Краснодарские известия

Сначала пугал, потом полюбили: как появился и развивался самый популярный общественный транспорт Краснодара

Со дня своего появления трамвай был и остается самым любимым общественным транспортом кубанской столицы. А при наших пробках еще и самым быстрым. Именно он способен перевозить больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно он идеален как для исторического центра, так и для отдаленных районов. Больше 120 лет старичок- трамвай перевозит екатеринодарцев-краснодарцев — вспомним вехи стального пути.

Бисова душа

Екатеринодарцы оценили трамвай буквально с первых дней его появления, хотя поначалу движущийся без посторонней помощи вагон пугал людей.

— Чим вона, бисова душа, совается? — спрашивали станичники у своих городских знакомых.

— Аж вон, бачишь, с дроту цепок высыть, то вона, бисова душа, тим цепком подпыраиця та й быжыть, — со знанием дела отвечали екатеринодарцы.

Этот диалог был записан корреспондентом «Кубанских областных ведомостей» в первые месяцы работы трамвая.

Презентация первого трамвайного вагона состоялась 10 декабря 1900 года. Для жителей Екатеринодара это стало грандиозным событием. Вдоль всего трамвайного пути столпился народ. Пять вагонов, украшенных флагами, двинулись по ул. Екатерининской и, повернув на Красную, остановились у городской управы (дом №42). Через всю главную улицу была протянута атласная лента: ее перерезала супруга наказного атамана Елизавета Малама. Ленту разрезали на мелкие кусочки и разбросали в толпу — на память об участии в пуске первого трамвая. А в конце торжеств инженеры трамвайного управления дали званый обед на ул. Красной, 64.

На следующий день в 7.30 открылось регулярное движение. Новинка так понравилась горожанам, что в ближайшее воскресенье весь Екатеринодар катался на трамвае, пришлось даже соединять по два вагона.

Трамваи шли по двум маршрутам — по линиям Красной и Екатерининской. Первая пролегала по ул. Красной — от Городского сада до современной ул. Хакурате, ее протяженность составляла 3,5 км; вторая (1,5 км) — по нынешней ул. Мира — от Красной до вокзала Краснодар-1. Жителей и гостей Кубани обслуживали 10 вагонов, катали со скоростью 10 км/час. В те времена интервал по времени между трамваями составлял всего 5 минут. И немудрено, ведь маршруты были короткими. Проезд стоил 5 копеек — как буханка хлеба.

Фото: https://www.myekaterinodar.ru/

Куда прокладывали рельсы

Екатеринодарцы быстро оценили удобство нового способа передвижения. Трамвай набирал популярность, и приезжавшие в город станичники уже не крестились при его появлении. И вскоре в городскую управу посыпались просьбы с городских окраин — Дубинки и Покровки — провести трамвайную линию и к ним.

В марте 1909 года гордума предоставила бельгийцам концессию на расширение трамвайного пути, и уже в 1909-1911-х были запущены линии по ул. Дмитриевской (ныне Горького) в сторону улиц Садовой и Медведовской (ныне Кирова) и далее — по ул. Кузнечной (сейчас Калинина) в сторону кожзаводов. А линию по Красной дотянули до Чистяковской рощи.

Трамвайная сеть становилась гуще. Екатерининскую линию продлили до ул. Медведовской, далее — до ул. Гимназической, с выходом к пристани на реку Кубань. По ней ночью перевозили грузы: с пристани на ж/д вокзал и обратно. Выручка акционеров выросла в 2,5 раза, однако прижимистым бельгийцам все было мало, и в 1910 году компания лишила права своих служащих ездить на трамвае вне службы бесплатно…

Заметим, что условия труда вагоновожатых и кондукторов были нелегкими: работали с раннего утра до поздней ночи, часто простывали — вагоны-то открытые. Люди требовали повысить зарплату, сократить рабочий день, обеспечить их спецодеждой. Бельгийцы на уступки не шли, и тогда рабочие и служащие предприятия объявили забастовку, полностью остановив трамвайное движение.

«Уволить всех до одного!» — возмутились хозяева. Но на следующий день начали бастовать и другие городские предприятия, даже газеты не вышли. Забастовка обошлась бельгийцам в 10 тыс. руб. штрафа за перерывы в движении, и акционеры пошли на уступки.

Фото: https://www.myekaterinodar.ru/

В Пашковку — на автомотрисе

Пашковский трамвай — особая история. Станичники, быстро оценив новый вид транспорта, стали сетовать, что при тогдашнем бездорожье доставлять в город жизненно важные продукты на лошадях крайне затруднительно… Для запуска трамвая казаки создали Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская на паях — так у бельгийского монополиста появился русский конкурент. Движение по новой линии открыли в марте 1912 года — от Пашковского тупика до Кооперативного рынка, связав станицу и город.

О строительстве узнала вся страна — это была первая междугородняя линия в России протяженностью 10 километров. Курсировали четыре автомотриса (смесь автомобиля и трамвая), для которых построили специальное помещение. Теперь на этом месте расположено Восточное трамвайное депо. Дым от автомобильного двигателя доставлял большие неудобства. Но, несмотря на копоть и высокую стоимость проезда (15 коп.), автотрамвай пользовался огромной популярностью.

Не отставали от казаков и бельгийцы, которые проложили новые линии и закупили новые вагоны на заводе MAN в Нюрнберге, приобрели превращаемые, то есть перестраиваемые для работы летом и зимой вагоны (до этого в Екатеринодаре круглый год эксплуатировались открытые шестискамеечные составы). По каждой линии ходил свой трамвайный маршрут — соблюдался принцип всех бельгийских предприятий на территории России: одна линия — одно направление.

