«Соберите документы, спите в полглаза»
Стоит. Таково одно из мнений в пабликах и соцсетях, где публикуются видео, недавно снятые в нашем регионе. В них то люстра покачивается в мебельном магазине, то бежит непонятная дрожь в плавательном бассейне, а кто-то замечает подозрительную трещину в тротуаре. Комментаторы подогревают панические настроения. Мол, и нас тряханет, Турция-то рядом, держите документы под рукой, ребята, да спите в полглаза.
Турция действительно за углом. И после первых сокрушительных землетрясений в стране продолжаются довольно мощные подземные точки магнитудой более пяти баллов. Число погибших перевалило за семь тысяч человек, больше сорока тысяч раненных. Тысячи зданий разрушены. Трагедия колоссальная. К счастью, подобное у нас сейчас повториться не может, считает заместитель Южного научного центра РАН по науке, директор НИЦ прогнозирования и предупреждения геоэкологических и техногенных катастроф КубГУ Владимир Бабешко.
По типу помпы
— Владимир Андреевич, из открытых источников известно, что недавнее землетрясение в Турции — мощнейшее с 1939 года. Затронуло соседние Сирию, Ирак, Израиль, Ливан. Краснодарский край совсем рядом. Пожалуйста, скажите нашим читателям, стоит ли нам опасаться сильных толчков?
— Нет, не стоит. Мы находимся на Южно-Российской плите, так назовем, а Турция — на Аравийской. Процесс, который там сейчас происходит, мы называем субдукцией. Это когда морская литосферная плита начинает подползать под континентальную. Можно сказать, что континентальная засасывает морскую. Земля работает, как большой насос, как помпа.
— Почему это происходит?
— Чтобы это понять, нужно знать следующее. Морская литосферная плита имеет толщину всего 8 км, а континентальная — 40 км. Ядро планеты начинается с границы 2900 км, оно на 2000 километров в глубину жидкое, потом 500 км — металлическая часть. Так вот жидкая часть ядра время от времени выбрасывает так называемые плюмы, которые поднимаются вверх, подходят к коре Земли и выталкивают все на своем пути через вулканы. Континентальных вулканов очень мало, а вот океанических как раз много. И для того чтобы компенсировать это выталкивание, земля начинает втягивать тонкую литосферную плиту, что расположена на границе пластичной, можно сказать, жидкой, астеносферы. Литосферная плита подходит холодной, ломается, трескается и уходит вглубь примерно на 50-100 км, там расплавляется и потом растекается под корой, процесс называется спедингом. И именно загибание и подминание, приводящие хрупкий гранит и базальт плиты к растрескиванию, и вызывает сильные землетрясения. Что мы и наблюдаем сейчас в Турции.
А ведь Турцию предупреждали
— Толчки продолжаются, потому что процесс не завершился?
— Да, субдукция продолжается.
— А как объяснить видео в соцсетях с качающими где-то у нас люстрами?
— Это отголоски турецких толчков, их почувствовали в основном жители Сочи. У нас не было. Речь идет о колебаниях магнитудой более 3,5 баллов. Небольшие толчки в нашем регионе происходят регулярно, это нормальное явление. От Турции же всегда идет большое количество афтершоков, то есть повторных толчков, которые идут по затухающей. Кстати, страна подключена к европейской системе сейсмической безопасности. И сейсмолог из Нидерландов предупреждал турецких коллег за несколько дней, что будет землетрясение. Но его проигнорировали.
— Последнее такое же мощное и разрушительное землетрясение было в Японии, там тоже произошла субдукция?
— Да, землетрясение в Фукусиме произошло из-за того, что литосферная плита резко треснула и пошла вниз, образовалось мощное цунами.
— Владимир Андреевич, столько загадок для простого человека. Почему турецкое землетрясение спрогнозировали, а крутые японцы свое не смогли, получается?
— Почему не смогли? Смогли. Только проигнорировали, также как и турки. Тут нужно объяснить, почему. Перед землетрясением всегда бывает предвестник — рой мелких колебаний. На сейсмоопасных территориях это обычное явление. Рой часто возникает, рой и утихает… Точно известно, что это связано с постоянными приливными явлениями Луны, с их 6-часовым периодом. Когда естественный спутник над нами — он нас притягивает, литосферные плиты испытывают напряжение, потом оно уходит. И для Турции, и для Японии — обычное дело. Невозможно каждый раз объявлять эвакуацию. Вообще прогнозирование по роям имеет слабые места. Я же был в Японии, интересовался землетрясением в Фукусиме. Почему там проигнорировали рой? Потому что эпицентр был достаточно далеко от японских островов, на Китайской плите, в море сложно его обнаружить. Прогнозирования в водной среде — это отдельная, еще более сложная сфера, которой важно заниматься, развивать ее. И цунами, что смело Фукусиму, пришло незаметно, оно же идет всегда как плоская волна. Поднимается только когда подходит к берегу. Сейсмологам еще предстоит узнать, почему порой сильное землетрясение не вызывает цунами, а слабое это делает.
Плиты гонит атмосфера
— Расскажите о вашей уникальной системе прогнозирования.
— КубГУ и Южный научный центр при поддержке фонда РФФИ обнаружили новый тип землетрясений, который раньше не был описан. Мы его назвали стартовым. В чем суть. Раньше считаюсь, что землетрясение начинается, когда литосферные плиты сближаются и начинают давить одна на другую. А мы доказали, что землетрясение начнется, уже когда плиты сближаются. И это совершенно точно можно прогнозировать. Почему? Литосферные плиты медленно движутся, их гонит атмосфера. И это можно определить через ГЛОНАСС-приемники, Россия их уже начала выпускать. Каждый такой приемник связан с пятью спутниками и может улавливать перемещение в 5 сантиметров. На нашем черноморском побережье стоят 11 устройств.
— Как родилось открытие?
— Десять лет назад мы ездили и Канаду, обменялись опытом с местными сейсмологами, а потом создали гораздо более совершенную систему прогнозирования и наблюдения за землетрясениями. Расчеты удалось сделать, изучив сильнейшее землетрясение в армянском Спитаке 1988 года.
Стартовое землетрясение — на сегодняшний день единственное, которое можно прогнозировать и о нем предупредить. Поэтому так важно развивать это направление. Нужны серьезные инвестиции и поддержка Кубанского научного фонда.
Обнаружив и построив первыми в мире теорию стартового землетрясения, мы просто обязаны обеспечить полную безопасность нашего черноморского побережья, Краснодарского края, да и всей России. То, что у нас нет даже средств для автоматизарованого съема информации с высокоточных ГЛОНАСС-приемников, и сотрудник вынужден объезжать их с ноутбуком для получения информации, показывает в каком бедственном положении находится служба. Ранее были небольшие гранты Российского фонда фундаментальных исследований, теперь он закрыт. Кубанский научный фонд, открытый в нашем крае, благодаря поддержке губернатора, пока не ввел проблему сейсмологии края в число приоритетных, и это печально. Но следует вспомнить количество жертв турецких землетрясений, вдуматься в их ущерб — 15 млрд долларов — и вспомнить русскую поговорку: скупой платит дважды, а здесь будет в миллиард больше.