассажиров до конца маршрута, но диспетчер не может ему этого позволить. А вот с самоуправством мы боремся. Безусловно, встречаются нерадивые водители, которые специально затягивают поездку, чтобы выбиться из расписания и уехать домой. Мы максимально стараемся не допускать таких ситуаций.

— Здесь, наверное, нам нужно постараться понять водителей, а вашим сотрудникам — пассажиров. Не злиться, не раздражаться…

— Безусловно. Конечно, мы работаем с водителями. Но наша главная задача — чтобы они у нас в принципе были. Потому что самая большая наша проблема на сегодня не финансовая, не техническая, а кадровая. Все в КТТУ замечательно, кроме недокомплекта водителей, не хватает порядка 45%. Как с этим работаем? Приглашаем всех на обучение за счет предприятия, в это время выплачиваем стипендию. В прошлом году мы дважды проиндексировали зарплату. В среднем по предприятию она поднялась на 25%, конкретно по водителям — на 32%. Стараемся быстрыми темпами довести ее до того уровня, который бы устраивал всех.

— Кондуктор тоже сложная профессия. И физически, и морально. Ведь эти люди первыми сталкиваются с негативом от пассажиров.

— Да, здесь тоже  недокомплект. Сегодня средняя зарплата кондукторов с учетом переработок и минус подоходный налог составляет 53 тысячи рублей. У водителей — 75 тысяч. То есть вроде неплохие зарплаты, но людей все равно не хватает. И такая тенденция не только на нашем предприятии, но и у всех краснодарских перевозчиков. Наша отрасль сейчас не числится в списке престижных,  хотя в советские времена водитель общественного транспорта был уважаемым человеком. Однако я уверен, что общими усилиями всех уровней власти по обновлению подвижного состава, развитию трамвайной сети мы поменяем ситуацию.

На полной самоокупаемости

— Вы сказали, что с финансовой точки зрения на предприятии порядок. Из чего в принципе состоят доходы и расходы КТТУ? Получаете ли вы муниципальные субсидии, то есть какую-то денежную поддержку от государства?

— Все очень просто. Наши доходы — это выручка за проезд. Плюс минимальные доходы, связанные с рекламой, арендой опор контактной сети, заказными перевозками на автотранспорте. Никаких субсидий, поддержки, кроме нового подвижного состава, который нам передается в хозведение, мы от города не получаем. Живем на полной самоокупаемости. Что заработали, то и тратим.

— При этом не секрет, что в нашей стране есть города, которые выделяют немалые деньги на содержание предприятий общественного транспорта.

— На нашем предприятии уже пять лет полностью отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Никаких долгов нет, вовремя выплачивается заработная плата, платим налоги в бюджеты всех уровней. В прошлом году мы заплатили 842 млн рублей налогов. Для сравнения: в 2022-м — 729 млн.

— Это говорит о том, что у вас растет выручка.

— Потому что растет количество перевезенных пассажиров. В целом в позапрошлом году мы перевезли 107, 4 млн пассажиров, в 2023 году — 113,2. Увеличение пассажиропотока составило 5,4%. Если говорить именно о трамваях, то в 2022 году в них проехало более 70 млн людей, а в прошлом — уже более 75 млн. Рост — 6,2%.

Количество подписчиков в телеграм-канале выросло в три раза

— В последние пару лет КТТУ сделало большие шаги для получения обратной связи от пассажиров. Есть специальный раздел на сайте, круглосуточно работает горячая линия, страницы в популярных соцсетях. Вашей работе это помогает или больше мешает? На что жалуются люди?

— Жалобы связаны с комфортом поездки или поведением персонала. Кто-то сетует на то, что печка не работает, другие, — что сильно греет. Одним нужны кондиционеры, другие требуют их выключить, потому что «сдувает». Это абсолютно нормальные вещи, ведь все мы разные. Абсолютно все обращения рассматриваем. Если это касается комфорта, то пассажиры часто нам даже помогают оперативно решить проблему, потому что водитель в закрытой кабине не всегда понимает, насколько комфортна температура в салоне. Получив жалобу, мы тут же связываемся с водителем, исправляем ситуацию. Думается, наша активность в соцсетях сегодня хорошо видна. Количество подписчиков в том же телеграм-канале буквально за последние месяцы выросло в три раза. Значит, мы идем в правильном направлении.

Светофор, понимая, что к нему подъезжает трамвай, включает зеленый свет

— Поговорим про волшебство? Для меня загадка, почему в один день я еду до работы 30 минут, а в другой — 40. Трамваи одни и те же, рельсы-шпалы тоже, а время, затраченное на поездку, разное. Такое ощущение, что на некоторых трамваях мы просто проскакиваем светофоры.

— Так и есть. Администрацией города закуплены специальные датчики, которые обеспечивают приоритет трамваю при приближении к светофорам. Светофор, грубо говоря, понимает, что к нему подъезжает трамвай, и включает зеленый свет. Сегодня таких устройств у нас 40 штук. Рассматривается вопрос увеличения их количества. Ведь сейчас, хотя водители очень довольны, а скорость реально увеличивается, складывается такая ситуация: трамвай с датчиком догоняет того, что без датчика. Как результат — выигранное время часто теряется. Надеюсь, что в ближайшие год-два мы оснастим умными устройствами все трамваи, — объясняет Александр Грачев.

И это замечательная новость! Конечно, водители личных авто могут возразить мне, автору этого материала. Мол, с оснащением трамваем датчиками, позволяющими не стоять в очереди на светофорах, увеличатся пробки на дорогах. Однако думается, что приоритет все-таки должен быть у общественного транспорта. Во многих странах автолюбители доезжают до определенной точки на своем автомобиле, оставляют его на подъезде к городу, садятся на общественный транспорт и спокойно едут по делам. У нас все в корне наоборот. Люди приезжают в центр, здесь же бросают машины. Как говорится, ни пройти ни проехать. Может, пришла пора меняться с учетом того, что в некоторых семьях уже по 2-3 машины?

— Александр Константинович, не могу от себя лично не сказать вам и всем сотрудникам вашего предприятия искреннее спасибо за вашу работу. Какие-то проблемы, как и везде, конечно же, есть. Но сам факт, что КТТУ так активно развивается, не может не радовать. Когда после двадцатилетнего перерыва построили новую ветку в микрорайон Метальникова, это дало нам надежду и уверенность, что краснодарский трамвай начинает новую жизнь.

— Спасибо. Нас это радует не меньше. А знаете, сколько ежедневно на этом участке от остановки «Солнечная» до «Метальникова» проезжает пассажиров? 24 тысячи человек. Когда будут построены новые пути в густонаселенные районы города, пассажиропоток вырастет в разы. Все у нас только начинается.

Читайте также: как развивается транспортно-дорожная сфера в Краснодаре.

Exit mobile version