В 1914 году Пашковскую трамвайную линию электрифицировали, но впоследствии разруха послевоенной России, смена власти отразились и на трамвайном хозяйстве: оно начало ветшать, маршруты стали закрываться. Тем не менее екатеринодарский трамвай оказался одним из немногих в России, который не останавливался даже во время Гражданской войны.

Фото: https://www.myekaterinodar.ru/

Все маршруты восстановили

Второго июня 1920 года трамвайные предприятия Краснодара национализировали и объединили с водоэлектрической станцией в трест «Водэлтрам». В течение пяти лет все прежние маршруты восстановили, и с февраля 1926-го открылось прямое трамвайное движение по ул. Гоголя: от ул. Красной до ж/д станции Краснодар-1. Билет стоил 10 коп., с пересадкой — 15 коп. В ноябре 1927 года появились проездные, или трамвайные карточки.

И после освобождения города от фашистов жизненно важные трамвайные артерии довольно быстро начинали действовать — уже 15 июня 1943 года было пущено пять вагонов по двум маршрутам: по улицам Пролетарской (Мира) и Красной.

«Жители Краснодара радостно встретили звонки первых трамваев. Они останавливались на улицах и улыбались вожатым в голубых вагонах…» — писала газета «Большевик».

На широкую колею

С 1934 года начинается переход краснодарской трамвайной системы с узкой колеи (1000 мм) на широкую (1524 мм). С появлением в начале 50-х младшего брата трамвая — троллейбуса — бывшая Екатерининская линия (по ул. Мира) была демонтирована, а трамвайные пути — перенесены с ул. Красной на ул. Коммунаров. В воскресниках на этих работах участвовал весь город. В начале XXI века перед городом вплотную встала проблема уличных заторов, и в сложившихся условиях трамвайная система Краснодара оказалась востребована как никогда. Расположение большинства линий на выделенном полотне вместе с приличным состоянием рельсового пути и подвижного состава обеспечили трамваю высокую скорость движения, недостижимую для безрельсового транспорта в условиях пробок, что привлекло к нему дополнительных пассажиров.

Сегодня трамвай переживает ренессанс: обновляется подвижной состав, строятся и проектируются новые маршруты. А трехлетнее обновление подвижного состава было самым крупным за всю историю трамвайного движения в нашем городе. И, несмотря на сложности, краснодарская система электротранспорта входит в число наиболее эффективных систем России.

Цифра

251 км станет протяженность трамвайной линии к 2040 г. — это вдвое больше, чем сегодня.

Так уже не ездят?

«Движение нашего трамвая в то время, когда он более всего нужен, это одна из казней египетских и более ничего».

«Вагоны уже на конечных пунктах напоминают собой банки с плотно примятой икрой».

«Вагон, переполненный до отказа, с висящими гроздьями тесно сплетенных тел на подножках, тяжело двигается с места. Деятельно обижая чужие мозоли, кондукторы мотаются по вагону, создавая ненужную давку, и назойливо пристают с приглашением платить за проезд».

Цитаты из газет Екатеринодара и Краснодара 1911, 1918 и 1933 гг. соответственно. Сайт «Новый трамвай Краснодара».

Неосуществленные проекты

1909-1911 годы

По первоначальным планам трасса Екатерининской линии должна была выйти на ул. Гимназическую через ул. Посполитакинскую (Октябрьскую), однако затем ее изменили.

1913 год

Было принято решение о строительстве и начат сбор средств на линию узкоколейной железной дороги (трамвая) «Екатеринодар — станица Елизаветинская — станица Ново-Марьянская».

1916-1933 годы

«Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская» предложило проект продолжения Пашковской линии до станицы Корсунской (Старокорсунской), однако станичное самоуправление тогда от него отказалось.

1948-1985 годы

В печати неоднократно упоминался проект продления Пашковской линии до аэропорта, ставший заново актуальным в 2010-х, после строительства новых жилых микрорайонов в районе аэропорта.

1955-1965 годы

Существовали планы строительства трамвайной линии на всем протяжении ул. Красных Партизан и организации маршрута «Улица Славянская — Роща». В ожидании трамвая улица долго не реконструировалась, но эти планы так и не осуществились.

1960-1980 годы

В Генплане города упоминалась идея прокладки на всем протяжении ул. Калинина — от центра до рубероидного завода — большого проспекта с трамвайным и троллейбусным движением в середине, по типу ул. Ставропольской. И когда в середине 70-х годов XX века поперек его трассы возвели главный корпус сельхозинститута, в нем оставили 5 арок: через центральную должен был проходить трамвай. Однако в конце 1970-х с подачи руководства сельхоз-института эту идею окончательно отвергли.

1967-1973 годы

Построенная в 1970 году линия по ул. Московской являлась лишь первой очередью запроектированной линии к компрессорному заводу, вторую очередь которой (по ул. Солнечной) так и не проложили, очевидно, из-за всеобщей тенденции к свертыванию строительства новых трамвайных линий.

1975-1985 годы

Существовал и отрицательный проект — для создания бульвара ликвидировать трамвайную линию по ул. Захарова, заменив ее проложенной к тому времени троллейбусной линией к железнодорожному мосту. Но трамвай «победил» троллейбус, и после демонтажа троллейбусной линии в 1989-1990 годах этот проект отпал сам собой (по материал сайта «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи»).

Читайте также: современный, экологичный, надежный — будущее за краснодарским трамваем.

Exit mobile version